Найти в Дзене

Отзыв на книгу "По Уссурийскому краю. Дерсу Узала" Владимира Арсеньева

Обложка не от аудиокниги, которую я слушала. Просто, как образец
Обложка не от аудиокниги, которую я слушала. Просто, как образец

Про Дерсу Узала я слышала, как и про одноименный фильм Акиры Куросава, а во время тотального диктанта писали про Арсеньева.

Прослушала книгу и она мне понравилась. Это, конечно, не документальное произведение на 100%, в нем присутствует художественность, но слушать было интересно.

В книге описывают местную флору и фауну, население и их верования. Некоторое внимание было уделено населению в целом и их взаимоотношениям. Дерсу Узала был нанайцем (гольдом), также упоминались тазы (удэхейцы), китайцы, корейцы, японцы, туземцы.

Азиаты пришли в Уссурийский край и начали притеснять местное население, сделав его рабами и загнав в неоплатные долги. Ситуация обострялась тем, что местное население было необразованное, ничего не знало знало о деньгах, было наивно, чем и пользовались азиаты. При этом азиаты (китайцев было больше всего) принимали путников у себя дома. Предоставляли им дом и еду на 3 дня бесплатно, потом надо было платить.

Дерсу Узала после охоты часть добычи отдавал местному населению, китайцам или староверам, в общем всем, кто был поблизости. Еще он оставлял на месте биваков немного еды и спички.

Арсеньев и Узала познакомились случайно во время экспедиции, после чего сходили еще в несколько вместе.

Дерсу Узула мне понравился. Добрый, открытый, заботящийся о других, а также о растениях и животных. Не имея образования и плохо говоря по-русски, он обладал невероятными знаниями выживания в тайге и был очень мудр.

Впервые Дерсу появился, когда ему было 53, а в конце книги - 58-59 лет, но его все время называли стариком. По нашим меркам Дерсу не старик, но в начале 1900-х, конечно, он был стариком.

Арсеньев описывает несколько моментов, когда над Дерсу посмеивались, но, в целом, это было не от злобы, хотя один момент меня поразил. Дерсу встретил знакомого старовера, с которым прекрасно общался, а потом этот старовер негативно высказался о Дерсу, в том числе назвав его нехристем.

Арсеньев немного внимания уделил верованиям местного населения. Он отмечает один момент, когда Дерсу рассказывал про черта, а солдаты (члены экспедиции) подсмеивались над ним, но сами верили в домового.

В этой книге я второй раз в жизни встретила слово "камлание". Первый раз это было в книге "Сказочная Чукотка
".

В книге был один момент, который удивил меня больше всего. Арсеньев и Дерсу Узала были вдвоем в походе и голодали, еще у них были проблемы с водой. Как-то Арсеньев увидел бруснику и начал есть, при этом Дерсу сказал, что видел бруснику раньше, но не знал, что она съедобна.

В какой-то момент Дерсу начал плохо видеть и Арсеньев забрал его к себе в город, но через некоторое время гольд ушел обратно в тайгу, т.к. не смог приспособиться к жизни в городе. Еще через некоторое время его нашли ограбленным и убитым.

В книге есть хорошая вступительная статья об Арсеньеве.

Эти двое внесли большой вклад в изучение Уссурийского края и память о них увековечена не только в дошедших до нас книгах и фильмах, но и в городе, которому присвоили имя Арсеньева, а также в памятниках.