Найти тему
One Wolli Psychologies

Теория психологических ролей: ключ к пониманию себя и окружающих

Оглавление

Эрик Берн, выдающийся психолог и психотерапевт, утверждал, что у каждого человека есть свой уникальный набор ролей, которые он играет в разных ситуациях. Каждый из нас бывает во всех трёх эго-состояниях и исходя из него строит коммуникацию. Например, в отношениях с родителями мы можем играть роль ребенка, а в отношениях с друзьями - роль взрослого. В профессиональной сфере мы можем быть родителем для наших подчиненных или ребенком для нашего босса.

Берн предложил модель, в которой каждый человек играет определенную роль в своей жизни. Эта модель основывается на предположении, что каждый из нас имеет три основные психологические состояния или «эго-состояния»: Родитель, Взрослый и Ребенок.

-2

Ребенок же является нашим эмоциональным состоянием, которое характеризуется непосредственностью, игривостью, а также уязвимостью и наивностью. Родительское состояние содержит в себе все знания, ценности и убеждения, которые мы унаследовали от наших родителей и других авторитетных фигур. Оно включает в себя правила, нормы и ожидания, которые определяют наше поведение. Взрослое же состояние представляет собой рациональное и объективное мышление, которое позволяет нам принимать решения на основе фактов и информации.

Разберем каждую роль более подробно.

Позиция «Ребенок»

Это про инфантилизм, подчинение взрослому, передача ответственности за принятие решений, отсутствие личных границ, спонтанность, приоритет на своих желаниях, переживания из-за внешней критики. 

Эта часть личности определяется желаниями и эмоциями. Здесь свойственны детские реакции, желание разделить всё на чёрное и белое и позиция «хочу – не хочу». Также свойственны спонтанные, необдуманные действия.

Часто эта позиция ребенка представляет как бы нас самих из детства, возможны схожие желания и реакции как в детстве.

-3

Основная задача «Ребенка»: придумывать желания, мечтать, создавая стимул к действию, делать жизнь более яркой и насыщенной, наполнять ее весельем.

Когда «Ребенок» выходит из под контроля, человек становится обидчивым, зависимым от чужого мнения, легкомысленным, безответственным, не способным контролировать себя.

Позиция «Родитель»

Это про желание доминирования, желание научить, опекать, критиковать, ругать, нарушать личные границы подопечного. 

Позиция родителя – это позиция старшего, в котором есть и положительные и негативные стороны. С одной стороны забота и опека, п с другой – контроль, принуждение и снисходительное обращение. Позиция родителя звучит как «должен» и «обязан». Это проявляется и как по отношению к себе, так и к другим. Занимая эту позицию мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать». В процессе учим, критикуем и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим и защищаем.

-4

Самая главная задача «Родителя»: заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Когда «Родитель» выходит из под контроля, человек становится чересчур критичным, заботится о других в ущерб себе, слишком много на себя берет, не умеет отдыхать и делегировать.

Позиция «Взрослый»

Это воплощение равноправия, уважения личных границ, разграничения ответственности и признания собеседника как отдельной личности, которая вправе иметь своё мнение и поступать в соответствии со своими убеждениями. 

Позиция взрослого – это голос здравого смысла. Взаимодействуя с людьми из этой позиции мы получаем разумное и адекватное общение. Человек может рассмотреть все точки зрения, считая всех участников взаимодействия равными и достойными равной выгоды. Взрослая часть личности отвечает за четкие планы и материальное благополучие. В этом состоянии человек чувствует спокойствие и уверенность.

Это часть личность, которая сформировалась благодаря нашему личному, уже «переработанному» опыту, который не состоит из проекций, обид и чьих-либо ожиданий.

-5

Самая главная задача «Взрослого»: договариваться, находить компромисс, видеть вещи такими, какие они есть, строить планы и действовать.

Сценарии

Кроме того, есть определённые сценарии поведения, которые мы неосознанностей отыгрываем с собеседником. Мы общаемся как взрослый-взрослый, родитель-ребёнок, взрослый-родитель и так несколько комбинаций. 

Таким образом в нас самих всегда присутствуют все три роли и проявляются в разных ситуациях. Важно лишь понимать насколько целесообразно и нужно сейчас влияние той или иной роли.

Например, возьмем процесс достижения цели. Начинается всё с ребенка, который увидел и захотел. Затем вступает взрослая часть оценивает возможности, строит планы и действует. А родитель не дает свернуть с пути, контролирует, критикует, стимулирует, напоминает.

Дисбаланс ролей

Иногда случается так, что в одном человеке может быть слишком много и «Ребенка» и «Родителя», но критически не хватать рассудительного «Взрослого». И тогда мы можем увидеть, что человек может быть слишком обидчивым, придирчивым, навязывать свое мнение и в то же время зависеть от чужого. И когда человек иногда слишком придирчив, иногда ему совсем на все плевать, может возникать дисбаланс, приводящий к колебаниям настроения и самооценки.

Часто проблема лишь в том, какое небольшое место занимает позиция "Взрослого" среди всех трех. Однако, если человек считает себя взрослым, то он может начать относиться к другим как к детям или родителям, что может привести к конфликтам и непониманию.

Важно понимать, что цель - это не всегда быть в позиции взрослого. Важно лишь стремиться к балансу всех трех позиций. Все они важны, но в разное время и в разных ситуациях. Главное не поддаваться стереотипному мышлению и ограничению восприятия, не оценивать других только по их позиции, не учитывая индивидуальные особенности и контекст ситуации.

В целом, позиции по Эрику Берну могут помочь людям лучше понять себя и свои отношения с окружающими, если уметь их замечать и контролировать в себе.

Больше интересного в нашем телеграмм-канале, ссылка в описании🎧

◾️Записаться на консультацию можно на нашем сайте, ссылка также в описании▫️