В терапии весьма много внимания уделяется так называемому дошкольному возрасту, там формируются формы привязанности, способы реагирования и познания, да и много чего еще. И детские отношения с родительскими фигурами становятся переносами, детские дефициты становятся взрослыми мотивами и ценностями и т.д.. Но почему-то мало внимания периоду школы. А ведь именно школа становится главным переносом на любые коллективы! Большую часть жизни мы проводим не с семьей, семья на 3 месте: сначало в одиночестве, потом на работе и уж потом с семьей. Модель школы часто переносится на любую группу в которой учавствует человек. Всегда есть руководитель/учитель, есть зарплаты/оценки, есть любимчики и изгои, есть обеды/перекуры/перемены, есть местные хулиганы, есть дорога из дома и обратно, и тд.
Если вдруг были сложные отношения с учителем- перенос и вуаля у вас сложные отношения с руководителем. Был буллинг? Страшно и тяжело быть в рабочем коллективе без каких-либо объективных причин. Было важно быть отличником? Здрасьте трудоголизм и превознемогание на ровном месте. Был звездой в классе- важно стать таким снова, поконкурировать с другими за это. Был изгоем- такое же место в коллективе комфортно занимать. Влюбленности школьные- доиграем в коллективе. Сценариев тут можно найти много. Если дошкольный возраст это наш первый опыт личных отношений, то школа наш первый опыт групповых социальных отношений. Можно было бы возразить что нет, садик есть, но там нет общей цели и оценки.
Почему-то этому периоду формирования личности мало уделяется внимания, и я часто сталкивался с переводом терапевтом темы терапии из школьного периода в дошкольный, как будто этот период избегается. Как будто тема школы кажется менее важной по сравнению с дошкольной, хотя это просто разные этапы формирования.
Особенно мне кажется важным (и травмирующим) это смешение семейного и социального. Мама/папа, сильно старшие сестра/брат, бабушка/дедушка были на позиции учителей в том же месте где ты учился: так и не простроилось разделение между семейной и социальной системами. Семью расширил до больших размеров и ожидаешь защиты и тех же отношений? Или семья разваливается когда мы расширяемся? Вариантов детских выводов множество.
Автор: Бирюков Дмитрий Леонидович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru