Найти тему

Советы психолога

Оглавление

Автор О. Н. Колесникова

«...Еще раз о наказании»

Правила для тех, кто наказывает (по В. Леви):

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнения — наказывать или не наказывать, — не наказывайте! Никаких наказаний «на всякий случай»
  3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно — за все сразу, а не поодиночке за каждое. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!
  4. Никогда, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем-то! Можно отменять только наказания.
  5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  6. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!
  7. Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью.
  8. Ребенок не должен бояться наказания.
Добавьте описание
Добавьте описание

Нельзя наказывать и ругать:

• когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, реакции непредсказуемые;

• когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;

• сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам), нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);

• когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, подвижностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность — короче, во всех случаях, когда что-то не получается.

Темперамент ребенка

Темперамент (дословно) — надлежащее соотношение частей, соразмерность. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр. В психологии выделяют четыре типа темперамента.

Добавьте описание
Добавьте описание

Сангвиник

Положительные черты: общительность, энергичность, быстрое приспосабливание к новым условиям, контактность

Отрицательные черты: несобранность, небрежность, непостоянство, распыленность интересов

Меры воздействия: не следует ограничивать живость и активность ребенка, нужно учить его доводить начатое дело до конца, внимательно относиться к сверстникам, считаться с мнением других, формировать устойчивые привязанности, интересы.

Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Как вести себя родителям? Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать их неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. Одновременно с этим с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.

Добавьте описание
Добавьте описание

Холерик

Положительные черты: активность, напористость, решительность, подвижность, эмоциональность

Отрицательные черты: повышенная возбудимость, импульсивность, несдержанность, резкость

Меры воздействия: нельзя ограничивать активность малыша, применять к нему такие меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы. (От этого усиливается возбуждение.) Необходимо вырабатывать сосредоточенность, усидчивсть; учить соблюдать правила общения (говорить спокойно, ждать своей очереди, считаться с желаниями других).

Это малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такой ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре холерик — экспериментатор.

Как вести себя родителям? Самое главное — занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Спорт хорошо дисциплинирует холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и пр.

Добавьте описание
Добавьте описание

Флегматик

Положительные черты: уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность

Отрицательные черты: медлительность, вялость, безучастность к окружающему

Меры воздействия: нельзя использовать окрики, угрозы, желая заставить действовать быстрее. (Такие сильные раздражители оказываются тормозящее воздействие и приводят к еще большему замедлению темпа деятельности.) Необходимо развивать двигательную активность, коммуникативные навыки.

Это ребенок невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет.

Как вести себя родителям? Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — от этого флегматик начинает действовать еще медленнее. Для флегматика совершенно не подходит атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: чаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша не стали стереотипными, давайте ему больше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить флегматика в музеи, на выставки, в библиотеку, пусть он пополняет свой эмоциональный опыт.

Добавьте описание
Добавьте описание

Меланхолик

Положительные черты: высокая чувствительность, высокий уровень самоконтроля, способность к эмпатии

Отрицательные черты: неуверенность, замкнутость, боязливость, тревожность

Меры воздействия: нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, подчеркивать недостатки. Следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение, необходимо развивать общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности.

Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям («Почему дядя такой сердитый?», «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, он обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызывать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.). Также ребенок-меланхолик быстро утомляется.

Как вести себя родителям? Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка-меланхолика надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно уметь вселить в него уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У такого ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще вспоминайте с ним положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и есть и т. д.).

Памятка для родителей агрессивного ребенка

Добавьте описание
Добавьте описание

Поведение взрослого: Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

Что при этом говорят и делают родители: «Прекрати!», «Не смей так говорить!» Родители наказывают ребенка

Как ведет себя ребенок: агрессивно. (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте.)

Почему ребенок так поступает: ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Поведение взрослого: игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Что при этом говорят и делают родители: родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка, или считают, что ребенок еще мал

Как ведет себя ребенок: агрессивно. (Ребенок продолжает действовать агрессивно.)

Почему ребенок так поступает: ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Поведение взрослого: родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Что при этом говорят и делают родители: если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Как ведет себя ребенок: скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом

Почему ребенок так поступает: ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?

Коррекция поведения предлагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за невыполнение правил). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо себя вести, в отместку родителям делать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой видимой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из ситуации.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Шпаргалка для взрослых, или Правила для родителей агрессивных детей

  1. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения сами.
  3. Будьте последовательны в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки (если вы что-либо запрещаете делать сегодня, это нельзя и завтра и послезавтра).
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучайте ребенка приемлемым способом выражения гнева.
  6. Давайте ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего (волнующего, расстраивающего) события.
  7. Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Отрабатывайте новые способы реагирования в конфликтных ситуациях.
  9. Учите брать ответственность на себя.

«Как научить ребенка управлять своим поведением?»

Простые правила

Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности и избавит вас от чтения бесконечных нотаций. Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия:

Добавьте описание
Добавьте описание

• правило должно быть конкретным;

• каждое правило лучше повторять по нескольку раз;

• правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;

• повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет;

• формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи»);

• обосновывайте для ребенка применение правила;

• если ребенок испытывает правило на прочность, провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и твердыми в выполнении правила;

• взрослые сами должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.

Игры для развития самоконтроля

Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.

Солнечные зайчики —
 Прыг, прыг, скок.
 Прыгают, как мячики,
 Прыг, прыг, скок.

Взрослый читает потешку и показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик «устает, прячется в норку и засыпает».

Игра «Волшебное зеркало»

Цели: отрабатывать навыки взаимодействия взрослого и ребенка; развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своем теле, умение повторять движение взрослого.

Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!

Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить.

Игра «Ласковые лапки»

Цели: снять напряжение, мышечные зажимы; снизить агрессивность; развивать чувственное восприятие; гармонизировать отношения между взрослым и ребенком.

Взрослый подбирает несколько (6—7) мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Выкладывает их на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ее ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно угадать, какой «зверек», т. е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант: «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену.

Игра «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести свою ладонь на листке бумаги. Затем предложить «оживить» ладошки — нарисовать им глазки, ротик, носик и раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросить: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, взрослый должен сам проговорить диалог. При этом важно сказать, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела — мастерить, здороваться, играть — и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на условия, то через заранее обговоренное время необходимо снова поиграть в эту игру и «заключить договор» на более длительный срок, похвалив послушные руки и хозяина.

Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком

Что делать?

• Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать прописанное лекарство.

• Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить ребенку вред.

Добавьте описание
Добавьте описание

• Помнить, что главное лекарство ребенка — это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

• Не забывать, что любое разногласие усиливает у малыша негативное проявление.

• Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего самим родителям следует четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он доложен встать, когда пойти гулять и т. д.

• Использовать возможности игры в полной мере: дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредоточиваться и быть внимательным; подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будут плавание, бег, велосипедный спорт; сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками. Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.

• Читать вместе с ребенком его любимые сказки.

• Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

• Стараться делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.

• Учиться владеть собой, исключить крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

• Не замыкаться в себе, поговорить об особенностях вашего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.

• Поручить ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполнять их за него.

• Завести дневник контроля и отмечать в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумать графы и знакомую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

• Ввести балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете отметить каждый хороший поступок.

• Стараться ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенные или заниженные требования.

• Четко определить для ребенка рамки дозволенного. Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.

• Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

• Оберегать ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.

• Стараться создавать дома спокойную атмосферу.

• Следить за сном ребенка, он должен высыпаться.

• Развивать в ребенке осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ему необходимо подумать, представить свои действия и их последствия.

• Не забывать, что ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

• Использовать физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомлять ребенка.

• Найти занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.

Застенчивый ребенок

Застенчивые дети похожи друг на друга — сутулые плечи, взгляд в пол, зажатость во всем теле. В ситуации вынужденного общения они не могут найти ответы на самые простые вопросы, готовы убежать, спрятаться, лишь бы их оставили в покое. Скованность, настороженность и смущение не только не позволяют такому ребенку общаться с посторонними взрослыми, но и лишают его обычных детских радостей — веселых игр с другими детьми. И такое положение вещей должно вызвать у родителей тревогу за будущее ребенка.

Добавьте описание
Добавьте описание

Чтобы малыш не начал фиксировать внимание на своих «недостатках» и научился верить в собственные силы, вы должны быть к нему очень внимательны и посвящать ему много времени.

Что нужно делать?

• Найдите для ребенка такое занятие, которое будет ему особенно интересно и даст возможность раскрепоститься, проявить свои способности.

• Развивайте воображение ребенка — это поможет расширить его кругозор и обогатить словарный запас, ему будет легче найти темы для разговора с друзьями.

• Играйте с ребенком в подвижные игры и помогайте ему в коллективных играх с другими детьми (первое время следите, чтобы он не оставался в проигрыше, но постепенно инициатива должна перейти в его руки).

• Всегда оставляйте малышу шанс исправить свои ошибки и почувствовать себя победителем: «Не получилось? Ничего страшного, у тебя обязательно все получится в следующий раз!»

• Воспользуйтесь разработками психологов: например, разыграйте мини-спектакль, взяв за основу стихотворение, которое ребенок хорошо знает и любит, — с подходящими движениями, жестами, мимикой.

Как научить ребенка слушаться?

Простые правила

  1. Не отменяйте установленные требования и распоряжения без крайней на то необходимости. Ребенок должен знать, что не подлежит обсуждению — отправляться в положенное время вечером в постель или нет.
  2. Просьбу или распоряжение следует формулировать четко и ясно для ребенка. Например: не «Я не понимаю, почему так шумно?!», а «Я занята важным делом, поэтому прошу не шуметь пока. Можешь порисовать в своей комнате».
Добавьте описание
Добавьте описание
  1. Не стоит задавать риторические вопросы типа «Почему твоя одежда такая грязная?» Лучше сказать: «Сними грязную футболку и надень чистую».
  2. Приучите ребенка слушаться с первого слова и сразу же выполнять поручение. Если вы пять раз повторите, например, «Выключи телевизор!» или «Не ходи в грязной обуви по дому, надень тапки» и не предпримите последующих действий, чтобы это было сделано, малыш будет считать все ваши слова пустым звуком.
  3. Между родителями не должно быть разногласий в отношении какого-либо правила, касающегося поведения ребенка, особенно в присутствии малыша. Если все же это произошло, то следует в присутствии ребенка прийти к общему согласию. Он будет знать, что, если провинился перед мамой, папа также осудит такое поведение.
  4. Непослушание не должно оставаться безнаказанным, а при повторном нарушении правил следует усилить меру наказания.
  5. Нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера.
  6. И напротив, не нужно постоянно командовать ребенком и слишком часто давать поручения. На то он и ребенок, чтобы иногда пошалить и насладиться прекрасной порой — детством.
  7. Ребенок должен получать посильные задания, соответствующие его пониманию и умению. Слишком простые не лучше чересчур сложных.
  8. Не принесет ничего хорошего фамильярное отношение сына или дочери к вам. Также дети не должны видеть этого и со стороны других членов семьи. Если отец неуважительно отзовется о маме (и наоборот), рано или поздно ребенок повторит это.
  9. Не забывайте золотое правило: во всем дети видят ваш пример. Не позволяйте себе то, что запрещено делать ребенку.

Естественно, родители — не бездушные роботы по дрессировке детей, во всем нужно найти причину неудовлетворительного поведения и с пониманием и любовью спокойно научить ребенка послушанию.

Как говорить ребенку «нет» и не чувствовать себя виноватым?

Простые правила

  1. Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит, что, прежде чем сказать «да» или «нет», согласиться или отказаться, вам обязательно нужно подумать, вникнуть в суть просьбы или предложения, с которыми к вам обращается ребенок.
  2. Внимательно выслушайте и вникните в суть дела. Если что-то непонятно, расспросите, уточните детали. Этим вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, мы часто говорим «да» или «нет» машинально, под настроение. Во-вторых, ребенок, которого вы слушаете внимательно, почувствует, что он вам небезразличен. В результате вы проясните для себя позицию собеседника.
  3. Покажите ребенку, что вы признаете его правило иметь собственное мнение.
  4. Объясните коротко и внятно, что вы не можете (не хотите) делать то, о чем вас просят. Коротко назовите (объясните) причину отказа. Чем младше ребенок, тем короче и проще надо говорить. Если ребенок не внял вашему «нет» и продолжает вас уговаривать, реагируйте как «автоответчик» — повторяйте одно и то же. А именно: на каждый новый довод (выпад, скулеж) реагируете так:
Добавьте описание
Добавьте описание

• соглашаетесь с доводами («Я понимаю, тебе хочется иметь велосипед», «Я понимаю, в этой компании ты давно не был...» и т. д.);

• повторяете отказ одними и теми же словами («Но это слишком дорогой велосипед»).

