Щелкаем аудирование как орешки
Помню, когда я была в 11 классе, меня жутко бесило требование моей прекрасной учительницы по английскому языку во всех заданиях по аудированию выписывать ключевые слова, которые я услышала, чтобы потом доказать выбор ответа. Это было нудно. Это было трудно. Это было муторно.
Прошло время. Теперь я сама учитель английского. И что я требую от своих учеников? Правильно. Ключевые слова. Только сама начав преподавать, я поняла истинный смысл этого требования. В итоге я нашла идеальный алгоритм выполнения задания №1 в блоке «Аудирование» в ЕГЭ по английскому, который как раз-таки основан на принципе ключевых слов. А еще, я сделала так, что мои ученики просто вынуждены их выписывать и не могут делать задание как-то иначе. Сразу скажу, это их только радует.
В чем же суть?
Задание 1 по аудированию представляет собой 7 утверждений, которые надо соотнести с высказываниями 6-ти спикеров. Все спикеры высказываются на какую-то определенную тему, например, волонтёрство, мода, путешествия. В КИМ задание выглядит так:
На моих занятиях задание №1 выглядит вот так:
Суть метода, который предлагаю я, заключается в том, чтобы не читать утверждения перед прослушиванием вообще. Вот просто не смотреть даже на них. Сразу слушать и в процессе прослушивания выписывать себе основную мысль каждого спикера. Нужно задать себе вопрос: какова позиция этого говорящего, какую мысль он хочет донести, о чем он говорит БОЛЬШУЮ часть времени? После первого прослушивания, когда мои ученики выписали главные мысли каждого высказывания, я открываю им предлагаемые утверждения и они соотносят их с тем, что записали сами. Вот такие результаты первого прослушивания, ученица выписала мысли, которые посчитала главными:
Открываю предлагаемые утверждения. Соотносим их с тем, что есть у нас.
80% задания на этом этапе точно будет выполнено. Даже второе прослушивание может не понадобиться. Если какие-то спикеры остались непоняты, то слушаем второй раз, тут у нас уже и утверждения перед глазами, соотносим оставшееся. На примере видно, что после первого прослушивания точно удалось соотнести 4 варианта. Два остались непонятны, потому что главная мысль была выписана не совсем точно или полностью неверно. Второе прослушивание поможет нам это исправить, здесь мы уже слушаем внимательно только спикеров А и F.
Вуаля. Готово.
Как отмечают мои ученики, такой формат выполнения этого задания намного легче, чем тот вариант, когда они сразу видят все утверждения, читают их, и пытаются ПОДОГНАТЬ спикеров под готовые утверждения. В этом то и проблема. Не нужно ничего подгонять. Нужно услышать суть. Данный метод устраняет любую возможность что-то подо что-то подгонять, поэтому дети фокусируются на тексте и практически всегда точно выписывают главную мысль.
Дисклеймер: в начале работы с учеником (или если вы сами ученик – то в начале вашей самостоятельной подготовки) мы не учитываем временные интервалы заданные ФИПИ, то есть наша пауза между первым и вторым прослушиванием может быть дольше, однако я считаю, что это абсолютно нормально. Процесс подготовки к экзамену – это не сам экзамен и не надо пытаться сразу загнать учеников в формат и временные рамки. Важно, чтобы они научились думать и слушать внимательно, а уже после, выполняя задания полностью по условиям формата, они смогут легко с ними справиться.
Делитесь алгоритмом с коллегами и своим мнением в комментариях :)
P.S. А для чего можно использовать 1 задание по аудированию в ходе подготовки и как оно может помочь в отработке лексики, грамматики, а также устной и письменной части, читайте в следующей статье.