Сегодня в рамках музыкальных экскурсов по хитам фестивалей «Песня года» прошлых лет, отделенных от нас круглыми датами, мы отправимся на тридцать лет в историю и попадем в 1993-й год, в непростое в житейском плане время. Культурно год был эклектичным, происходила «смена вех». «Песня-93» стала первым фестивалем, снятым и вышедшим в эфир в новой России, в его программе новые хиты артистов, начинавших свою деятельность ещё в советское время, соседствовали с яркими дебютами звезд 90-х и неоднозначными музыкальными веяниями переломного этапа. Всего в двух отделениях прозвучало 44 песни. Сделать выборку для обзора из его эклектичной и разноплановой программы, честно говоря, было непросто. Наряду с несколькими знаковыми хитами, которые памятны до сих пор и заняли важное место в репертуаре их исполнителей, на «Песне-93» прозвучало много популярных в моменте, но уже подзабытых композиций. В представленной подборке из 8 хитов я попытался отразить разные тенденции и грани того фестиваля.
На протяжении всей своей истории, начавшейся в 1971 году, фестиваль «Песня» выходил в эфир ежегодно. За более чем полвека он не проводился всего однажды – в 1992 году. «Песня-91» снималась и готовилась к эфиру частично ещё при Советском Союзе, и вместе со страной многолетний песенный форум мог бы уйти в историю: на следующий год в качестве альтернативы ему вышел «хит-парад Останкино». Отстояла «Песню года» его ведущая - Ангелина Вовк. В паре с Евгением Меньшовым она впервые предстала в этом качестве в 1988 году, тандем пережил на посту ведущих фестиваля и развал страны, и начало нового века. Эра «Вовк-Меньшова» продлился на «Песне года» до 2007. Фестиваль 1993 года знаменателен и потому, что ставшая уже легендарной программа, атрибут нового года, вернулась в эфир, продолжив своё существование.
«Брат»
Муз. и исп. А. Державин, ст. С. Костров.
«Брат ты мне или не брат
Рад ты мне или не рад»
- слова хита-лауреата написал Сергей Костров, чья творческая карьера неразрывно связана с группой «Сталкер». Коллектив образовался в 1985 году вокруг её лидера Андрея Державина, композитора и вокалиста. С 1991 года он стал выступать сольно, а в миллениум займет место за клавишами в составе популярной рок-группы «Машина времени», чему предшествовало целое десятилетие успешной карьеры и вереница узнаваемых хитов.
С Костровым у Андрея Державина сложился прочный авторский тандем, самые популярные песни Андрея Владимировича написаны и исполнены на его стихи. В 90-м в исполнении «Сталкера» гремел хит «Не плачь, Алиса», спустя год Андрей Державин уже сольно запел про «Чужую свадьбу», о которой я не так давно рассказывал в одной из публикаций, а в 1993-м явился «Брат». Песня – обращение к близкому человеку, повествующая об ушедшем детстве и о непреложных жизненных ценностях зазвучала в ту эпоху, когда слово «брат» и его производные ассоциировались не только с родственником.
«Петруха» («Восток - дело тонкое»)
Муз и исп. А. Укупник, сл. К. Крастошевский
В конце 80-х страна вместе с Ириной Понаровской запела «Рябиновые бусы», автор музыки этой песни сочинял очень разные по эстетике композиции для звезд отечественной эстрады и сам запел, представ перед публикой в образе «кудрявого очкарика» а-ля «чокнутый профессор». Репертуар выбрал соответствующий, ироничный, в 90-х обретя популярность как исполнитель. К 1993 году Аркадий Укупник ещё не был замечен за поеданием паспорта, хит «Свадебный марш» появится тремя годами позже, а пока исполнителя окликали именем «Петруха», это одно из названий композиции, с которой Укупник появился на фестивале «Песня-93», сообщив, что «Восток – дело тонкое».
«Верх популярности песни, когда она становится хитом и исполнителя называют не своим именем, а именем персонажа его песни. Так произошло с исполнителем, который уже привык к окликам Петруха в многолюдных местах»,
- объявили ведущие фестиваля выступление певца и композитора.
Колоритный текст с отсылкой к фильму «Белое солнце пустыни» для Укупника написал Кирилл Крастошевский, автор многих хитов 90-х. В 1993-м вышел дебютный сольный альбом Укупника, озаглавленный по хит-фразе этой песни «Восток – дело тонкое, Петруха».
«Ля-ля-фа»
Муз. Ю. Варум, ст. Г. Витке Исп. А. Варум
Дебютным фестиваль «Песня-93» стал для дочери композитора и продюсера Юрия Варума, На заре 90-х, Мария Варум, назвавшись Анжеликой, начала музыкальную карьеру, исполняя песни своего отца. На раннем этапе творческой карьеры певица обрела немало ярких хитов.
Композиция с музыкальным названием «Ля-ля-фа» на долгие годы закрепилась за исполнительницей как «визитная карточка». Слова песни написаны поэтом Германом Витке. Этот хит ознаменовал сразу два дебюта Анжелики Варум.
С ней она впервые выступила на «Песне года - 93», и по ней был назван вышедший в тот же год первый сольный альбом. Помимо заглавной песни на нём увидели свет хиты «Художник, что рисует дождь» и «Городок», приглянувшийся Илье Олейникову и Юрию Стоянову в качестве саунд-трека для их знаменитой передачи.
«Просто кончилась зима»
Муз, сл и исп. А. Свиридова.
В 1993 году певица и автор песен Алена Свиридова переехала из Белоруссии в Россию. Главный хит, закрепившийся за артисткой на долгие годы как «визитная карточка» - «Розовый фламинго» зазвучит в следующем 1994-м. По нему был озаглавлен первый студийный альбом исполнительницы, на нём была издана песня «Просто кончилась зима». При взгляде из современной эпохи это – куда менее узнаваемый хит по сравнению с «Фламинго» или более поздней «Бедной овечкой», но свидетели эпохи, меломаны начала 90-х наверняка его помнят. Именно с композицией «Вот и кончилась зима» певица, поэтесса и композитор дебютировала на фестивале «Песня года». Умиротворяющая атмосферная композиция с образным текстом прозвучала из уст автора на финальном концерте «Песни-93».
«Прости» («Прости и прощай»)
Муз. И. Крутой, ст. Р. Рождественский, исп. А. Серов
Поэтическое творчество Роберта Ивановича Рождественского пронизывает песенную культуру советской эпохи. Классик советской литературы умел писать в разных манерах и в разной стилистике и, конечно же, на фестивалях «Песня» разных лет хиты на его стихи звучали регулярно. В предыдущей публикации канала, посвященной «Песне-73», рассматривалось и упоминалось сразу несколько композиций авторства Рождественского. Спустя 20 лет, уже в другой стране, словно приветом из прошлого, Роберт Иванович, ещё при жизни, оказался в числе лауреатов «Песни-93». Это был последняя «Песня года», вышедшая при жизни поэта. В финальном концерте звучала песня «Прости». Так объявили её название Вовк и Меньшов, в источниках она фигурирует, как «Прости и прощай». Съемочная группа «Песни-93» побывала в гостях у поэта, в эфире показали фрагмент его интервью, в котором Роберт Иванович высказался о текстах современных песнях и зарождающейся российской поп-культуре:
«На повторении двух-трех слов, совместно с композитором, держится вся песня, это бывают очень заводные вещи, я нормально отношусь к их существованию, но когда многие певицы и певцы работают только на этом, меняются только повторяемые слова, это у меня вызывает легкое недоумение, хотя сам бубню мотивчики»
Образец подлинной поэзии, созданный Робертом Ивановичем, на «Песне-93» запел Александр Серов, музыку сочинил его хороший друг и постоянный автор – Игорь Яковлевич Крутой. В наследии композитора несколько песен на стихи Рождественского.
Поэт покинул этот мир в августе следующего 1994 года. Обширное поэтическое наследие, вдохновляло и вдохновляет музыкантов разных жанров, поколений, уровня известности и профессионализма. Новые композиции на стихи советского классика появлялись и в последующие годы.
«Живи, страна»
Муз. И Матета, ст. Л. Дербенев. Исп. М. Распутина
Из уст Маши Распутиной на фестивале «Песня-93» прозвучали строки другого «живого классика» песенной поэзии. Урожденной Алле Агеевой в начале карьерного пути довелось поработать с одним из ведущих поэтов песенников советской эпохи – Леонидом Петровичем Дербеневым.
Взяв псевдоним в честь своего земляка Григория Распутина и «переименовавшись» в Машу, чтобы на эстраде не было «ещё одной Аллы», певица явилась к слушателям в конце 80-х, представ в смелом, разбитном образе, и репертуар у неё, по большей части, был не вполне серьёзный.
