Каждый автор хотя бы раз думал: «Я только пишу тексты, зачем думать о картинках в статье?». А хороший автор передумал и работает ещё и с визуальным контентом. Рассказываю, как на читателя влияет визуал и как его создавать без навыков дизайнера.
Я Наталия Харланова, автор в телеграм-канале «Дайджест копирайтера». В статье делюсь визуальными инструментами для текста, которые помогают мне заинтересовать аудиторию и показать ей ключевые идеи статьи. А еще делюсь 13 сервисами, с помощью которых вы можете создать визуальный контент.
Визуальный контент повышает эффективность текста в три раза: его дочитывают до конца и легче воспринимают
Исследователи пользовательского опыта компании Nielsen Norman Group выяснили, что 80% людей быстро «сканируют» текст и успевают прочитать только его треть — 28%. За 13 лет наблюдений этот результат подтвердился: пользователи не готовы тратить время на вдумчивое онлайн-чтение. Поэтому в статье важны наглядные акценты, которые донесут до читателя самое важное.
Вывод другого исследования для контент-маркетинга: пользователи в 3 раза эффективнее соблюдают инструкции с иллюстрациями, чем без них. Визуальное повествование помогает легче усвоить даже сложный и незнакомый контент.
Показываю на примере, как это работает
Автор написал обучающую статью: как определить серьезные симптомы гриппа у ребенка. Цель текста — помочь обеспокоенным родителям быстро выявить важные признаки болезни.
❌ Статья без визуальных элементов. Автор публикации выделил жирным шрифтом «крючки» для читателя с важными фразами. Но они вынуждают вчитываться в каждый абзац и не помогают быстро узнать самое важное о детском гриппе.
✅ Статья-инфографика. Тут аудитория проще ориентируется в цветных блоках информации. Очевидно, что зелёный цвет показывает, какое состояние организма выглядит нормальным. А серьёзные симптомы выделены красной рамкой. Читатель быстро заметит визуальное разделение информации и перейдёт к нужному блоку текста.
Добавляйте плашки, маркированные списки, инфографику, скриншоты и схемы
Плашка
Это крупный цветной прямоугольник с понятным и коротким текстом внутри. В журналистике такой элемент часто называют врезкой.
Вставляйте плашку, когда хотите донести до читателя главные мысли статьи. Это может быть:
- предложение с ключевыми мыслями,
- емкая цитата эксперта,
- краткий вывод из абзаца.
Три правила хорошей плашки
- Только ключевые идеи. Выделите самые важные тезисы статьи. Выпишите то, что решает задачи текста и отвечает на вопросы читателя по теме. Проверьте себя: если «пробежитесь» по основным выделенным идеям, вы поймете суть текста без погружения в него.
- Одна тема — одна плашка. Используйте одну плашку на один тематический блок статьи. Такие блоки обычно начинаются с нового подзаголовка. Не используйте плашки для каждого абзаца: они потеряют свою ценность и емкость для читателя.
- Минимум текста. Сократите тезисы до 1-2 предложений. В сложноподчиненных предложениях убирайте придаточные части и оставляйте главные. Заменяйте несколько перечислений на один общий синоним.
✅ Полезная плашка. В двух коротких предложениях говорим о важном.
❌ Плохая плашка. Текст похож на рассуждение и больше подходит для абзаца статьи.
На некоторых сервисах есть готовые плашки. Например, их можно использовать в статьях на VC.ru, TexTerra или Pressfeed. Если на сервисе такой функции нет, создайте плашки самостоятельно. Используйте один и тот же цвет фона и шрифт: так вы покажете читателю, что все мысли в плашках одинаково важны.
Где создать плашку
В любом простом графическом редакторе, где есть создание фигур и заливка цветом:
- PowerPoint или Google Презентации,
- Figma,
- Adobe Illustrator.
Где искать примеры плашек
Маркированные списки
Состоят из перечня словосочетаний или предложений, которые начинаются с новой строки и символа.
