Перерабатывал одну из своих статей, которая связана с "появлением" немецкого флота на Черном море, и, с удивлением обнаружил, что про эти плавсредства написано очень мало. Более того, в русском языке их называют совершенно неправильно (и не логично). Из них сделали чуть ли не крейсера, а, по сути это...
О чем идет речь?
Оригинальное название этих плавсредств "Marinefährprahm", сокращенно MFP, точный перевод названия "Морской транспортный паром". Слово "быстроходный" в оригинальном названии не фигурирует ни в каком виде, и назвать их "быстроходными" можно только с большого... (с большой натяжкой). Тем не менее, у нас их почему-то зовут быстроходными десантными баржами или БДБ, и почему-то записывают в боевые корабли, хотя почти все они входили в состав немецких транспортных флотилий (если мы говорим о "классических" MFP).
Легенда гласит: "Как и другие немецкие десантные корабли, БДБ изначально разрабатывались для осуществления операции «Морской лев», для вторжения на Британские острова". Идея родилась действительно там и именно там строили первые образцы (20 единиц). И у них действительно были автомобильные моторы.
А, рабочий проект MFP для Черного моря типа "А" был разработан на Государственной верфи в Варне (Болгария). Там же и вели их строительство. Он несколько отличался от прототипа F-100A построенной в 16.04.1941 года Бранденбурге. Первые 20 единиц строились, действительно в Европе (на разных верфях) дата их спуска на воду, в основном, декабрь 1940 года, ввод в строй апрель 1941 года.
Что это были за корабли?
Прямоугольный понтон с двойным дном и двойными бортами.Высадочная аппарель на носу приводилась в движение вручную лебедками. Она крепилась двумя винтообразными стопорами на корпусе. Двойное дно носовой части укрепили с тем, чтобы при загрузке можно было брать дополнительный груз. Палубные грузовые отсеки состояли из съемных гофрированных металлических подсекций. Стенки бортов и стенки трюмов ограничивали узкие боковые проходы на палубе. Низкий мостик отделял трюмы от помещений кормы, где размещались машинное отделение, камбуз и помещения для команды. На верхней палубе размещалась открытая рулевая рубка. Две топливных цистерны были расположены на корме и две — в носовой части. К спасательным средствам относились плот, спасательная шлюпка и спасательные круги.
Ближе к корме небольшая надстройка с рулевой рубкой. Машинное отделение в корме. Практически 2/3 баржи занимает трюм. Борта трюма нарощенные. Трюм мог закрываться сверху досками, которые опирались на борта трюма.
Водоизмещение ( т ): полное 220 тонн (совсем немного). Главные размерения ( м ): 47,04 x 6,53 x 1,45, но, следует учитывать, что осадка в носовой части 1 метр, причем носовая часть имеет пандус для выгрузки техники. Десантовместимость: 3 танка Т-IV, или 16 лошадей, или 200 человек, или 105 т груза. Вместимость топливного танка всего 4 тонны, на пароме стояли три дизеля фирмы "Deutz" по 130 л.с. Принято писать о том, якобы дизеля были автомобильными. Скажем так, они не были автомобильными, они были универсальными. MFP могли двигаться под тремя двигателями со скоростью 10,5 узлов, или под одним дизелем, со скоростью 7 узлов. В этом случае, их дальность плавания составляла почти 1000 миль.
Центр подготовки необходимых для паромов экипажей сначала находился в Свинемюнде, позже был переведен в Готенхафен (Гдыня). Корабли учебной флотилии имели основной и полный учебный экипаж на борту, последний после окончания подготовки распределялся на вновь поступающие в строй паромы.
Суммарно на Черном море действовали 52 БДБ типа А1 и 13 типа А (отличия в основном в аппарели). Большая часть барж этого типа - болгарской постройки (но были и европейцы).
С лета 1941 г. государственная верфь в Варне получила заказ на 65 MFP, первые из которых должны были вступить в строй в конце года. Часть MFP, построенных в Болгарии, была отправлена через Босфор в Эгейское море, часть осталась на Черноморском ТВД.
Болгарские MFP начинались с номера F-121. Первые 10 единиц (до F-131) Державна верфь Варна, ввод в строй ноябрь-декабрь 1941 года. Одновременно были введены в строй еще 10 единиц, построенных на заводе Карловаг Варна и Арсенал Варна. Три единицы прибыли по речным путям (Gutehoffnungshütte, Rheinwerft Walsum), они немного отличались от "болгар".
С лета и осени 1942 г. построенные во внутренней Германии суда стали перебрасываться по Дунаю или на автоприцепах на Черное море. Летом 1942 года прибыла партия "европейцев" (Бельгия и Германия) и сдана новая партия "болгар" (12 единиц). В августе пришли 10 "немцев " (Голлноу Шипярд, Штеттин, Германия).
Мы пока говорим именно о двух модификациях А и А1, но были и БДБ других модификаций. Суммарно, на Черном море сформировали 1-ю, 3-ю, 5-ю и 7-ю высадочные флотилии.
Что касается вооружения, то оно было разным. Чаще всего это была одна 75-мм пушка (иногда это было полевое орудие установленное на морскую тумбу) и два 2-см зенитных автомата.
Если говорить об их "судьбах", то практически все они прослежены. Важно ли это? В принципе, важно то, что судьба практически всех кораблей и судов четко прослеживается, и "летучих голландцев" на Черном море не наблюдается.