Найти тему
МуZей Победы

Подняли боевой дух всей страны и заставили изменить планы врага. Подвиг летчиков дальней бомбардировочной авиации Великой Отечественной

Сегодня в России отмечается День дальней авиации. В честь этой даты подготовили материал о действиях дальних бомбардировщиков ВВС Красной Армии в годы Великой Отечественной. Советские «дальники» еще в 1941 году совершили налет на Берлин, заставили Гитлера изменить план «Барбаросса», а также сбросили на врага одну из самых крупных бомб Второй мировой — пятитонную ФАБ-5000. Подробнее о вкладе дальней авиации читайте в нашем материале.

Первый в мире воздушный флот дальних бомбардировщиков

ТБ-3
ТБ-3

Советский Союз впервые в мире создал крупные части тяжелых бомбардировщиков. Объединенные в особые армии, они были способны решать задачи по уничтожению стратегически важных объектов в тылу противника. Это произошло в 30-е годы, когда советская промышленность выпустила настоящую армаду из новых четырехмоторных дальних бомбардировщиков ТБ-3. Их произвели 818 штук, такого количества на тот момент не было ни у одной армии мира.

Пе-8
Пе-8

К началу Великой Отечественной ТБ-3 устарел. Основу советской дальней бомбардировочной авиации стали бомбардировщики Ил-4, Ер-2 и Пе-8. С 1942 года ее состав пополнили американские самолеты Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон» поставлявшиеся по ленд-лизу. Применялись также переоборудованные транспортники Ли-2. Наиболее мощным самолетом АДД (авиации дальнего действия) стал четырехмоторный Пе-8. Он был способен нести самый тяжелый боеприпас Великой Отечественной, пятитонную бомбу ФАБ-5000. Она предназначалась для уничтожения особо мощных железобетонных сооружений противника. Это бомба сбрасывалась на форты Кёнигсберга, среди летчиков ФАБ-5000 получила прозвище «Марья Ивановна».

ФАБ-5000
ФАБ-5000

Однако Пе-8 был произведен в небольших количествах. Из-за дефицита двигателей и недостатка производственных мощностей всего было выпущено 93 машины. Рабочей лошадкой дальнебомбардировочной авиации стал Ил-4, суммарно с учетом всех модификаций было создано 6887 таких самолетов. Не все они были направлены в части дальней авиации, но тем не менее данный самолет был наиболее массовым в АДД. На заключительном этапе войны значительное количество дальних бомбардировщиков стали составлять американские машины.

Ил-4
Ил-4

Части дальней авиации участвовали в боях с первых дней Великой Отечественной. Летом 1941 года немецкая армия наступала по всему фронту, советские части отходили с ожесточенными боями. Чтобы замедлить продвижение противника советское командование решилось на отчаянный шаг. Оно нередко вынуждено было использовать тяжелые бомбардировщики для выполнения несвойственных им задач: уничтожение живой силы и объектов противника в ближнем тылу. Дневные вылеты, зачастую без прикрытия истребителей, в условиях господства немецкой авиации приводили к большим потерям. В первые месяцы войны дальняя бомбардировочная авиация лишилась 65%, ее состав сократился до 266 машин. Тем не менее эти потери были не напрасными, летчики своими действиями замедляли продвижение противника и облегчили положение советских сухопутных войск.

-6

В августе и сентябре 1941 года самолеты дальней авиации совершили девять налетов на Берлин. На город была сброшена 21 тонна бомб, что вызвало 32 пожара. Кроме того, атаки немецкой столицы имели важное морально-психологическое значение. В условиях неудач на фронте они значительно подняли боевой дух советских людей в тылу и на передовой. Летом 41-го дальние бомбардировщики также совершали налеты на румынские нефтепромыслы в Плоешти с Крымских аэродромов. Это был один из основных источников нефти для немецкой армии и промышленности. Регулярные авианалеты вынудили Гитлера изменить план «Барбаросса»: он внес полуостров в список целей для вермахта.

Александр Евгеньевич Голованов
Александр Евгеньевич Голованов

Из-за потерь летом 1941 года корпуса дальнебомбардировочной авиации расформировали, вместо них стали использовать отдельные дивизии. Авиация дальнего действия была сформирована 5 марта 1942 года после пополнения потерь. Командующим АДД стал генерал Александр Голованов. За 1942 год авиация дальнего действия получила от промышленности 650 новых самолетов. К началу 1943 года АДД уже имела 11 дивизий, в марте они насчитывали 800 самолетов. Количество машин продолжало увеличиваться, свою роль сыграли и поставки по ленд лизу.

Б-25 «Митчелл»
Б-25 «Митчелл»

Советская авиация дальнего действия наносила удары по крупным городам и промышленным центрам Германии и ее союзников на протяжении всей Великой Отечественной. К завершающему этапу войны количество ударов возрастало, как и понесенный врагом урон.

-9

За годы Великой Отечественной авиация дальнего действия произвела около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага до двух миллионов 266 тысяч бомб общим весом 202 тысячи 128 тонн. Это внушительная цифра, составлявшая почти одну треть от бомб, сброшенных всей советской авиацией. В интересах сухопутных войск АДД выполнила свыше 80 000 вылетов, сбросив 87 982 тонны бомб. В ходе войны части дальней авиации потеряли 3570 самолетов, в большинстве случаев вместе с экипажами. Ее действия, вклад личного состава в разгром врага получили всеобщее признание: более 20 тысяч авиаторов отмечены орденами и медалями, 269 удостоены звания Героя Советского Союза, а шести летчикам оно было присвоено дважды. Так, мы рассказывали о подвигах выдающегося летчика дальней авиации Александра Молодчего, ставшего дважды Героем Советского Союза в 22 года!

Александр Игнатьевич Молодчий
Александр Игнатьевич Молодчий

Узнать больше о героизме советских людей в тылу и на фронте вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода