Найти тему
Людмила Мазур

Удостоен подарка от Императора Николая Второго

Фотограф М.П.Мазур в Севастополе удостоен Высочайшей Его Императорского Величества Государя Императора Николая II благодарности и подарка.
Фотограф М.П.Мазур в Севастополе удостоен Высочайшей Его Императорского Величества Государя Императора Николая II благодарности и подарка.

Мне всегда было интересно: подарок – это какие-то привилегии или материальный предмет? И вот я нашла объяснение в статье сотрудницы Музея обороны Севастополя Дьяконовой Ирины Анатольевны.

«В ноябре 1902 г. газета «Крымский вестник» поместила следующее сообщение: «Высочайше пожалован севастопольскому фотографу М. П. Мазуру за поднесение альбома «Открытие памятника Владимирцам, павшим в сражении на р. Альма» серебряный портсигар, украшенный золотым государственным гербом и драгоценными камнями» (с).

Серебряный портсигар, украшенный золотым государственным гербом и драгоценными камнями
Серебряный портсигар, украшенный золотым государственным гербом и драгоценными камнями

Вот он, этот подарок! Ну, или примерно такой. В нашей семье он, конечно же, не сохранился, наверное, был продан в годы голода после гражданской войны, или потерялся.

Придворный фотограф очень гордился этим драгоценным предметом и всячески намекал на присутствие портсигара среди семейных артефактов. Вот на этой фотографии я разглядела сигаретки в руках у каждого из персонажей фотосюжета: у самого Мазура, у его кума Константина Васили и у третьего мужчины. А на полу, у ног сидящего со скрещенными ногами Михаила Павловича – небольшой прямоугольный предмет. Может быть, это и есть тот самый портсигар? Что-то мне подсказывает, что именно он!

Слева направо: стоят жена Константина Васили - Анастасия, К.Васили, Неизвестный (пока), Неизвестная. Сидят: неизвестная, Мазур М.П., жена Мазура Анисия.
Слева направо: стоят жена Константина Васили - Анастасия, К.Васили, Неизвестный (пока), Неизвестная. Сидят: неизвестная, Мазур М.П., жена Мазура Анисия.

«Этот драгоценный подарок был вручен придворному фотографу за то, что 8 (20) сентября 1902 г. Михаил Павлович снимал торжественную церемонию открытия на Альминском поле памятника Владимирскому пехотному полку, отличившемуся в Альминском сражении 8 (20) сентября 1854 г." (с). Из этих снимков он сформировал альбом, оформил его и преподнес царю.

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт‑Петербурга я нашла красивую обложку альбома и несколько фотографий из него.

Фотоальбом "Открытие памятника Владимирцам, павшим в сражении при реке Альме 8 сентября 1854 г." Дата съёмки: 8 сентября 1902 г.
Фотоальбом "Открытие памятника Владимирцам, павшим в сражении при реке Альме 8 сентября 1854 г." Дата съёмки: 8 сентября 1902 г.

Получается, этот фотоальбом в 1902 году был равен по стоимости ювелирному изделию?

Участники церемонии открытия памятника во время молебна.
Участники церемонии открытия памятника во время молебна.

"Участники церемонии открытия памятника во время молебна". Если внимательно посмотреть, памятник еще скрыт тканью. Офицеры и солдаты, военные музыканты стоят на одном колене, молятся за упокой души погибших солдат. Ведь этот памятник солдатам и офицерам Владимирского пехотного полка, открытый в 1902 году на поле Альминского сражения – первый памятник в России, увековечивший простого солдата.

Что интересно, зрители, пришедшие на церемонию, стоят на обеих ногах. Скорее всего, это - жители села Бурлюк (теперь Вилино), недалеко от которого возвели мемориал.

Военные и гражданские чины, священнослужители, горожане во время церемонии открытия памятника.
Военные и гражданские чины, священнослужители, горожане во время церемонии открытия памятника.

"Военные и гражданские чины, священнослужители, горожане во время церемонии открытия памятника", так называется это снимок в архиве. Ткань уже снята, знамена развеваются, солдаты и офицеры отдают честь павшим.

И в этом проявился репортерский талант придворного фотографа, такие моменты надо уловить! Посмотрите: люди на фото не позируют, это живой снимок. А какая резкость и четкость! А ведь аппаратура была не так совершенна, как сейчас.

Священнослужитель с офицерами и солдатами [61 пехотного Владимирского полка] у памятника в день его открытия.
Священнослужитель с офицерами и солдатами [61 пехотного Владимирского полка] у памятника в день его открытия.

"Священнослужитель с офицерами и солдатами [61 пехотного Владимирского полка] у памятника в день его открытия" - это уже постановочное групповое фото. Люди замерли и позируют. Священник - в центре, как представитель церкви, ответственной за переход от жизни к смерти и памяти об умерших.

Группа офицеров [61 пехотного Владимирского полка] у памятника в день его открытия.
Группа офицеров [61 пехотного Владимирского полка] у памятника в день его открытия.

А на этом снимке - только офицеры 61 пехотного Владимирского полка.

Здесь - не все фотографии, альбом, мне кажется, был более объемным. Но других я не нашла.

Памятник в память Альминского сражения. Фигура была выполнена в Италии скульптором Баскерини в 1902 году.
Памятник в память Альминского сражения. Фигура была выполнена в Италии скульптором Баскерини в 1902 году.

Так выглядел памятник вблизи в начале 20 века. Такие карточки издавались для иностранцев. Надпись дублируется на французском языке.

Мемориальный комплекс «Поле Альминского сражения» расположен недалеко от современного села Вилино (раньше именовалось Бурлюк), в Бахчисарайском районе. Именно здесь в сентябре 1854 года в устье реки Альмы была одна из наиболее кровопролитных битв Крымской войны 1853-1856-го года. Здесь находятся братские могилы павших воинов.

На этом месте в ходе битвы при Альме 8 сентября 1854 г. Владимирский мушкетёрский полк под командой полковника Ковалёва доблестно отражал атаки англичан, три раза бросаясь в штыки и опрокидывая их к реке. Он потерял 51-го офицера и 1260 нижних чинов убитыми и раненными.

Памятник открыт 8 сентября 1902 г. Возведён он 61-м пехотным Владимирским полком в командовании полковника Бокщанина на средства, пожалованные Государем Императором Александром II.

"Памятник солдатам Владимирского полка, установленный в 1902 г., и строительство каменной ограды вокруг этих монументов в 1904 г. довершили облик Мемориала. Это был первый в Российской империи памятник, на котором установили фигуру солдата – человека низшего чина (не забудем про бюст матроса Игнатия Шевченко в Севастополе). Скульптура была размером в натуральную величину, отличалась необычайной естественностью и экспрессией: солдат изображен в момент атаки, с ружьём наперевес, его обнаженная голова перевязана платком. Мраморная фигура была выполнена в Италии скульптором Баскерини."

В 1941 г., когда Вилино захватили немцы, мемориальный комплекс даже посетили фельдмаршал Манштейн и румынский король. Памятник пережил всю войну, однако, увы, был разбит в мирное время мародерами незадолго перед столетием Альминского сражения. Новый “солдат” был заказан в Киеве у скульптора Марии Казакевич и в 1999 г. занял свое место на постаменте.

Новый памятник "простому солдату". Скульптор Мария Казакевич, создан в 1999 году. Фото 2020 года.
Новый памятник "простому солдату". Скульптор Мария Казакевич, создан в 1999 году. Фото 2020 года.

А в 2020 году, спустя 118 лет, мы с семьей поехали посмотреть мемориальный комплекс на поле Альминского сражения. Он расположен недалеко от Севастополя. И тогда я даже не подозревала, что это место – тоже один из маршрутов деятельности моего прадеда.

Как видно, «почётных званий и драгоценных подарков М. П. Мазур был удостоен так как, кроме выполнения портретной съёмки в ателье, он работал как фоторепортёр, проводил съёмки важных событий в истории города» (с).

P.S. Статью Дьяконовой И.А. любезно прислал мне наш известный историк архитектуры Севастополя @Степан Самошин.

Я связалась с Ириной Анатольевной, и она обрадовала меня прекрасной новостью: в июне 2024 г. в музее планируется открытие выставки о фотографах Севастополя конца 19 - начала 20 в., где большой раздел будет посвящен М.П. Мазуру.

А еще из этой статьи я узнала еще об одной моей троюродной сестре! И она моя тезка, тоже Людмила. Она – внучка Константина Михайловича Мазура. Я с ней связалась. Такое счастье! Убеждаюсь не в первый раз: все-таки, кровь – не водица! Мы друг о друге все эти годы ничего не знали, хотя и жили в Москве. Но когда я говорила с ней по телефону, было странное ощущение, что говорю сама с собой: те же интонации, тот же смех, эмоциональные реакции. Мистика!