Найти тему
Андрей Кулябкин

Как в 19 веке отмечали Новый год крестьяне. Ритуалы, традиции и обычаи новогодней ночи среди крестьян.

Я уже писал про общую историю Нового года. Теперь хочу рассказать про частные случаи отмечания этого праздника на территории Витебской губернии в конце 19 века, и про первые праздничные мероприятия советской власти с 1937 года. Я понимаю, что не каждому читателю будет интересно читать про Витебск, но необходимо понимать, что описанные процессы могли быть общими с любой другой территорией Российской империи и Советского союза.

Огромное количество данных сохранилось благодаря книге Никифоровского Николая Яковлевича «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах» вышедшей в 1897 году.

Современный новогодний праздник вобрал в себя множество традиций и ритуалов, как местных, так и заимствованных. Но в конце 19 века в народной среде день календарного окончания года и начала нового имел свои уникальные черты, связанные с особенностями магического мировосприятия местного населения.

День с 31 декабря на 1 января был связан с ритуалом Новогодней коляды. Помимо традиционного «колядования» существовали и другие обычаи, строгое выполнение которых гарантировало положительность определённых событий в следующем календарном году.

Итак, волшебство начиналось в предновогоднюю ночь. Кто-то из женщин в доме, дождавшись пока все заснут, раздевалась до гола, и выметала жилище. Весь наметённый мусор необходимо было вынести на чужое подворье, что гарантировало всего лишь отсутствие блох в доме в следующем году.

Новогодняя коляда не могла обойтись без традиционного славянского блюда – кутьи. В вареную сладкую зерновую кашу хозяйка дома клала кольцо. Поедание кутьи было делом общим, все ели из одного горшка, но считалось, что год будет удачным лишь в том случае, если кольцо попадётся хозяину дома.

Ритуальной обязанностью хозяина дома была забота о лошадях и коровах в следующем году. Для того что бы животных не кусали мухи и оводы, хозяин во время кутьи выглядывал в окно и произносил заклинание. А уже после трапезы хозяин оставлял на столе зёрна разных сортов, и на утро скармливал их скотине. Считалось, что зёрна символизирует разные виды кровососущих насекомых, а их поедание даёт «иммунитет» скотине.

Настоящий «парад ведьм» представлял собой следующий предновогодний ритуал. С целью защиты урожая от воробьёв все женщины большой семьи три раза объезжали свой земельный надел… верхом на метле. Было непросто, поскольку на полях уже лежал снег!

На самом деле воробьи для аграрной общины были настоящим бедствием. Пернатые хоть и поедают вредителей, не прочь и полакомиться крестьянским зерном. Поэтому, воробьёв ловили не только во времена Мао Цзэдуна, но и на беларуских землях в 1860-е годы! Но попробуй поймай воробья – он маленький и ловкий. Но был рецепт. Так, считалось, что в новогоднюю ночь есть час, когда все воробьи будто бы замирают, и их можно ловить. Но когда случится это время знают лишь животные. Если спрятаться в хлеву измазавшись навозом, можно было услышать от зверей, когда случится это время.

-2

С пойманными воробьями поступали крайне жестоко. Считалось, что в новогоднюю ночь воробья необходимо живым бросить в печь, а пепел от него следовало смешать с семенами. Считалось, что воробьи не станут клевать посевы такого зерна.

В новогодний вечер наши предки гадали на смерть… Жуткий ритуал выглядел так: зажигалась лучина, и домочадцы подставляли под её свет руки и глядели на образовавшуюся тень. Если тень давала нечёткие размытые очертания рук – считалось, что человек может и не дожить до следующего такого гадания.

-3

Современные традиции Нового года – это в первую очередь наследие советской власти. Советская власть была выражением традиций и взглядов простого народа, как и те ритуалы, про которые я написал. В последние годы нарастают тенденции подмены традиционных форм празднования Нового года иностранными (европейскими и восточными). По мере того, как беларуский (да и российский, украинский) народ всё больше перестаёт быть аграрным, ранние формы празднования нового года, связанные с обеспечением сельскохозяйственного благополучия, уходят на второй план. Но необходимо помнить, что мы потомки именно простого народа.

Я считаю, что попытки «аристократизировать» праздник, или вовсе его отменить, как это сейчас происходит в Украине и Прибалтике, в угоду католической церковной обрядности – являются прямым разрушением традиционной народной культуры беларусов.