Аргументы у ребенка иссякнут, и ваш отказ примут как факт.

Важное дополнение!

Говорите «нет» как можно реже.

Только в особых случаях. Как в поговорке: редко, но метко. Тогда ребенок не будет спорить с вами, а вы не почувствуете себя виноватым.

Предпочтение отдайте «да».

А знаете, кому труднее всего сказать «нет»? Самому себе.

Как приучить ребенка к порядку?

Не стоит надеяться, что ваш малыш с рождения окажется чистюлей. Многие родители придерживаются мнения о том, что уборка — естественная обязанность каждого члена семьи, и не считают нужным поощрять ребенка за помощь по дому. Это не верно, на этапе приучения ребенка к порядку похвала родителей важнее всего! Одна из распространенных ошибок — попытка заставить ребенка убирать. Для того чтобы воспитать в детях любовь к порядку, нужно их заинтересовать.

Добавьте описание
Добавьте описание

Простые правила

  1. Пока дети маленькие, убирайте в комнате вместе с ними. Сядьте в центре комнаты, возьмите любой предмет и скажите: «Кто знает, где это должно находиться?» Подождите, пока ребенок уберет его на место. Затем возьмите другую игрушку и все повторите.
  2. Многие дошкольники собирают «маленькие сокровища» на улице: фантики, пробки, флакончики, коробочки, камушки, перья. Если собрать эти вещи и выбросить во время отсутствия ребенка, он этого даже не заметит. Но в возрасте 6—7 лет малыш начинает замечать отсутствие своих мелочей, с этого момента купите ему сундучок или сделайте специальную коробочку, пусть ребенок складывает «ценности» туда.
  3. Поиграйте в поиск клада. Надо найти в комнате как можно больше ненужных вещей, которые лучше выбросить. Дух соревнования заставит детей расстаться с мусором быстрее вас. Заодно и комната будет убрана.
  4. Не покупайте много игрушек. Одновременно в зоне доступности должно находиться не более 10 игр. Остальные уберите в ящик. Меняйте эти ящики один раз в неделю.
  5. Разрешите детям самостоятельно украсить собственную комнату на время праздников.
  6. Установите время, когда дети должны убирать в комнате. Включите это время в режим дня.
  7. Если детям более 8 лет, выделите один день в неделю для тщательной уборки. Ребенок в этот день должен пропылесосить, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль, полить цветы.
  8. Ограничьте время уборки. Допустим, все должны быть убрано до обеда в субботу. Установите штраф за невыполнение обязанностей: отмена похода в кино или театр.

Как сделать из мальчика мужчину

  1. Не стремитесь сделать из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины разные. Владимир Познер так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите сыну выбрать свой вариант мужественности.
  2. Не воспитывайте из него воина и защитника Отечества. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.
Добавьте описание
Добавьте описание
  1. Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть ли не половина всех видов животных занесена в Красную книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых.
  2. Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой» его обязательно и жестко, даже вопреки нашей воле, научат сверстники.
  3. Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в женщине равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально.
  4. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам несвойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияют индивидуальные свойства родителя и то, как он к сыну относится.
  5. Не верьте людям, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически не верно. «Неполные семьи» — не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви.
  6. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, — это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.
  7. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Призрачный педагогический эффект полностью перекрывается долгим отчуждением и неприязнью.
  8. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь — с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был широкий выбор вариантов и возможностей.
  9. Не слишком уповайте на опыт предков. Изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые раньше считались полезными (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Взаимоотношения с педагогами

Давайте попробуем самоопределиться в отношениях с педагогами. Самое важное для вас — достичь взаимопонимания с педагогом, ведь теперь ваш малыш большую часть времени будет проводить вне дома.

Добавьте описание
Добавьте описание

Простые правила

  1. Относитесь к педагогу уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего педагога с нынешним.
  2. Цените желание педагога сообщить вам что-то новое и важное о ребенке. Не думайте, что вы знаете о своем ребенке все.
  3. Не забывайте, что почти 95% педагогов — женщины. Они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
  4. Постарайтесь увидеть в педагоге своего союзника, понять его озабоченность делами вашего ребенка, уважайте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
  5. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить возможность недомолвок и неясностей.
  6. Не избегайте общения с педагогом, даже если он вам не очень нравится. Чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
  7. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Не давайте волю эмоциям, если же чувствуете, что их сложно контролировать, представьте себя на месте педагога.
  8. Если у вас возникают трудности в воспитании ребенка, откровенно скажите об этом педагогу: вместе вам будет легче разобраться. Не обязательно раскрывать душу перед воспитателем, но постарайтесь относиться к нему как к союзнику. Если у вашего малыша есть какие-то особенности, обязательно сообщите о них. Педагогу будет легче понять ребенка, если он знает о нем больше.
  9. Не рассчитывайте, что ваши проблемы решит педагог: вы сможете решить их только сами. Но прислушайтесь к рекомендациям педагогов, сравните их точку зрения со своей. Идеален вариант, когда проблемы малыша решаются сообща. Тогда вы не зайдете в тупик и вам не грозит лечение депрессии.
  10. Посещайте родительские собрания, проявляйте на них активность, оказывайте посильную помощь педагогам. Это повысит ваш авторитет не только в детском саду, но и в глазах собственного ребенка.
  11. Иногда родители относятся к сотрудникам детских садов как к обслуживающему персоналу, без всякого уважения диктуют свои требования по отношению к собственному ребенку. Воспитатель не может выполнить все требования родителей и выстраивать свою работу по желанию каждого родителя. Это всегда приводит к конфликтам. Помните: ваш ребенок, конечно же, личность и требует индивидуального подхода, но чем раньше вы приучите своего малыша подчиняться правилам коллектива, тем лучше будет для него.

Один дома

С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств, а в первую очередь от самого ребенка. Дошкольник может находиться без присмотра 10—20 минут, если он твердо знает, что ему можно делать, а чего делать нельзя. С возрастом это время понемногу увеличивается. В любом случае вы должны учитывать следующие факторы:

Добавьте описание
Добавьте описание

• ребенок не должен бояться;

• в ваше отсутствие ребенок должен быть занят делом. Предложите ему краски, конструктор, пластилин;

• малыш должен уметь самостоятельно сходить в туалет, вымыть руки, налить воды;

• уходя, выключите из розеток все электроприборы, перекройте газ;

• оставьте на видном месте яблоко, печенье, сок, йогурт;

• напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов «скорой помощи», пожарной службы, полиции, мобильных телефонов родителей. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону надо позвонить;

• объясните, что у вас и близких родственников есть ключ, поэтому к двери лучше не подходить и никому ее не открывать.

Двадцать способов избежать наказания

Прописные правила

• Ищите скрытые потребности.

Например: пока вы ожидаете своей очереди, дайте ребенку во что-то поиграть.

• Дайте информацию и объясните причины.

Например: если ваш ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге.

Добавьте описание
Добавьте описание

• Ищите скрытые чувства. Признавайте, принимайте и выслушивайте чувства ребенка.

Например: если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим. Можно покричать.

• Направьте поведение вашего ребенка в другое русло.

Например: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок строил крепость в кухне, не говорите только «нет». Скажите ему, где он может ее строить.

• Покажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел.

Например: если ваш ребенок тянет кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова.

• Желательно предлагать выбор, а не давать указания. Принятие решения укрепляет детей; указания вызывают противодействие.

Например: «Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?»

• Идите на маленькие уступки.

Например: «Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал».

• Дайте время на подготовку.

Например: если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Будьте конкретны. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям.

• Позвольте случиться тому, что должно случиться (когда это возможно). Не слишком оберегайте и исправляйте.

Например: ребенок, который не повесил свои купальный халат и полотенце, может найти их. Сообщайте ваши собственные чувства. Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас.

Например: «Я очень устаю от собирания игрушек в ванной комнате».

• Применяйте действие, когда это необходимо.

