Мне всегда было интересно: подарок – это какие-то привилегии или материальный предмет? И вот я нашла объяснение в статье сотрудницы Музея обороны Севастополя Дьяконовой Ирины Анатольевны.
«В ноябре 1902 г. газета «Крымский вестник» поместила следующее сообщение: «Высочайше пожалован севастопольскому фотографу М. П. Мазуру за поднесение альбома «Открытие памятника Владимирцам, павшим в сражении на р. Альма» серебряный портсигар, украшенный золотым государственным гербом и драгоценными камнями» (с).
Вот он, этот подарок! Ну, или примерно такой. В нашей семье он, конечно же, не сохранился, наверное, был продан в годы голода после гражданской войны, или потерялся.
Придворный фотограф очень гордился этим драгоценным предметом и всячески намекал на присутствие портсигара среди семейных артефактов. Вот на этой фотографии я разглядела сигаретки в руках у каждого из персонажей фотосюжета: у самого Мазура, у его кума Константина Васили и у третьего мужчины. А на полу, у ног сидящего со скрещенными ногами Михаила Павловича – небольшой прямоугольный предмет. Может быть, это и есть тот самый портсигар? Что-то мне подсказывает, что именно он!
«Этот драгоценный подарок был вручен придворному фотографу за то, что 8 (20) сентября 1902 г. Михаил Павлович снимал торжественную церемонию открытия на Альминском поле памятника Владимирскому пехотному полку, отличившемуся в Альминском сражении 8 (20) сентября 1854 г." (с). Из этих снимков он сформировал альбом, оформил его и преподнес царю.
В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт‑Петербурга я нашла красивую обложку альбома и несколько фотографий из него.
Получается, этот фотоальбом в 1902 году был равен по стоимости ювелирному изделию?
"Участники церемонии открытия памятника во время молебна". Если внимательно посмотреть, памятник еще скрыт тканью. Офицеры и солдаты, военные музыканты стоят на одном колене, молятся за упокой души погибших солдат. Ведь этот памятник солдатам и офицерам Владимирского пехотного полка, открытый в 1902 году на поле Альминского сражения – первый памятник в России, увековечивший простого солдата.
Что интересно, зрители, пришедшие на церемонию, стоят на обеих ногах. Скорее всего, это - жители села Бурлюк (теперь Вилино), недалеко от которого возвели мемориал.
"Военные и гражданские чины, священнослужители, горожане во время церемонии открытия памятника", так называется это снимок в архиве. Ткань уже снята, знамена развеваются, солдаты и офицеры отдают честь павшим.
И в этом проявился репортерский талант придворного фотографа, такие моменты надо уловить! Посмотрите: люди на фото не позируют, это живой снимок. А какая резкость и четкость! А ведь аппаратура была не так совершенна, как сейчас.
"Священнослужитель с офицерами и солдатами [61 пехотного Владимирского полка] у памятника в день его открытия" - это уже постановочное групповое фото. Люди замерли и позируют. Священник - в центре, как представитель церкви, ответственной за переход от жизни к смерти и памяти об умерших.
А на этом снимке - только офицеры 61 пехотного Владимирского полка.
Здесь - не все фотографии, альбом, мне кажется, был более объемным. Но других я не нашла.
Так выглядел памятник вблизи в начале 20 века. Такие карточки издавались для иностранцев. Надпись дублируется на французском языке.
Мемориальный комплекс «Поле Альминского сражения» расположен недалеко от современного села Вилино (раньше именовалось Бурлюк), в Бахчисарайском районе. Именно здесь в сентябре 1854 года в устье реки Альмы была одна из наиболее кровопролитных битв Крымской войны 1853-1856-го года. Здесь находятся братские могилы павших воинов.
На этом месте в ходе битвы при Альме 8 сентября 1854 г. Владимирский мушкетёрский полк под командой полковника Ковалёва доблестно отражал атаки англичан, три раза бросаясь в штыки и опрокидывая их к реке. Он потерял 51-го офицера и 1260 нижних чинов убитыми и раненными.
Памятник открыт 8 сентября 1902 г. Возведён он 61-м пехотным Владимирским полком в командовании полковника Бокщанина на средства, пожалованные Государем Императором Александром II.
"Памятник солдатам Владимирского полка, установленный в 1902 г., и строительство каменной ограды вокруг этих монументов в 1904 г. довершили облик Мемориала. Это был первый в Российской империи памятник, на котором установили фигуру солдата – человека низшего чина (не забудем про бюст матроса Игнатия Шевченко в Севастополе). Скульптура была размером в натуральную величину, отличалась необычайной естественностью и экспрессией: солдат изображен в момент атаки, с ружьём наперевес, его обнаженная голова перевязана платком. Мраморная фигура была выполнена в Италии скульптором Баскерини."
В 1941 г., когда Вилино захватили немцы, мемориальный комплекс даже посетили фельдмаршал Манштейн и румынский король. Памятник пережил всю войну, однако, увы, был разбит в мирное время мародерами незадолго перед столетием Альминского сражения. Новый “солдат” был заказан в Киеве у скульптора Марии Казакевич и в 1999 г. занял свое место на постаменте.
А в 2020 году, спустя 118 лет, мы с семьей поехали посмотреть мемориальный комплекс на поле Альминского сражения. Он расположен недалеко от Севастополя. И тогда я даже не подозревала, что это место – тоже один из маршрутов деятельности моего прадеда.
Как видно, «почётных званий и драгоценных подарков М. П. Мазур был удостоен так как, кроме выполнения портретной съёмки в ателье, он работал как фоторепортёр, проводил съёмки важных событий в истории города» (с).
P.S. Статью Дьяконовой И.А. любезно прислал мне наш известный историк архитектуры Севастополя @Степан Самошин.
Я связалась с Ириной Анатольевной, и она обрадовала меня прекрасной новостью: в июне 2024 г. в музее планируется открытие выставки о фотографах Севастополя конца 19 - начала 20 в., где большой раздел будет посвящен М.П. Мазуру.
А еще из этой статьи я узнала еще об одной моей троюродной сестре! И она моя тезка, тоже Людмила. Она – внучка Константина Михайловича Мазура. Я с ней связалась. Такое счастье! Убеждаюсь не в первый раз: все-таки, кровь – не водица! Мы друг о друге все эти годы ничего не знали, хотя и жили в Москве. Но когда я говорила с ней по телефону, было странное ощущение, что говорю сама с собой: те же интонации, тот же смех, эмоциональные реакции. Мистика!