Уважаемые родители! В этой публикации мы обсудим главный закон, благодаря которому дети обучаются, нарабатывают новые схемы действий, а при достаточной практике, формируется навык.
Обсудим, как применять теорию к ежедневным задачам, которые приходится решать семье.
Каждый человек рождается с определенным количеством нейронов в головном мозге. Но ребенок по отношению к внешней среде еще долгое время остается абсолютно беспомощен, он просто не умеет контролировать ни свои эмоции, ни тело. И тем более не обладает способностью к целенаправленным действиям.
Самая распространенная ошибка, когда семья ожидает определенных действий, когда мозг к выполнению этих функций попросту еще не созрел. Самый популярный вариант, когда мы вдруг решили, что подростку пора уже отвечать за себя, за свои результаты, да и экранное время контролировать, то есть резко личность передают власть, а его нервная система еще не готова к такой гипернагрузке. Это очень серьезный стресс. Его организм привык к совершенно другим условиям – когда тебе всегда подставят костыль опеки, за тебя подумают и все решать, особенно там, где пора бы уже самому действовать.
Ситуацию можно сравнить со временем перестройки, когда большей части людей было очень трудно влиться в новую систему, когда каждый должен отвечать за себя.
Процесс воспитания это процесс миелинизации головного мозга – образование новых и новых связей между нейронами, создание целых сетей. Когда внешние факторы стимулируют определенные зоны, в результате чего нервный импульс бежит по отросткам от одной клетки к другой, и образуются клетки глии. Так происходит развитие эмоционально-волевой регуляции.
Если среде, где происходит формирование, личность развивается в системе соответствия, то есть просто делай, что говорят, а часто требуют, то собственного понимания, ощущения своей собственной уникальности, индивидуальной траектории развития не случается. Психологи называют это диффузной идентичностью. То есть в сознании нет понимания «Кто я? Какие у меня сильные стороны? Чего хочу от жизни и как планирую ее строить?».
То есть вроде подросток уже взрослый, а сознание его все еще как у пятилетки, который ждет, что взрослый все за него сделает. Или не взрослый, а школа должна, или репетиторы – он так привык.
Лентяй, раздолбай, паразит, который висит на маминой шее, надеясь не на себя, а на ее кошелек – это просто личность с недостаточным количеством миелина, проще говоря опыта и навыков.
Такие дети чаще всего пытаясь вырваться из родительской системы, просто уходят в отрыв. Сами они собой управлять не умеют совершенно, но вроде уже большой, хочу сам! Родители уже не указ! И получается, что справиться со стимулами такой ребенок не в состоянии из-за недостаточно развитой воли, поэтому тут же появляются игры, группы по интересам, те, кто покажут и расскажут куда надо идти и что делать.
Если ваш ребенок на данном этапе с чем-то не справляется, не умеет, вязнет в экранном времени, то это значит только одно его мозг еще недостаточно развит, чтобы самостоятельно контролировать эти задачи.
Процесс воспитания можно сравнить с железнодорожными путями, когда личность ежедневно набирает опыт целенаправленного движения, учится справляться со своей ленью, преодолевать инертность. Так, потихоньку, со временем образуются все новые и новые маршруты (нервные импульсы образуют проторенные дорожки), а движение становится все более скоординированным, а не хаотичным.
Дети, погруженные в академическую среду, которые не сталкиваются с разнообразием мира, очень часто испытывают сложности, ребенок может обладать блестящим умом и талантом, но просто бессилен в отношении реальной жизни.
Для процветания одного интеллекта современному человеку не всегда достаточно, необходимо развивать способность к волевому поведению. Это свойство личности, благодаря которому человек обладает способностью реализовывать свои желания, достигать тех целей, которые он сам для себя формулирует на данном этапе своего развития.
Волевое поведение – понятие, введенное психологом Куртом Левиным.
Естественно, если вы резко разделите границы, дадите подростку полную психологическую автономию, то на пустом месте ничего не случится.
Как тело нуждается в пище, которая дает энергию, психика питается впечатлениями. Если механизм получения этих эмоций азарта, радости, собственной уникальности давно налажен – питание происходит только через онлайн игры, то часто даже усилия воли недостаточно для того, чтобы легко выходить из цифрового мира.
Ребенок нуждается в большом объеме приходящих извне впечатлений, дети ищут их, и чаще всего эта информация, деятельность, необходимая для поддержания психологического, тонуса ассоциируется именно с интернет развлечениями.
Все мы автоматически реагируем на что-то интересное, яркое, новое. На то, что наполняет, когда мы как бы забываемся, отвлекаемся от текущих сложностей жизни и их решения.
По сути, так же, как выделяется слюна при звуке колокольчика, дети реагируют на будущее удовольствие, которое дает компьютер, потому что их внимание непроизвольное.
А волевого ресурса недостаточно, чтобы совершить сознательное усилие и переключиться.
Проще говоря – подросток не способен управлять своим поведением, оно складывается из автоматических реакций на внешние стимулы. Павлов назвал это «Рефлекс: Что такое?»
Воля – это мотор личности. У слабых, зависимых людей эти механизмы не развивались, все покрылось ржавчиной. Юноша или девушка повзрослели, а внимание свое направлять на зоны, где происходит развитие, не научились. Потому что никто не объяснял. Стимулы среды просто разрывают концентрацию на части. Добавим сюда так называемое клиповое мышление, привычку к просмотру коротких, часто бессмысленных, видео.
Вот с этим нужно работать. Причем, не требовать что-то, а потом наказывать. Любой провал надо воспринимать, как зону ближайшего развития.
Мозг должен созреть для каждой конкретной функции. Мы часто переоцениваем способности, даже более сознательных подростков. Хотя для некоторых, справиться с задачей переключить внимание на домашнюю работу, сконцентрироваться на ней, сделать последовательно каждый предмет, это очень серьезная нагрузка. С которой без участи взрослого сложно справится, если никто не объясняет, а только орет – тем более. Мальчик или девочка просто подумали, как много там задали, и все, делать ничего желания вообще нет. Поэтому развивайте на очень конкретные, маленькие шаги. Например, «Выбери один предмет и сделай в нем одну или две задачи». Воли, чтобы сделать немного хватит. А дальше уже легче.
Нервные пути должны сформироваться, но для этого они просто ежедневно должны работать. То есть мотор личности должен совершать усилия, образуя новые пути.
Используйте закон ближайшего развития, открытый великим ученым Л. Выготским. То, что сегодня мы делаем вместе, завтра сын или дочь будет делать сам/-а. Самый простой пример, когда ежедневно вы показываете, как завязывать шнурки, потом даете попробовать, получается сначала плохо, но со временем уже легче.
Или более сложный навык – езда на велосипеде. Сначала предварительная беседа о правилах безопасной езды, а потом практика. При этом родитель крепко держит за сиденье, всегда рядом. Но крутить педали, чувствовать равновесие, поворачивать руль нужно самостоятельно. То есть направлять свое произвольное внимание, чтобы почувствовать, как это работает. В один момент, взрослый чувствует, что малой справляется и отпускает руки.
Почему в вопросах цифровой социализации чаще всего дети предоставлены сами себе? Конечно, они идут и собирают всякий инфо мусор. Особенно, если скучно, если мир не предлагает ничего интересного, впечатляющего, значимого. Если возможности показать себя оффлайн нет, то подросток погружается онлайн.
Современное поколение растет в эпоху, когда не существует четких ориентиров. Когда рамки достаточно размыты. Когда президенту можно написать в твиттер.
Часто у подростка вообще нет никаких авторитетов, родительский ослаб, а реального примера человека, который круто выстраивает свою жизнь, у которого хочется поучиться, просто нет. Или дети видят картинки красивой жизни, которые просто обнуляют мотив совершать усилия здесь и сейчас.
Возможностей так много, но при этом авторитетов как таковых и нет, или они постоянно меняются, внимание долго ни на чем не фиксируется, ежедневно меняющиеся картинки коротких видео и, часто, поверхностное общение с друзьями из чатов.
Дети боятся вообще что-то решать. Им легче находится в такой неопределенности, потому что за собственным выбором следуют действия, нужно отвечать за результаты. А зачем, когда рядом столько бесплатного интернет кайфа?
Решением, зоной ближайшего развития, является совместное, последовательное действие в каждой сфере.
Мотор личности, то есть воля, должен работать, а проблемы выявляются и решаются. Проблемы - это часть пути. Но в целом, у вашего ребенка должно быть ощущение, что все нормально, что у него с каждым днем получается.
Чтобы обучение, семья, хобби, друзья так же наполняли жизнь радостью от собственных успехов, а не подкашивали мотивацию, от бесконечных неудач. Если ты упал с велосипеда, это не значит, что ты никогда не научишься. Садись и попробуй снова! Я рядом. Если что, подхвачу и направлю.
Ровно так же нужно помогать своим детям ориентироваться в движении по реальному и, одновременно, цифровому городу. Чтобы, со временем, наработать достаточно навыков, и взять управление и контроль над ситуацией в свои руки.