Несмотря на развитие онлайн-торговли, авторынки до сих пор продолжают работать. Рассказываем, как они устроены, что там продают и почему запчасти там могут стоить дешевле.
Что такое авторынок
В девяностые годы ещё не существовало онлайн-агрегаторов и маркетплейсов. Поэтому купить или продать машину было сложной задачей. Чаще всего автомобиль предлагали родственникам или знакомым или давали объявление в газеты. Также одним из популярных способов найти продавца или покупателя на автомобиль было поехать на авторынок. Организована такая площадка была по образу обычного вещевого рынка, только вместо одежды и обуви там можно было приобрести машину.
На авторынках торговали не только машинами, но и запчастями. Например, знаменитый московский Кунцевский авторынок изначально был государственной станцией по обслуживанию моделей ВАЗ. Там можно было достать дефицитные запчасти, которых не было в открытой продаже. В девяностые годы на территории техцентра и рядом с ним стали появляться частные палатки, где торговали запчастями. Сегодня рынок представляет собой упорядоченные торговые ряды.
В девяностые годы с некоторыми авторынками были связаны преступные группировки. Нередко продажа машины оборачивалась трагедией. Преступники могли представляться покупателями, а во время тест-драйва угнать машину. Также на рынках можно было найти много краденых запчастей или угнанных автомобилей и деталей от них.
Сейчас ситуация существенно изменилась, но, несмотря на платные охраняемые парковки для посетителей и современные павильоны, дух авторынка никуда не делся. Например, многие продавцы готовы торговаться или отдать товары дешевле, если покупатель расплатится наличными. Некоторые принимают безналичный расчёт только в виде переводов на карту.
Авторынки Москвы
В Москве есть несколько крупных авторынков. Большинство из них работает на том же месте, что и 25–30 лет назад. Вот три крупнейшие площадки:
- Кунцевский авторынок. Один из первых авторынков в Москве. Располагается на западе Москвы — на внешней стороне МКАД — 55 км, строение 1. Территория разделена Московской улицей на две части. На рынке продают запчасти, масла и расходники, автоаксессуары. На территории работают как небольшие магазины и частные продавцы, так и официальные дилеры.
- «Южный порт». Находится на юге Москвы — на ул. Трофимова, владение 36. В середине 1970-х годов здесь был открыт торговый центр «Автомобили», где продавали машины и запчасти к ним. Сегодня автомобили в «Южном порту» не продают — остались только запчасти и аксессуары. Территория разделена 1-м Южнопортовым проездом на две части. На одной стороне находятся торговые ряды, а в здании ТЦ «Автомобили» — павильоны.
- АТЦ «Москва». Рынок нового формата, расположенный на юге Москвы — на Каширском шоссе, д. 61. В восьмиэтажном здании располагаются дилерские центры, площадки небольших компаний, которые продают новые и подержанные автомобили, а также магазины запчастей. Ещё на территории АТЦ «Москва» работают кафе и рестораны.
Также в Москве есть крупные торговые центры, которые специализируются на запчастях, автоаксессуарах и прочих товарах для автомобилей и водителей. Например, это автомолл «Север», расположенный на 84 км МКАД в районе Алтуфьево, и «Тракт», который находится на 32 км МКАД — в районе Битцы. Эти площадки больше похожи на классические торговые центры, чем на рынки. Рядом с этими ТЦ работают автосервисы, где можно установить купленные запчасти.
Что продают на авторынках
На авторынках можно найти практически любые запчасти и аксессуары для автомобилей — от крепёжных элементов до кузовных деталей. Некоторые торговые точки специализируются на конкретной марке или группе марок автомобилей — например, предлагают запчасти на все отечественные модели или конкретно на ВАЗ.
Также есть точки, где можно приобрести универсальные товары — например, шины, диски или электронику (аудиосистемы, динамики, головные устройства).
Отдельно можно выделить продавцов автомобильных аксессуаров. Они предлагают коврики, дефлекторы, подлокотники, декоративные накладки. У них есть как китайская продукция, так и товары производства российских компаний.
На таких площадках, как АТЦ «Москва», располагаются шоурумы, где можно купить новые и подержанные автомобили. На понравившейся машине можно совершить тестовую поездку вместе с представителем компании. Там есть как крупные, так и мелкие продавцы.
На территории рынков работают пункты выдачи заказов крупных интернет-магазинов запчастей, а также небольших фирм, которые представлены на «Авито», «Дроме» или ZZap.
Почти на всех авторынках работают автосервисы, где можно установить приобретённые запчасти или поменять расходники. Это могут быть площадки крупных магазинов или отдельные фирмы.
При каждом авторынке есть охраняемые парковки. Въезд на них платный — в среднем стоимость составляет от 50 ₽ до 100 ₽ за час. Также на территории авторынков располагаются кафе и различный фастфуд.
Почему авторынки до сих пор существуют
Многие автомобилисты со стажем посещают авторынки по привычке. Например, они могут покупать детали в одном и том же месте 20 или 30 лет. Зачастую они не хотят регистрироваться на маркетплейсах или оставлять свои данные в интернет-магазинах.
Некоторых привлекает возможность увидеть товар живьём до покупки. Бывает так, что элементы в жизни отличаются от фотографий. В первую очередь это относится к различным аксессуарам. Например, на авторынках есть много китайских товаров, которые также представлены на AliExpress. Здесь они стоят дороже, зато их можно посмотреть до оплаты, а также не нужно ждать доставку.
На московские авторынки часто приезжают оптовые покупатели из регионов. Они закупают товары, которые затем перепродают в небольших городах и населённых пунктах. Оптовым клиентам московские продавцы готовы предложить скидки.
На авторынках, где представлены подержанные автомобили, можно вживую увидеть интересующие модели. Если машины уже не выпускают, то очень удобно детально рассмотреть разные автомобили на одной площадке. Иначе придётся договариваться с разными частными продавцами и потратить гораздо больше времени.
Удобно, что купленные детали можно установить в сервисах, которые находятся поблизости. К тому же если техцентр и магазин — это одна компания, то на установку могут дать скидку.
Для некоторых автомобилистов поездка на авторынок — это приятный процесс. Такие ощущения невозможно получить, если заказывать детали в интернете.
Плюсы и минусы авторынков
Интернет-магазины и маркетплейсы пока не могут вытеснить авторынки. Такие площадки продолжают работать, и у них по-прежнему много клиентов. Как и у других площадок, у авторынков есть свои плюсы и минусы.
Плюсы авторынков Минусы авторынков Много разных магазинов в одном месте Атмосфера рынка, где нет такого же отношения к клиенту, как в магазине Все товары можно увидеть вживую, а не на фотографиях На авторынках практически всегда много людей Представлены узкоспециализированные товары, которых почти не бывает в наличии в магазинах Много подделок Есть продажа товаров оптом Много некачественной продукции На территории есть техцентры, где можно установить купленные детали Некоторые продавцы принимают только наличные С некоторыми продавцами можно торговаться В салонах подержанных автомобилей завышенные цены и много автохлама На некоторых рынках можно посмотреть и купить интересующий автомобиль Некоторые продавцы не выдают чеки На территории авторынков есть пункты выдачи интернет-магазинов запчастей. Поэтому детали, которые заказали у разных продавцов, можно забрать в одном месте Бывают сложности с возвратом товаров Не все продавцы консультируют и помогают с подбором деталей У большинства продавцов нет доставки, отправки в регионы транспортными компаниями У большинства магазинов нет удобного каталога
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной