Некоторое время назад я писал о проблемах, связанных с профессиональной подготовкой будущих психологов. Эти проблемы наиболее актуальны в области изучения практических дисциплин, что обусловлено организационными трудностями их проведения, кадровыми вопросами и т. д. (https://www.b17.ru/article/458723/). Также я обещал поделиться некоторыми способами решения этих проблем, что и намерен сделать в этой статье.
Речь пойдет о методике обучения студентов-психологов практике психологического консультирования.
Итак, некоторое время назад, в процессе изучения учебной дисциплины «Психологическое консультирование» нами был реализован следующий проект.
В проекте приняли участие студенты 4 курса, проходящие обучение по специальности «Психология служебной деятельности».
Проект включал в себя два этапа.
С учетом того, что компетентному психологу полезно иметь опыт личной терапии, на первом этапе студенты выполняли следующий практикум.
Задание практикума: получение опыта прохождения личного консультирования (в качестве клиента).
Рекомендуемая продолжительность консультативной работы: не менее 3-5 встреч.
Формат работы: допускаются как очные, так и заочные консультации (телефон доверия и т. п.). Для этого студенты должны были самостоятельно найти консультанта, исходя из своих, в том числе, финансовых возможностей (например, на телефоне доверия помощь оказывается бесплатно; некоторые студенты выбирали платные консультации у частнопрактикующих психологов).
По результатам прохождения консультирования составлялся отчет, который включал в себя следующие элементы:
1. Описание проблемы и запроса, с которым студент обратился за консультацией к психологу.
2. Информация о консультанте:
а) общие сведения о консультанте (пол, возраст, образование, место работы, опыт работы и т.д.);
б) стиль общения и поведения консультанта;
в) психотерапевтический подход, в русле которого работает консультант;
г) что понравилось в работе консультанта, что было полезным. Что хотелось бы взять для дальнейшей самостоятельной работы;
д) что не понравилось в работе консультанта, было непонятным, вызывало неприятные чувства и сопротивление.
3. Процесс и результат консультирования:
а) насколько полно был проработан запрос и решена проблема;
б) анализ техник, приемов, методов, которые консультант использовал в своей работе;
в) краткое описание содержания встреч.
4. Рефлексия опыта консультативной работы в качестве клиента:
а) что студент испытывал в процессе личного консультирования (чувства, мысли, переживания);
б) какие изменения (личностные, эмоциональные, поведенческие) произошли с ним за время работы;
в) какие выводы студент сделал о консультативной (психотерапевтической) работе.
По результатам выполнения практикума студенты делали доклады и сообщения, во время которых делились впечатлениями от опыта прохождения личной психотерапии.
Некоторые отзывы носили выраженный положительный характер, как в плане содержания работы, так и в плане отношения психологов к своим клиентам. Встречались и негативные примеры, когда психологи были избыточно авторитарны или невнимательны, давали прямые советы вместо того, чтобы помочь разобраться в проблеме и т. п. В результате студенты на личном опыте познакомились с разными стилями, формами, подходами к консультативной работе, с разными моделями поведения психологов-консультантов и т. д.
На втором этапе студенты выполняли курсовую работу, в рамках которой уже сами выступали в роли консультантов. Для этого студенческая группа была попарно разделена на клиентов и консультантов, причем каждый выступал сначала в роли клиента, затем консультанта. Кто c кем будет взаимодействовать определялось вслепую, студенты не знали, с кем им предстоит работать. При этом одни и те же студенты не могли выступать друг для друга и в роли консультанта, и в роли клиента: на следующем этапе, когда клиенты и консультанты менялись местами, пары перемешивались.
Консультирование проводилось в форме консультативной переписки, или скриботерапии. Это такая форма работы, при которой клиент и консультант общаются с помощью писем. Переписка велась по электронной почте. Соответственно, для каждого студента был создан адрес электронной почты без указания точного имени ее владельца, а самим студентам были даны псевдонимы, чтобы сохранить анонимность обеих сторон до окончания работы.
На этапе работы в качестве клиента студентам давалось задание выбрать свою реально существующую психологическую проблему. Это должна была быть такая проблема, чтобы, с одной стороны, студенты могли позволить себе вынести ее на публичное обсуждение без опасений за свою психологическую безопасность. В то же время, эта проблема должна была быть достаточно сложной для того, чтобы было над чем работать.
По результатам личного консультирования студенты составляли отчет по той же форме, которая использовалась при выполнении практикума.
По результатам работы в качестве консультанта студенты составляли отчет в соответствии с основными этапами консультативной работы:
- Установление контакта.
- Сбор информации о проблеме клиента.
- Осознание желаемого результата (определение запроса).
- Перебор гипотез и выработка альтернативных решений.
- Обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.
Защита курсовой работы проходила следующим образом.
- Вначале о процессе, содержании и результатах своей работы рассказывал консультант.
- Затем свой отчет зачитывал студент, который выступал в качестве его клиента.
- После этого организовывалось обсуждение итогов работы, в ходе которого студенты давали друг другу обратную связь.
Предметом обсуждения становились взаимные ожидания и трудности понимания друг друга, положительные стороны и ошибки в работе и т. д. Например, студенты часто отмечали, что основной проблемой для них было стремление сразу помочь клиенту решать его проблему и переживание фрустрации из-за того, что они не понимали, как это сделать. Если же студенты переключались с внешней стороны проблемы на субъективный мир своих клиентов, помогали им проанализировать свои мысли, чувства, установки, связанные с проблемой, то клиенты сами начинали двигаться в направлении разрешения своих трудностей.
Таким образом, в рамках выполнения практикума и подготовки курсовой работы студенты побывали вначале в роли клиента, а затем консультанта, благодаря чему получили полезный практический опыт в области психологического консультирования и познакомились с этой деятельностью с разных сторон. Примечательно, что в дальнейшем некоторые студенты продолжили знакомство с практикой психологического консультирования – как в качестве клиентов, так и в качестве консультантов, предлагая психологическую помощь другим студентам вуза, для получения дальнейшего опыта практической деятельности.
© Распопин Е.В.
Источник:
Распопин Е.В., Макарова А.А. Проблемы обучения студентов-психологов психологическому консультированию и способы их решения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-obucheniya-studentov-psikhologov-psikhologicheskomu-konsultirovaniyu-i-sposoby-ikh-resheniya.html (Дата обращения: 19.12.2023)
P.S. Оказываю психологическую помощь в формате онлайн-консультирования.
Связаться со мной можно текстовым сообщением через WhatsApp или Telegram по номеру +7 (961) 573-07-78.
Автор: Евгений Владимирович Распопин
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru