Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Притопили вездеход в реке при -15 градусов, но это не помешало выполнить задачи экспедиции РАН Чистая Арктика — Восток — 77

Очередной этап высокоширотной экспедиции РАН Чистая Арктика — Восток — 77 оказался настоящим испытанием для российских вездеходов, которое они с честью преодолели. В прошлой части я рассказал о целях и задачах экспедиции, в которой принял участие, а теперь — немного технических деталей, благо, наш маршрут позволил выявить все достоинства и слабые места как в серийной, так и в экспериментальной технике производства завода “Архант”.

Самое интересное началось, когда наши два вездехода уже в полной темноте нырнули в стремительную реку под лишенным всякой романтики названием Большая.

Несмотря на то, что Большая — река достаточно глубокая, скованная льдом переменной толщины, а стремнины образовали своеобразные ступени из намороженного льда, да и пересечь ее мы планировали не по прямой, а по диагонали, пройдя несколько десятков метров против течения, это препятствие не представлялось нам сложным. Мы с коллегой Павлом делали так множество раз, и в более сложных условиях. Во второй машине — тоже опытный оператор, инженер завода-производителя Алексей. Разве что-то может пойти не так?

Вездеход неспеша ломает лед, который кусками разного размера плавает в подсвеченном фарами коктейле из песка и ледяной воды. Температура за бортом — около -15 градусов. Ледяное крошево для нас вообще не страшно. Льдины покрупнее, на которые вездеход заезжает одной стороной, вызывают крены — пассажирам нужно крепко держаться, чтобы не упасть. Но для Арханта это тоже не проблема — ведь на плаву машина держится не только за счет герметичной лодки кузова, но при помощи водоизмещающих колес. В каждом даже на небольшом давлении — около 1000 литров воздуха, в итоге колеса всегда работают как поплавки. Даже если вдруг вам случится перевернуть такой вездеход при неаккуратном обращении (это большая редкость, но возможно и не такое), то он просто будет плавать вверх колесами, но не утонет. Конструкция вездехода устроена таким образом, что даже при высоком уровне бокового крена, все равно допустить попадание воды в лодку практически невозможно. Неоднократно в наших поездках с сильнейшим боковым креном мы плюхались боком в воду, при неудачном выходе на берег, штурме льдин или болотных кочек, и никаких проблем не было в принципе.

Пробуя разные места для выхода из воды, мы внезапно увидели странное. Вездеход Алексея, двумя колесами упал с очередной льдины, и внезапно начал крениться больше, чем это возможно исходя из описанных выше особенностей конструкции. Машина пыталась двигаться дальше, но что-то ей очевидно мешала. Бросилась в глаза необычно глубокая осадка, но я не сразу понял, в чем дело. Вскоре мигнули и погасли фары — Алексей заглушил двигатель. Спокойным голосом по рации он сообщил нам, что в лодку начала прибывать вода, попавшая туда через боковую решетку, чего в принципе не должно было случиться! Вездеход начал медленно тонуть.

-2

Наша команда собрана из опытных путешественников, поэтому паники не было, хотя понять происходящее было трудно. Быстро перегрузили технику из тонущего вездехода в наш. Вода тем временем уже подступила к крыше кабины. Далее начался кропотливый труд. Наш вездеход выбрался на берег.

Достали съемную лебедку, стали подтаскивать притопленную машину поближе к берегу. Для этого потребовалось колоть топором быстро намерзающий лед, но не только это.

Вездеход при собственной массе более 2.5 тонны, набрал еще 1.5-2 тонны воды, и передком упирался в лед. Упирались в лед и абсолютно спущенные, буквально выжатые колеса.

Тут стало понятнее, что именно стало причиной случившегося — полное отсутствие воздуха в шинах! При этом по словам Алексея, индикатор давления на приборной панели показывал при входе в воду нормальное рабочее давление.

Чтобы подтянуть машину лебедкой, пришлось привязать первый вездеход к нескольким деревьям за задний силовой бампер. Но и для вытягивания на берег этого было недостаточно, хотя белый вездеход и находился недалеко от берега.

Тут пригодилась смекалка, а также два блока и софт-шаклы от наших друзей 4x4tur. Растянув трос правильным образом, парни минимизировали крен и вытащили машину на берег.

-3
-4

Первый тест показал, что электрика работает. Запустили трюмную помпу. Пока я фотографировал машины, небо озарилось переливами Aurora Borealis, а корреспондент ТАСС Вера Костамо развела костер. Вот что значит многолетний опыт работы в арктических экспедициях.

-5

Второй вездеход на берегу, но погрешу против правды, если скажу, что рассчитывал в тот момент на продолжение экспедиции.

На этих снимках хорошо видно “выжатые” колеса — причину инцидента.

-6
-7

На инспекцию блоков и проверку двигателя на наличие эмульсии в масле ушло не более часа. После этого вездеход, не чихнув, завелся, хотя панель приборов и выдала сначала помехи, а затем несколько некритичных ошибок, парни включили печку от двигателя и “автономку”, и начали разбираться с поломкой, вызвавшей инцидент.

-8
-9
-10

Как ни странно звучит, ее причиной стала… дублирующая система подкачки шин, точнее, ее прототип, установленный на "арктический" вездеход в экспериментальных целях. Неисправность конструкции привела к утечке воздуха из подводящей магистрали. Датчик давления на цифровой приборке показывал некорректное значение давления, а оператор визуально не обратил на это внимание. В результате случилось то, что случилось; Целесообразность дублирующей системы в данной реализации по результатам испытания была поставлена под вопрос. Но факт есть факт — российская техника оказалась невероятно живучей. Буквально через пару часов, в чем легко убедиться, по тайм-кодам сделанных в разное время фотографий, утопленный и замороженный вездеход превратился в уютный и теплый дом, в котором мы вчетвером прекрасно заночевали. Выспались отлично. Было так тепло, что я даже не стал использовать спальник.

-11

Пока ребята готовили завтрак и перекладывали вещи, я работал со съемкой. Слив материала, резервное копирование, быстрая обработка. Инвертор, встроенный в вездеход, залило водой при инциденте, и он вышел из строя. Тут пригодилась аккумуляторная "электростанция" Berkut PSL-600, выдающая до 600 ватт на 220-вольтовых розетках. За все время экспедиции, я использовал ее с максимальным потреблением в районе 200 ватт (ноутбук с маленьким тревел-чарджером на 120 ватт и телефон 66 ватт + рации и зарядки для камер), с общим временем использования около 10 часов, из них всего несколько на указанной мощности, и что подзаряжать устройство за неделю не потребовалось — израсходовал заряд в 200 000 мА-ч только на половину.

Раннее утро, оба вездехода готовы продолжить путь
Раннее утро, оба вездехода готовы продолжить путь
Место, где мы рубились накануне в реке. Очень красиво, как и везде в Арктике
Место, где мы рубились накануне в реке. Очень красиво, как и везде в Арктике
-14
В суровых условиях Арктики питерские ботинки “Модерам” показали себя не хуже заокеанских “баффинов”. Вдобавок, в них есть встроенные шипы для льда, это удобно.
В суровых условиях Арктики питерские ботинки “Модерам” показали себя не хуже заокеанских “баффинов”. Вдобавок, в них есть встроенные шипы для льда, это удобно.

Затем позавтракали, и двинулись в путь согласно графику. Короткий световой день Заполярья подарил нам яркие краски.

-16
-17
-18

В контрольных точках делаем остановки на взятие проб.

-19
-20
-21
-22

Когда прошли точку ужина еще на грани темноты, стало понятно, что мы идем с явным опережением графика. Ночевать в тундре второй раз уже не было необходимости.

-23
Едем по замерзшему озеру
Едем по замерзшему озеру

К позднему вечеру мы добрались до Апатитов, где заселились в очень уютный новый хостел под названием "Лопарочка" (рекомендую). На следующий день нас ждала работа с учеными из различных подразделений РАН, а еще через день — короткая ветка маршрута в Хибинские горы. Как и везде на Кольском, да и по всей Арктике, тут также есть объекты накопленного ущерба, изучение которых входит в компетенции ученых экспедиции.

-25
-26
-27
-28

В Хибинах прекрасно в любое время года; зима тут скупа на краски лишь на первый взгляд, и преодолев пургу и снежные наметы в награду вы получаете невероятные краски неба. Жаль, что световой день такой короткий!

-29
-30
-31
-32
-33
-34

Выполнив все поставленные перед нашей экспедицией задачи по проверке машин в экстремальных условиях, и отбору проб, мы загрузили вездеходы на прицепы и отправились обратно.

-35

Собранные в ходе экспедиции климатические данные и пробы грунтов были переданы в РАН 24 ноября 2023 года. Как отметил в ходе встречи с учеными Дмитрий Белов, замначальника экспедиции "Чистая Арктика-Восток-77", "Большая часть этих исследований будет использоваться российскими учеными и государством в течение нескольких десятилетий".

-36

Собственно, наш короткий, но яркий проект на этом был успешно завершен, но не сама экспедиция Чистая Арктика — Восток — 77, которая продлится до августа 2024 года. Впереди — сотни научных исследований, которые помогут преобразить жизнь и работу Арктике в лучшую сторону.

***