Если Вы интересуетесь дохристианской верой наших предков-славян, то наверняка что-нибудь читали на интернетных просторах о боге Коляде.
Не буду скатываться до совсем уж упоротых сочинений типа «Книги Коляды» фантазёра Асова (который Барашкин), а приведу цитату из книги «Языческие боги славян» Дмитрия Гаврилова (Иггельда) и Алексея Наговицына (Велемудра):
КОЛЯДА, КАЛЕДА
Бог праздничный («О идолах Владимировых» ППЯ).
«Шестый (идол) Коляда, ежу же праздникъ прескверный бяше декаврiя 24». Каледа – сын Златой Майи. Диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идёт ритуальная смена пола и оборотничество, переодевание в лютого зверя – бера, тура и т. д. Возможно, Коляда – сын Даждьбога, мужа Златой Майи, бога света. В таком случае и Купалу надо признать либо сыном, либо ипостасью Даждьбога. Чествование Коляды начиналось еще 20 декабря – Большой Овсень. Колядования продолжались с 21 декабря по 1 января.
Этот труд, конечно, назвать научным язык не очень-то поворачивается, но тут хотя бы какая-никакая ссылка на источник промелькнула.
Можно ли довериться упоминанию некого идола Коляды?
Не думаю.
Церковные опусы антиязыческой направленности, конечно, важный источник информации, но если доверяться им всецело, то получится, что Хорс – еврей, а Перун – древнегреческий старец.
Бывало такое, что церковники нередко путали название праздника или песенный рефрен с именем божества.
Фольклорист, этнограф и литературовед Андрей Львович Топорков в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь» относит представление о Коляде как о боге к неблагодарной отрасли кабинетной мифологии:
Среди персонажей кабинетной мифологии имеются такие, имена которых представляют собой названия сезонов (Лето, Весна) или календарных праздников (Купала, Коляда, Масленица). Эти названия могли осмысляться как имена собственные в календарных песнях...
Что такое кабинетная мифология, я уже подробно рассказывал, ссылку прилагаю:
В том же источнике («Славянская мифология: энциклопедический словарь») о Коляде написано следующее (авторство нижеприведённого материала отмечено инициалами Л. В.):
КОЛЯДА – ключевой для рождественско-новогоднего комплекса термин, обозначающий разные обрядовые реалии. У восточных и южных славян известен как название Рождества и его кануна. Словом «коляда» может называться: ужин в Сочельник (Полесье); сноп, внесённый в дом накануне Рождества (бел., укр., в.-пол.); обрядовый костёр, который жгли в ночь перед Рождеством (македон.); праздничный хлеб или жаренный на святки поросёнок (рус., болг.). Наиболее типично использование термина в обряде колядования. В разных славянских языках «колядой» назывался сам ритуал обхода поздравителей по домам; группа его участников; дар, подаяние за колядование; песня, исполняемая при обходе. В русских песнях-колядках упоминается персонаж по имени Коляда, который «рождается накануне Рождества», «приезжает на конях», «ходит по дворам» и т. п. В южнорусских поверьях Коляда – мифическая баба, которая в ночь перед Рождеством ходит по домам и проверяет, кто сколько напрял пряжи. В Рязанской обл. «колядой» назывался один из персонажей святочных ряженых, одетый в вывороченную шубу.
А вот что сообщает мифологический словарь Мелетинского:
КОЛЯДА, Коледа в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем.
Иногда Коляду изображал сноп, принесённый в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у хорватов). Упоминалась в величальных рождественских песнях – колядках («Пришла Коляда накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодёжью и содержавших магические заклятия – пожелания благополучия дому и семье, требования подарков (от хозяев), предрекавших разорение скупым. Иногда сами подарки – обрядовое печенье, каравай и т. п. назывались Колядой. Колядование могло сопровождаться ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Так был ли у славян бог Коляда?
Нет.
Доподлинно нам неизвестно ни капищ Коляды, ни его идолов, ни культа.
И вместе с тем... думаю, да.
Я не для пустого увеличения объёма текста процитировал мифологический словарь Мелетинского, там отмечена очень важная, на мой взгляд, вещь, повторюсь:
КОЛЯДА, Коледа в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла...
Иными словами, Коляда есть воплощение праздника и связанной с ним обрядности. Персонификация. Существо (или сущность, или персонаж) сверхъестественного толка.
Пусть до «полноценного» представителя славянского пантеона Коляда не дотягивает, не вписан, так сказать, в академический канон языческих богов, но в народном сознании...
Вспомните, уважаемый читатель (или уважаемая читательница), как мы относимся к тому же Новому году. Мы говорим: как его встретишь, так его и проведёшь. Мы стараемся отметить этот праздник как-то этак... это ж Новый год! Обросли какими-то современными приметами и бытовыми ритуалами. Где-то в нашем сознании так и маячит сверхъестественное воплощение Нового года (с ёлками, с мандаринами, с шампанским, с оливье, с чем-нибудь ещё), от которого будто бы зависит, как мы проведём год наступающий, иначе говоря – наша жизнь в самом ближайшем будущем: наш достаток, наше здоровье, личная жизнь и т. д. и т. п.
Чем не божество?
Пусть и без официально признанного статуса, без храмов и жрецов.
Вот так и Коляда...