Например: если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной прогулки, держите его за руку (при этом объясняя, почему вы так поступаете).

• Держите вашего ребенка. Ребенок, который ведет себя агрессивно или несносно, может почувствовать облегчение, если вы будете держать его крепко, но одновременно с любовью и поддержкой. Это позволит направить его скрытые чувства в слезы облегчения.

• Удалите ребенка из конфликтной ситуации и останьтесь с ним. Используйте это время, чтобы выслушать, разделить его чувства, поддержать ребенка и разрешить конфликт.

• Делайте вместе, играйте. Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру.

Например: «Пока мы убираем, давай представим, что мы семь гномов», «Давай почистим друг другу зубы».

• Разряжайте конфликт со смехом.

Например: если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Играйте свою роль, драматично сдаваясь. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.

• Заключайте сделку, ведите переговоры.

Например: если вы хотите уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет играть, договоритесь, сколько еще раз он может спуститься с горки перед уходом.

• Пересмотрите ваши ожидания. Маленькие дети обладают сильными чувствами и потребностями, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть.

• Делайте себе перерыв. Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание, например позвоните другу, поплачьте, примите душ, послушайте музыку.

Как научить ребенка делиться

• Никогда не стоит заставлять ребенка. Вы едва ли научите его делиться, если силой отнимите его игрушку и передадите ее другому ребенку. Вам следует обучить ребенка тем моральным ценностям, внутренним качествам, которые бы в итоге и научили его делиться.

• Не заставляйте ваших детей старшего возраста делиться с младшими. Часто когда старшие дети играют, к примеру в футбол, их младшим братьям и сестрам вдруг, тоже хочется поиграть в футбол именно в этот момент и именно этим мячом. Иными словами, младшие желают делать то же, что и старшие. В таком случае не заставляйте старших тотчас же отдавать мяч младшим. Поступая таким образом, вы учите младших уважать старших, их право поиграть в мяч.

Добавьте описание
Добавьте описание

• Не заставляйте детей играть поочередно. Родители часто прибегают к такой стратегии, чтобы научить детей делиться. Однако ребенок сам должен осознать и прийти к этому (что произойдет лишь в лучшем случае в три года).

• Никогда не вырывайте игрушки у детей. Исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о безопасности ребенка, которая под угрозой (к примеру, острые предметы). Когда вы применяете физическую силу, вы тем самым учите и вашего ребенка поступать так же, как это делаете вы. В таком случае всегда лучше будет попросить ребенка передать вам игрушку, а затем вы можете е спрятать.

• Находите решение, а не виновных. Если вы видите, что дети дерутся между собой из-за игрушки и не могут договориться, не ищите виноватого, а призовите к ответственности обоих и попросите их самостоятельно решить проблему. Родителям стоит подвести детей к решению проблемы, сообщив о том, что дети одновременно хотят играть с одной игрушкой, а это невозможно. Спросите у них, как данная проблема может быть решена. Далее позвольте детям самостоятельно решить проблему. В качестве другого решения можно было бы предложить несколько вариантов на выбор самих детей.

• Извиняйтесь от имени вашего ребенка. Если ваш ребенок выхватил чужую игрушку у другого малыша, будет лучше, если вы извинитесь от его имени. Этим вы выразите уважение к другому ребенку и подадите пример вашему малышу.

• Наблюдайте, не вмешиваясь. Если вы видите, что дети дерутся из-за игрушки, постарайтесь сдержать себя (если, конечно, потасовка не превращается в серьезную драку с побоями). Такое поведение приводит к результату победа/поражение, дети учатся самостоятельно решать свои проблемы и стоять за себя.

• Поощряйте щедрость ребенка. Обязательно хвалите его, когда он делится с кем-то в присутствии других. Так ребенок будет усваивать, что делиться — это хорошо.

• Не накаляйте ситуацию. Если вы видите, что дети одновременно хотят одно и то же (к примеру, какой-либо предмет), который они явно делить не собираются, не накаляйте ситуацию, стараясь разнять их.

• Не проецируйте свои эмоции на вашего ребенка. Если вы видите, что у вашего ребенка постоянно отнимают игрушку, а он при этом никак не реагирует, не старайтесь тут же отобрать игрушку у другого, заступаясь за своего ребенка.