Но на «Песне-93» она показала совсем иную по характеру композицию. Примечателен этот хит ещё и тем, что в нём есть определенный символизм. В эпоху, когда одна страна ушла в историю, а пришедшая ей на смену «лежала в руинах», только обретая очертания Маша Распутина строками Леонида Дербенева под музыку Игоря Матеты желала:
«Живи страна, необъятная моя Россия»
«Казанова»
Муз. А. Гарнизов, ст. Н. Зиновьев. Исп. В. Леонтьев
Для певца Валерия Яковлевича Леонтьева 1993 год был ознаменован юбилеем в дискографии. В свет вышел его десятый студийный альбом «Полнолуние». Он полностью состоял из произведений композитора Алексея Гарнизова. Тексты двух песен «Мадлен» и «Казанова» вышли из-под пера Николая Зиновьева, поэта, отметившегося яркими хитами в репертуаре певца.
К тому моменту у Леонтьева уже был большущий хит на стихи этого автора. Пятью годами ранее, в 1987 стараниями Зиновьева Валерий Яковлевич «полетал на дельтаплане» под кинематографическую музыку Эдуарда Артемьева, а в 1993 году обзавелся ещё одной «визитной карточкой», написанной тем же поэтом:
«Я одинокий бродяга любви Казанова, Вечный любовник и вечный злодей сердцеед»,
- пел Леонтьев в финале «Песни-93».
Песня заняла важное место в репертуаре исполнителя, а её название на некоторое время закрепилась за Леонтьевым как прозвище, артиста окрестили «Вечным Казановой».
«Осенний поцелуй»
Муз и исп. А. Пугачева, ст. И. Николаев
Как бы не менялось отношение к Алле Пугачевой, и как бы она не надоела своим «вездесущим» присутствием на экранах в 90-е – начале «нулевых», вспоминая хиты 1993 года её невозможно обойти стороной. Собственно, редкий концерт в ту эпоху без неё обходился. Как раз с фестивалем «Песня» у Примадонны были сложные отношения. По итогам 93-го она там появилась, выступив традиционно в финале концерта сразу с двумя композициями. В её исполнении прозвучала песня, признанная «хитом года» по версии «Звуковой дорожки»:
«Осенний поцелуй после жаркого лета
Ты может быть один, так почувствовал это»,
- запела Алла Борисовна со сцены фестиваля «Песня-93» строки, написанные Игорем Николаевым под свою авторскую музыку.
Рождение «Осеннего поцелуя» датировано концом 1992-го года. Запись была сделана в декабре на студии Александра Кальянова, впервые Пугачева представила песню слушателям на своих «Рождественских встречах», стала супер-хитом и собрала музыкальные регалии она уже в следующем году.
У обоих авторов очень теплое, трепетное отношение к «Осеннему поцелую».
«Когда мы с Аллой Пугачевой записывали «Осенний поцелуй» это было такое близкое к катарсису ощущение. Мы плакали целую ночь, каждый думал о своем в этом "Осеннем поцелуе", у каждого была, видимо, своя какая-то история. Другая, внутри этой песни, еще одна. И, наверное, поэтому получилось», -
рассказывал Игорь Николаев.
Эпилог. Упоминания
Пугачева в программе того же фестиваля отметилась не только как исполнительница и композитор своей песни, но и как автор хита другого артиста. Она написала текст песни «О, боже», Спел Сергей Челобанов. Музыка – Виталия Окорокова.
Авторское творчество Игоря Николаева было представлено в программе несколькими произведениями. Сам он выступил с хитом «Поздравляю».
С песней Игоря Николаева предстала и Наташа Королева. В её репертуаре продолжалась магия желтого цвета, вслед за «желтыми тюльпанами» исполнительница воспела «Желтый чемоданчик».
Некоторые песни из программы фестиваля «Песня-93» рассматривались на моём канале в других материалах, опубликованных в этом году. «Леди Гамильтон» В. Быстрякова на стихи А. Вратерева на фестивале спел Александр Малинин, первым исполнителем считается Николай Караченцов.
Экс-солист группы «Фристайл» Вадим Казаченко дебютировал на «Песне-93» как сольный исполнитель с хитом «Судьба». Музыка – Владимира Логозинского, слова Сергея Патрушева и самого Вадима Казаченко.
В уходящем году у обоих артистов – Александра Малинина и Вадима Казаченко отметили юбилеи, к которым были приурочены материалы. Ниже оставляю ссылки на публикации.
Материал написан в информационных и развлекательных целях на базе информации из открытых источников. Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.
Также читайте другие подборки хитов фестивалей "Песня года".