Найти тему
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Петровск из воспоминаний С.А.Щеглова (часть 2).

Петровск Саратовский. Петровск из воспоминаний С.А.Щеглова (часть 2).

Иногда перечитывая воспоминания С.А.Щеглова, очень сложно выстроить определенную цепь исторических событий связанных с жизнью города того периода. Порой даже сложно передать все приводимые автором подробности (хотя, может, они порой просто необходимы для восприятия исторических картин того времени). Но его воспоминания так искренни и правдивы, так интересны и захватывающи, что просто необходимо чтобы их читали…

И сегодня я предлагаю продолжить его воспоминания, а для этого открываю главу из его статьи «Разные воспоминания о Петровске».

Общий вид города. Фото из интернета.
Общий вид города. Фото из интернета.

В конце 60-х или начале 70-х годов, как то зимою, в Петровске видимо было северное сияние. На полуночной стороне неба вышли как бы огненные столбы, вращающиеся на одном месте. Лично я так был напуган этим в связи с болтовней старых баб, предвещавших и войну и мор и ещё что-то страшное, что долго боялся выходить ночью на улицу. Тогда мы жили в церковном доме. В нашем помещении перед большими праздниками всегда было ночующего народа – прихожан из деревень; большею частью старых баб. Особенно было людно во время великого поста. Каких только разговоров не приходилось мне слышать…

Фото и комментарии из интернета. Река Медведица разделяет город Петровск: на Центр, на Банную, Лапуховскую, Пахотную, Загорскую, Мало-Островскую и на Большой Остров.
Фото и комментарии из интернета. Река Медведица разделяет город Петровск: на Центр, на Банную, Лапуховскую, Пахотную, Загорскую, Мало-Островскую и на Большой Остров.

Раз коснулось дело о падающих звездах. Деревенский люд вообще падение звезд связывает со смертью человека: «вон ещё за душенькой ангел полетел… Видишь звездочка упала?» Но не всегда, кажется, что звезды падают вниз, иногда бывает видно, что звезда летит горизонтально, и лишь чуть-чуть опускаясь, как бы тает. На этот счет у баб другое объяснение. Они уверяли, что это летит дьявол в образе огненного змея к человеку, безутешно тоскующему по кому-нибудь из своих близких родных, недавно умерших. Всегда бывало, эти убеждения сопровождались, при разговорах указаниями на третьих лиц, к кому прилетал змей. Рассказчики говорили, что к тоскующему (вдове или вдовцу чаще всего) вдруг являлся дорогой любимый человек, ласкался, разговаривал, приносил с собою разные лакомства и деньги. При пении петухов он пропадал, а от лакомств и денег к утру оставался лишь сор.

Общий вид города. По фотографии Б.В.Зайковского, 1906г. Фото из интернета.
Общий вид города. По фотографии Б.В.Зайковского, 1906г. Фото из интернета.

Бабы наводили на меня ужас своими рассказами про оборотней (это колдуны и колдуньи, превращающиеся ночью в свиней и громадных псов с огненными глазами). В одной деревне каждую ночь бегала свинья с каким то особенным хрюканьем. Жители стали подозревать в этой свинье свою знахарку. Чтобы убедиться в этом, один из отчаянных деревенских парней, подкараулив оборотня, хватил его по ногам топором. Наутро знахарка, которую нарочно пошли проведать, оказалась в постели. У неё была сломана нога.

Вид на Покровскую церковь. Фото из интернета.
Вид на Покровскую церковь. Фото из интернета.

Как-то за едою вареного картофеля, бабы рассказывали: «Недавно-де наши святители отчитали-очистили молитвами эту снедь. А раньше картошка была поганая, ибо из неё вылуплялись щенята».

Фото из интернета. Исполкомовский мост. Слева от моста видны так называемые «ледорезы».
Фото из интернета. Исполкомовский мост. Слева от моста видны так называемые «ледорезы».