Когда применить
Если есть перечисления, которые неудобно читать сплошным текстом. Например:
- рассказать о свойствах продукта,
- описать преимущества или недостатки,
- привести краткие выводы или результаты.
Как применить
- От двух пунктов. Составляйте маркированные списки, когда есть два и больше перечислений.
- Предложения — с большой буквы. Если пункты состоят из нескольких предложений, начинайте строку с большой буквы, а в конце ставьте точку.
- Словосочетания — с маленькой буквы. Если пункты состоят из однородных частей предложения, пишите с маленькой буквы. Заканчивайте пункт списка запятой или точкой с запятой. Запятую ставьте, когда внутри пункта нет знаков препинания, точку с запятой — когда есть.
- Важное — в начало строки. Начните строку с краткого слова или фразы, которые отражают суть всего пункта. Выделите их полужирным шрифтом.
- Яркие символы. Используйте символы в начале пункта: кружок, галочку или квадрат. Так проще перемещаться взглядом вниз по списку.
Как это выглядит
✅ Полезный список
Раскрываем одну мысль в виде списка, где перечисляем важные рекомендации.
❌ Плохой список
В списке нет перечисления чего-то однородного. Это рассуждения, где мысль из одного предложения плавно перетекает в другое. Такое лучше описать в абзаце.
Инфографика
Это проиллюстрированная информация с разными графическими элементами или диаграммами.
Когда применить
Используйте ее, когда нужно доступно объяснить сложную информацию, действия или принцип работы. В инфографику размещайте:
- пошаговые объяснения и алгоритмы;
- информацию с цифрами: статистику или результаты исследований;
- механизм действия чего-либо.
Как применить
- Просто о сложном. Определите ту информацию, которую трудно описать коротко и просто только с помощью слов. Такое проще визуализировать и поместить в инфографику.
- Изображение + текст. Не используйте только текст или только иллюстрации: применяйте и то, и другое. Каждый элемент инфографики помогает читателю уловить сложную информацию. В рецепте, например, действия повара проще показать картинками, а количество и названия ингредиентов — описать цифрами и словами.
- Простые изображения. Используйте узнаваемые объекты: несложные диаграммы, простые геометрические фигуры или схематичные иллюстрации. Читателю проще справляться с информацией, если ее не нужно детально рассматривать и отвлекаться на лишние элементы.
Как это выглядит
✅ Полезная инфографика
В статье о питании описываем рецепт. Проще показать его через инфографику, чем составлять длинный текст.
❌ Плохая инфографика
На изображении только перечисляем этапы создания контента. Они не заменяют сложный текст, а лишь коротко рассказывают о шагах, которые еще необходимо раскрыть.
Где создать инфографику
Несложную инфографику можно сделать в сервисах:
- Easel.ly. Сервис для несложной инфографики c бесплатной версией и платной подпиской от $2 в месяц. Можно скачивать результаты в формате jpeg.
- Piktochart. В бесплатной версии можно создать до пяти инфографик, работать командой над одним проектом. Платная подписка — от $14 в месяц.
- Infogr.am. Бесплатно сервис позволяет анимировать инфографику, создавать до десяти проектов и редактировать диаграммы. Можно оформить подписку от $19 в месяц.
Скриншоты
Когда применить
- Объяснить поэтапный процесс. Например, установку программы проще показать пошагово со скриншотами, а не описывать словами.
- Показать документы. Их часто добавляют в статьи на юридические и финансовые темы, чтобы показать шаблон документа и помочь читателю разобраться.
Как применить
- Без лишних элементов. Сделайте скриншот фрагмента, который хотите показать читателю. Обрежьте изображение так, чтобы на нем остались только нужные элементы остальные можно размыть. Если рассказываете о важных кнопках программы, убедитесь, что они есть на скриншоте.
- Читабельность изображения. Проверяйте, чтобы все элементы скриншотов хорошо читались без увеличения картинки. Если возможно, сохраняйте изображения в формате PNG: его качество лучше, чем у формата JPEG. Когда показываете несколько мелких элементов, соберите из них коллаж.
