Найти тему

Наш край. Как развиваются воронежские деревни. Варваровка

Оглавление

Для чего фермер из небольшого хутора подарил своей снохе отделение связи

Текст — Леонид Шифрин, фото — Андрей Архипов
Текст — Леонид Шифрин, фото — Андрей Архипов

В спецпроекте РИА «Воронеж» «Наш край» журналисты рассказывают о хуторах и поселках, которые не только держатся на плаву, но и развиваются благодаря неравнодушным жителям. Там появляются детские площадки, обновляются дороги, строятся соцобъекты, открываются выставки. По мере того как меняется качество жизни в селах, люди все чаще остаются на малой родине и создают здесь семьи. Более того, в села приезжают жить из городов. Очередной выпуск спецпроекта посвящен хутору Варваровка Подгоренского района.

Хуторской интернационал

Хутор Варваровка, в котором сегодня проживают около 80 человек, относится к Гришевскому сельскому поселению и отстоит от его административного центра – поселка Опыт – примерно на 15 км. Первые хуторские дома, расположенные на двух асфальтированных улицах – Лесной и Московской, – начинаются в сотне метров от трассы Воронеж – Луганск.

-2
-3
-4
-5

История Варваровки очень своеобразна: хутор был основан в 1820 году разорившейся обрусевшей немецкой дворянкой Гертрудой Шкендаль и первоначально назывался в ее честь – Шкендылевка. В 1845-м его основательница уезжала в Москву и продала свои земли вместе с крестьянами полячке Варваре Лысиневич, которая переименовала Шкендылевку в Варваровку.

-6
-7
-8
-9

После смерти владелицы хутора он отошел к ее дальнему родственнику Александру Рынде, который, в свою очередь, оставил его в наследство своему сыну Петру, построившему новый дом с 14 комнатами. В нем до своего закрытия располагалась местная восьмилетняя школа. В середине XIX века на хуторе проживали почти 300 человек, а в 1925 году – более 440 человек. В 1980-м на хуторе, входившем в состав совхоза «Опыт», насчитывалось порядка 170 человек.

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

– Несмотря на то что людей на хуторе сейчас немного, Варваровка еще держится на плаву, – считает глава Гришевского сельского поселения Алексей Сергеенко. – Там неплохо работает ТОС «Варваровский», и, что уж сегодня совсем нехарактерно для небольших поселков и деревень, на хуторе довольно много молодых семей, которые не торопятся покидать свою малую родину. Примечательно, что в Варваровку приезжают и обосновываются даже люди из Москвы.

-18
-19
-20
-21
-22
-23

Местный ТОС «Варваровский», основанный в 2016 году (за это время тосовцы оградили свое кладбище и поставили детскую площадку), возглавляет один из местных фермеров, Кирилл Шевченко. Он пример человека, который вдоволь помотался по разным городам страны, но все равно вернулся на свою малую родину.

-24
-25
-26
-27
-28
-29

Причем вернулся не потому, что не прижился в цивилизации. Он сделал это осознанно, с желанием подтянуть свой крохотный хутор до уровня больших сел.

Попали в молоко

Корреспонденты РИА «Воронеж» вместе с главой Алексеем Сергеенко застали Кирилла за работой. Мужчина на тракторе «Беларусь» очищал от снега часть улицы, где живет с семьей.

-30
-31

Семья Шевченко – это сам хозяин, его супруга Екатерина и двое детей: 15-летний Святослав и девятилетняя Карина, которая в момент приезда журналистов была в школе.

-32

– Я служил в армии в городе Коврове Владимирской области, – рассказал Кирилл. – Играл там на бас-гитаре в вокально-инструментальной группе «Сержант», что давало больше, чем другим, возможностей уклоняться от марширований на плацу из-за репетиций. Часто выступали на предприятиях города, приезжали шефы к нам. Так познакомился со своей будущей супругой Катей, которая пела у нас в части на одном из концертов. После армии привез ее домой, поженились, правда, ее родители какое-то время настаивали на том, чтобы мы переезжали в Ковров.

-33
-34
-35

– Но мы настояли на своем и остались здесь. Я много помотался в поисках работы – и в Москву, и в другие города. Но что это за семейная жизнь? Дети растут без отца. Потом, по примеру своего бати, занялся фермерством, так и работаю на земле до сих пор, – подытожил Кирилл.

-36
-37

– Сейчас мы достраиваем наш дом, а когда только начинали жить, и с водой проблемы были, и со всем остальным. Первое время мечтала домой в Ковров вернуться, но потом как-то все нормализовалось, и теперь все идет нормально, – добавила Катя. – Я городской житель, до того в деревне вообще ни разу не была, так что многому пришлось буквально учиться с нуля. Но ни о чем не жалею.

-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Фермерское хозяйство Кирилла невелико: около 50 га земли и восемь коров дойного стада. Несколько раз в неделю хозяин сдает молоко, причем коров доит именно он. Тем и живут.

-45

-46
-47
-48

Сын Кирилла и Екатерины Святослав пока не решил, останется ли он после школы работать на земле. Но работник растет что надо. Парень даже выкормил своего персонального поросенка, а деньги от его продажи сполна получил от отца.

-49

Но Кирилл не собирается давить на сына: «Понравится – сам останется на земле, нет – пусть едет в город. Это я свой выбор окончательно сделал после того, как помотался по большим городам».

Святослав пока и сам не рвется уезжать из дома.

– Здесь, в глубинке, спокойная и размеренная жизнь, а если есть свое дело, как у нас с отцом, то и ничего другого не надо: земля всегда прокормит, – считает молодой фермер.

-50

Всегда на связи

Супруга Кирилла – Екатерина – заведует хуторским отделением связи, в зону обслуживания которого, помимо Варваровки, входят соседние хутор Саприно и поселок Кошарное. Она развозит почту вместе с супругом на его автомобиле по немногочисленным тамошним жителям.

-51

– Я работаю на 0,61 ставки, – размышляет хозяйка уютного дома. – И поскольку сельский магазин на хуторе закрылся несколько лет назад, а автолавка приезжает сюда трижды в неделю, то отделение связи – единственное место, где хуторяне могут всегда купить и продукты, и предметы первой необходимости.

-52
-53
-54
-55

Действительно, хуторское отделение связи сегодня – главный центр притяжения жителей. Располагается оно в том самом стареньком здании, построенном еще в конце XIX века, где во времена СССР были совхозная контора и школа-восьмилетка, закрытая несколько лет назад.

-56

– Несколько лет назад стоял вопрос о закрытии в Варваровке отделения связи, – говорит глава Гришевского сельского поселения Алексей Сергеенко. – И если бы это случилось, то и Екатерина бы лишилась работы, а к нам на хутор лишь иногда приезжала бы передвижка «Почты России» из Россоши с газетами и продуктами. Но ведь сейчас отделение связи еще фактически и магазин, куда каждый день приходят люди. И вот что мы придумали...

-57

Кому именно – главе поселения, Кириллу Шевченко или его отцу Виктору Владимировичу, тоже здешнему фермеру – пришла в голову эта идея, история умалчивает. Но только все три неравнодушных человека решили выкупить пустующий еще крепкий хуторской дом и отремонтировать его, чтобы сюда могло переехать отделение связи.

-58

– За все про все – на выкуп дома, стройматериалы и ремонт, сделанный собственными руками, – у нас ушло порядка 130−150 тыс. рублей, но таким образом мы сохранили хутору отделение связи, а Екатерине – рабочее место, – улыбается Виктор Шевченко.

-59

Глава поселения добавляет: «Мы передаем здание в аренду «Почте России», сейчас утрясаются последние нюансы с документами, и думаю, не позже, чем через месяц-два, наше отделение связи переедет в новое здание».

-60
-61

А пока трижды в неделю Екатерина приезжает на свою работу вместе с мужем, который растапливает печь – газ на хуторе есть, но в это здание он не подведен.

-62
-63
-64

– Мы сохранили для нашего хутора очаг цивилизации, – считает отец Кирилла, Виктор Шевченко, который фермерствует на своей малой родине с 1999 года. –  Варваровке без него никак нельзя.

-65

ФЕРМЕРование хуторского уклада

Виктор Шевченко долгие годы служил в Вооруженных силах, а после вернулся домой. Фермерский масштаб у него побольше, чем у сына, – 200 га земли, есть прицел на растениеводство. У Кирилла перед глазами всегда был отцовский пример, и потому сын продолжил фермерскую династию.

-66
-67

Супруга Виктора, Валентина Петровна, окончила Луганское художественное училище. Она пишет портреты, пейзажи, занимается пэчворком (лоскутным шитьем), а также плетением вазочек из бумаги. Ее живописные работы пару раз даже побывали на выставках в районном центре.

-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75

В соседней старенькой хатке, которую супруг купил для жены, оборудована мастерская.

-76
-77

– Виктор сделал мне мольберт, специально покупать его не стали, – рассказала Валентина Петровна. – Иногда хожу с ним на этюды, а иногда пишу природу прямо из окна – тут у нас такие балки и косогоры необычные, особенно зимой!

-78
-79
-80
-81
-82
-83

– Конечно, фермерством заниматься сегодня проще, чем тогда, когда я начинал на рубеже 2000-х, – рассуждает Виктор Шевченко. – Только свободной земли не осталось, расширяться некуда. Хотя у меня вся цепочка сбыта собственной продукции отработана годами, каждый год остаюсь хоть в небольшом, но плюсе.

-84

Сборная Варваровки

Труд на земле часто незаметен. Тем более для городских жителей, которые все-таки иногда приезжают в Варваровку (помимо дачников, их здесь очень много летом) даже из Подмосковья.

Речь идет о дочери Виктора Шевченко, Ксении, она с мужем несколько лет прожила в подмосковном Домодедове и буквально пару месяцев назад вернулась на родину.

-85
-86

Роман и Ксения Ерасовы – понятное дело, провинциалы. Он – из Владимирской области, она – отсюда, из Варваровки. У Ксении сельскохозяйственное образование, Роман – шофер и тракторист. Почти десять лет они прожили в 40 км от столицы, но земля все равно перетянула. Так, в Варваровке на двух человек стало больше.

-87
-88

– Мои родители, кстати, только что переехали в соседний хутор Григорьевку, – рассказал Роман. – Тоже на пенсии их к земле потянуло. Мы с женой думали рвануть ко мне на Владимирщину, но в итоге выбрали родину Ксении. У нас пока есть кролики и куры, но еще хочу заняться пчелами. Вся семья супруги работает на земле, и я хочу тоже быть поближе к ней. Здесь свободнее и легче дышится, чем в большом мегаполисе, где по звонку будильника встаешь, едешь на работу и поздно вечером возвращаешься домой. А здесь, в глубинке, человек больше принадлежит себе.

-89
-90
-91

-92

Сейчас молодые ремонтируют дом. Дел еще много, но работа спорится.

-93
-94
-95

– Семья у нас крепкая, – считает Ксения, – и отец, и брат – фермеры, да и мы с мужем будем продолжать их дело. Глядишь, может, еще какая-то молодая семья приедет сюда, обзаведется хозяйством, заведет скотину или птицу. Тогда мой родной хутор еще будет держаться.

-96
-97
-98
-99

Точно будет держаться, если в Варваровке живет самая многодетная семья поселения. У Татьяны Сушковой – семь детей: четыре дочки и три сына.

-100
-101

Когда корреспонденты РИА «Воронеж» приехали в гости, четыре старших ребенка были в школе, а Ника, Злата и Санек возились с игрушками.

-102
-103

– Я часто бываю в этой семье, – рассказал глава Гришевского сельского поселения Алексей Сергеенко. – Тут все всегда хорошо: дети ухожены, мама заботится о них. Помогаем чем можем.

-104

– Дети – это наше будущее, – подытожил глава. – И если даже на небольшом хуторке слышен детский смех (около десятка ребят ездят отсюда на школьном автобусе учиться к нам в Опыт), значит, он еще будет держаться на плаву.

Дата публикации оригинала: 21 марта 2022 года