Они же уверяли, что русалкам «самый вод» в реке Медведице у большого Казанского моста в Петровске. В лунные ночи русалок всегда можно видеть сидящими на ледорезах, защищающих тот мост в весенний ледоход и расчесывающими свои зеленые волосы золотыми гребнями. Водились ещё русалки в омутах против торговой бани на правом берегу Медведицы выше названного моста с полверсты. Однажды купался там мужик и едва-едва не утонул. После он говорил, что у омута берега крутые, а дна у него нет, в круче устроены норы, обложенные кирпичом, подобно русским печам. В этих норах жили русалки. Он видел их, когда тонул в воде.

-6

Современный вид на Казанскую церковь со стороны Железного моста. Во времена С.А.Щеглова здесь ещё был мост деревянный, да и Медведица была значительно глубже…

-7

Ну, чем вам не петровский Гоголь наш Сергей Александрович…

Медведица в районе Железного моста в зимний период.
Медведица в районе Железного моста в зимний период.

В большие праздники, такие как: Пасху, Рождество, Крещение и др., в соборную церковь хаживали и становились на левом клиросе, чтобы попеть: портной Шклонцев и учитель начального училища Иван Семенович Семенов. Оба они страшно козлогласили. Пение этих господ походило на крик коростелей, или попросту – «дергунов». Горе бывало с такими певцами. Одно лишь искупало их – что они это делали из великого религиозного чувства…

Ну, и раз уж автор опробовал свой талант народного сказителя и художника, предлагаю сегодня ещё один портрет из его авторской галереи под рубрикой «Типы»…

Весенний разлив Медведицы. Фото из интернета.
Весенний разлив Медведицы. Фото из интернета.

Кочемасов. Петровский мещанин, по ремеслу сапожник. Высокого роста, плотного и мускулистого сложения, живой и ловкий, лет около 30-ти. Он страстно любил померяться силой в кулачных боях, составлявших для Петровских жителей всех сословий такое же развлечение и зрелище, как бои быков в Севилье. Каждый праздник в зимнее время в Петровске, лет 30-ть тому назад, устраивались кулачные бои или на льду р.Медведицы, текущей у города с востока, или на Наземной улице, чаще на этой улице. Обыкновенно начинали мальчишки, затем парни, а потом уже в бой бросались и взрослые, даже старики. Дрались «городская» сторона, т.е.жители местности города по левому берегу р.Медведицы на сторону «Ардымскую», т.е.с жителями местности по правому берегу. Любоваться боем выходил весь город.

Трехверстовка Шуберта  Петровск 1870 г.
Трехверстовка Шуберта Петровск 1870 г.

Вот когда мелкота раззудит больших, то и начинается потасовка сторона на сторону, стенка на стенку. Крик, стон, смех. Летающие вверх шапки, пар, выходящий из сотен разгоряченных грудей, захватывали дух у зрителей. Но это ещё все начало боя, тут ещё не определилось, какая сторона или стенка побеждает, - «городская» или «ардымская.

Фотография из альбома к 100-летию 3 февраля 1881 года Саратовской губернии, автор: Пятницкий Петр Павлович. Общий вид города.
Фотография из альбома к 100-летию 3 февраля 1881 года Саратовской губернии, автор: Пятницкий Петр Павлович. Общий вид города.

Вот, видимо, теснит «ардымская» - «городскую»… последняя сначала подалась немного, а затем обратила тыл и побежала.

Тут выступают: «Петька Сапожник», «Телочкин-портной» и другие второстепенные бойцы «городской» стороны и восстанавливают равновесие. «Городская» сторона с их поддержкой погнала со своей стороны «ардымскую».

И тут, из «ардымской» стороны вдруг вылетают первоклассные бойцы её: «Полтора-Федора» чернорабочий и «Сергушка» татарин. Они погнали «городскую» сторону, гнали долго и постыдно. Петька и Телочкин успели уже выпить по бутылке водки и в возбуждении делали чудеса ловкости и силы, их поддерживали и другие, но все-таки «городская» сторона вынуждена позорно бегом податься даже до монастыря.