- Без персональных данных. Следите, чтобы на изображениях не было телефонов, имен и личных контактов. Если без них не удается сделать хороший скриншот, в графическом редакторе «замажьте» персональные данные в цвет фона.
- Акцент на важном. Используйте стрелки, цветные рамки, линии и подписи для выделения самого важного. Так читатель поймет, куда смотреть и как читать скриншот.
Как это выглядит
✅ Полезный скриншот
Обрезаем скриншот и оставляем только нужную часть интерфейса. Выделяем красными рамками важные поля и обозначаем цифрами последовательность действий. Размываем информацию с персональными данными.
❌ Плохой скриншот
Снимок всего экрана показывает много ненужной информации: вкладки браузера, файлы на рабочем столе, имя пользователя компьютера, дату и время. На скриншоте не выделены области и кнопки, на которые нужно обратить внимание читателя.
Где создать скриншоты
- Joxi. Бесплатный скриншотер на русском языке для Windows, macOS, Linux. На скриншоты можно добавить рисунок, текст, цифры или затемнение.
- Greenshot. Программа доступна для Windows бесплатно и для macOS за $1.99. Можно использовать различные фигуры, стрелки, текст или размытие фона.
- Monosnap. Скриншотер бесплатно доступен для Windows, macOS, Linux. Есть много функций: добавить текст и графические элементы, замазать лишнее и даже записать видео экрана.
Схемы
Какие бывают схемы
Линейная последовательно отражает процесс — от первого шага до результата. С помощью нее удобно показать действия в несколько этапов.
У замкнутой схемы последний элемент ведет к первому. Подходит для описания цикла, где все действия повторяются друг за другом.
«Схема-дерево» обычно показывает иерархию или организационную структуру. Например, изображает подчинение сотрудников или происхождение одного биологического вида от другого.
Майндкарта иллюстрирует идеи, планы, решения. Часто используется для визуализации проекта или стратегии.
В каких случаях применять
- Показать пошаговый процесс. Изобразить, как несколько событий следуют друг за другом или повторяются.
- Показать карту решений. Например, если разные действия приводят к нескольким результатам.
- Продемонстрировать связи. Для иллюстрации соотношения нескольких объектов или взаимодействия участников одного процесса.
Как применить
Максим Ильяхов в своей книге «Ясно, понятно» выделяет три составляющих схем: объекты, связи и подписи.
- Объекты. Изобразите их в виде узнаваемых геометрических фигур: треугольников, кругов или квадратов. Внутри объектов разместите надпись: читатель поймет, что иллюстрируют разные элементы.
- Связи. Проведите линии или стрелки между объектами. Если нужно изобразить движение, покажите направление линиями от первого объекта к последнему.
- Подписи. Добавьте текст или цифры рядом с объектами или связями. Это завершит схему, для которой не потребуются дополнительные объяснения.
Как это выглядит
✅ Полезная схема
Не обязательно использовать инфографику и изображения: достаточно показать на схеме объекты, связи и подписи. На этой схеме наглядно понятно, как научная идея двигается к реализации.
❌ Плохая схема
На схеме есть объекты и подписи, но неверно показаны связи. Очевидно, что руководителю подчиняются сразу все департаменты. Поэтому все линии от оранжевых блоков должны вести к одному зеленому.
Где создать схемы
- PowerPoint или Google Презентации. Здесь можно самостоятельно создать простую схему без шаблона.
- Draw.io. Бесплатный понятный интерфейс программы, где можно самому рисовать схемы или использовать шаблоны. Схемы можно сохранять в формате JPEG.
- Miro. Популярный инструмент для создания схем, майндкарт и совместной работы над одним проектом. Можно использовать шаблоны, рисовать самому и сохранять результаты в форматах JPEG и PDF.
***
Подписывайтесь на «Дайджест копирайтера», чтобы получать еще больше полезного контента для тех, кто пишет.