Найти тему
Филолог pro ЕГЭ

Влюбитесь в аудирование: как решать задание 1 в ЕГЭ по английскому языку

Оглавление

Щелкаем аудирование как орешки

Помню, когда я была в 11 классе, меня жутко бесило требование моей прекрасной учительницы по английскому языку во всех заданиях по аудированию выписывать ключевые слова, которые я услышала, чтобы потом доказать выбор ответа. Это было нудно. Это было трудно. Это было муторно.

Прошло время. Теперь я сама учитель английского. И что я требую от своих учеников? Правильно. Ключевые слова. Только сама начав преподавать, я поняла истинный смысл этого требования. В итоге я нашла идеальный алгоритм выполнения задания №1 в блоке «Аудирование» в ЕГЭ по английскому, который как раз-таки основан на принципе ключевых слов. А еще, я сделала так, что мои ученики просто вынуждены их выписывать и не могут делать задание как-то иначе. Сразу скажу, это их только радует.

В чем же суть?

Задание 1 по аудированию представляет собой 7 утверждений, которые надо соотнести с высказываниями 6-ти спикеров. Все спикеры высказываются на какую-то определенную тему, например, волонтёрство, мода, путешествия. В КИМ задание выглядит так:

Пример задания №1 в КИМ 2024 от ФИПИ.
Пример задания №1 в КИМ 2024 от ФИПИ.

На моих занятиях задание №1 выглядит вот так:

Исходный вид задания №1 на моих занятиях. Стикеры даны, чтобы выписывать ключевые слова, мысли каждого спикера. Исходные утверждения пока скрыты.
Исходный вид задания №1 на моих занятиях. Стикеры даны, чтобы выписывать ключевые слова, мысли каждого спикера. Исходные утверждения пока скрыты.

Суть метода, который предлагаю я, заключается в том, чтобы не читать утверждения перед прослушиванием вообще. Вот просто не смотреть даже на них. Сразу слушать и в процессе прослушивания выписывать себе основную мысль каждого спикера. Нужно задать себе вопрос: какова позиция этого говорящего, какую мысль он хочет донести, о чем он говорит БОЛЬШУЮ часть времени? После первого прослушивания, когда мои ученики выписали главные мысли каждого высказывания, я открываю им предлагаемые утверждения и они соотносят их с тем, что записали сами. Вот такие результаты первого прослушивания, ученица выписала мысли, которые посчитала главными:

На стикерах ученица записала ключевые мысли каждого спикера. Мысли записаны отрывочно, но главное - уловлена суть. Правда, не везде верно, но об этом ниже ;)
На стикерах ученица записала ключевые мысли каждого спикера. Мысли записаны отрывочно, но главное - уловлена суть. Правда, не везде верно, но об этом ниже ;)


Открываю предлагаемые утверждения. Соотносим их с тем, что есть у нас.

На желтых стикерах утверждения, которые даны в исходном задании.
На желтых стикерах утверждения, которые даны в исходном задании.
Вот что нам удалось соотнести по ключевым словам.  К двум спикерам не удалось подобрать утверждение - значит выписана не та мысль, нужно второе прослушивание.
Вот что нам удалось соотнести по ключевым словам. К двум спикерам не удалось подобрать утверждение - значит выписана не та мысль, нужно второе прослушивание.

80% задания на этом этапе точно будет выполнено. Даже второе прослушивание может не понадобиться. Если какие-то спикеры остались непоняты, то слушаем второй раз, тут у нас уже и утверждения перед глазами, соотносим оставшееся. На примере видно, что после первого прослушивания точно удалось соотнести 4 варианта. Два остались непонятны, потому что главная мысль была выписана не совсем точно или полностью неверно. Второе прослушивание поможет нам это исправить, здесь мы уже слушаем внимательно только спикеров А и F.

Вуаля. Готово.

Результат второго прослушивания. Соотнесли оставшееся.
Результат второго прослушивания. Соотнесли оставшееся.

Как отмечают мои ученики, такой формат выполнения этого задания намного легче, чем тот вариант, когда они сразу видят все утверждения, читают их, и пытаются ПОДОГНАТЬ спикеров под готовые утверждения. В этом то и проблема. Не нужно ничего подгонять. Нужно услышать суть. Данный метод устраняет любую возможность что-то подо что-то подгонять, поэтому дети фокусируются на тексте и практически всегда точно выписывают главную мысль.

Дисклеймер: в начале работы с учеником (или если вы сами ученик – то в начале вашей самостоятельной подготовки) мы не учитываем временные интервалы заданные ФИПИ, то есть наша пауза между первым и вторым прослушиванием может быть дольше, однако я считаю, что это абсолютно нормально. Процесс подготовки к экзамену – это не сам экзамен и не надо пытаться сразу загнать учеников в формат и временные рамки. Важно, чтобы они научились думать и слушать внимательно, а уже после, выполняя задания полностью по условиям формата, они смогут легко с ними справиться.

Делитесь алгоритмом с коллегами и своим мнением в комментариях :)

P.S. А для чего можно использовать 1 задание по аудированию в ходе подготовки и как оно может помочь в отработке лексики, грамматики, а также устной и письменной части, читайте в следующей статье.