Ардымцы заликовали, с их стороны посыпались на горожан насмешки, остроты и ругань. Недолго, однако, они торжествовали. Вот бросился на ардымцев подобно льву «Кочемасов» крича и гогоча. Ардымцы не поддались и здорово ему наклали. «Кочемасов» озверел, сбросил с себя бекешку. Он врезался в самую середину ардымцев: удар его люкши валил сразу пять человек, а правши – десять. Он прочистил путь. Следом за ним другие, а по сторонам Петька и Телочкин. Снег стал обогряться кровью из разбитых носов, ардымцы побежали, а их все гнали и гнали и загнали в самую «ардымскую» слободку. «За мажая загнали» стали говорить, а это значило, что кулачкам на этот день конец, да уж и сумерки на дворе.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

На следующий праздник опять тоже. Опять «ардымская» сторона сначала загнала «городскую» к монастырю. В бою произошла невообразимая путаница: все тесно слились – и бойцы и зрители. Однако, действия Кочемасова, Петьки и Телочкина заметны. Их опытность и ловкость выделялись, несмотря ни на что. То Кочемасов своим кулачищем поддевал кого-нибудь из ардымцев, и кидал над толпой, то Петька, загнув голову как бык, с ревом опрокидывал десятерых. При таком разгаре боя принимали участие даже и те, которые ещё лет 5-10 тому назад зарекались драться. Выступали некоторые и из интеллигенции.

Я помню, как двое учителей из семинаристов и чиновник однажды постояли за городскую стену. Любо было смотреть на них. Очень прилично одетые, в лайковых перчатках и шляпах, изящными, сравнительно, кулаками, они втроем опрокидывали целую стену. Тут пасовали и Полтора-Федора и Сергушка Татарин и всякие орангутанги и гориллы «ардымской» стороны. Слышалось только щелканье получаемых ими ударов прямо по физиономиям. В этот раз «ардымская» сторона была не только загнана «за мажая», но и совершенно рассеяна. Эти господа дрались чрезвычайно отчетливо. Например, встреченный одним из них какой-нибудь медведь, не успевал развернуться как летел через толпу вверх ногами с одного «господского» удара.

Сергушка татарин, удалец с ардымской стороны, в этот раз даже раздевался весь, оставаясь в одной рубахе и как бес носился, с визгом наскакивая на городских, думая этим зажечь отвагу в товарищах, но господа, да и Кочемасов всему противостояли.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Лихое было время!.. Одни разделывали своими боками, другие подзуживали дерущихся и зрителей и криком и водкой, третьи хохотали, четвертые собирали пуговицы, крючки и петли от одежды, какие отрывались в пылу битвы и падали на снег.

Кочемасов повыше локтей затягивал перед дракой свои руки ремнями, чтобы кулаки натекали кровью и были тяжеловеснее. Случалось, что он не физиономию неприятелю разбивал, а свои кулаки о физиономии и из кулаков брызгала кровь. Дикий крик сопровождал его в битве. Иногда он ударом своим делал из лица неприятеля что-то безобразно-кровавое, или переламывал ребра. Но кулачники не жаловались. Растовороживание физиономий и перелом ребер Кочемасов производил только в сильно рассерженном виде, обыкновенно же он угощал неприятелей только оплеухами, чтобы сшибить с ног.

Нередко можно было наблюдать на кулачках, как зашибленный под «микитки» боец лежал без памяти. В чувство приводили такого водкой…

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Ну, что ж, на сегодня, пожалуй, это всё… А праздничных городских развлечений из истории г.Петровска будет вполне достаточно, чтобы немного отдохнуть от наших современных забот и повседневности.

Р.s. Внимание! Никто из участников праздничных городских мероприятий не пострадал. Также надеюсь, что никого из героев статьи мы с автором не обидели.

Всех своих подписчиков и читателей поздравляю с наступающим Новым 2024 годом! Огромного счастья Вам и крепкого здоровья!