Уменьшенная копия опоры моста напечатана из вторичного пластика. Ученые ТГАСУ испытали ее на предельные нагрузки. 150 граммов пластика выдержали нагрузку в 440 кг. Разработчики уверены – в будущем вторичный пластик можно использовать в изготовлении деталей для настоящих мостов.
Научными исследованиями на тему «Применение аддитивных технологий в строительстве автодорожных мостов» магистрант ТГАСУ Хасан Ильясов занимается под руководством Павла Елугачева, заведующего кафедрой инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах ДСФ ТГАСУ. Опытный образец просчитан и смоделирован магистрантом в программе «AutoCAD» и напечатан с помощью аддитивных технологий. Он представляет собой уменьшенную в 10 раз копию элемента инженерного сооружения, изготовленную из ABS-пластика.
– Как известно, элементы всех существующих инженерных объектов выполнены из стали и сплавов металлов. Один из главных недостатков – сталь в процессе эксплуатации под воздействием внешней среды подвергается коррозии и нуждается в дополнительной обработке. Новизна и интерес нашей научной работы в том, что мы вместо стали предлагаем использовать пластик. Это легкий и более долговечный материал. Кроме того, не на последнем месте стоит его экономичность – в качестве сырья может служить переработанный пластик. К примеру, для создания вот такого опытного образца размером 17х4,8х7,2 см необходимо 10 пластиковых бутылок. Использование вторичных ресурсов также позволит снизить уровень загрязнения окружающей среды.
Изготовление опытных образцов выполняется различными способами: цельное литье, склейка деталей, соединение на болтах. Изучаются и сравниваются результаты в каждом из вариантов.
– Проведенные испытания показали, что изготовленный нами опытный образец временной опоры моста при весе в 150 граммов выдерживает нагрузку до 440 кг. При условии, что мы добьемся оптимальных параметров, и таких элементов будет изготовлено достаточное количество, можно будет подумать о том, чтобы изготавливать из них на первых порах, например, МАФы для оформления ландшафтного дизайна на дачных участках, пешеходные мостики, – говорит молодой ученый.
Научный руководитель магистранта, заведующий кафедрой инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах ДСФ ТГАСУ Павел Елугачев отмечает, что сейчас главная задача исследования – добиться максимальной прочности элементов и конструкций инженерных сооружений при их минимальном весе. Впереди предстоит большая исследовательская и практическая работа. Но уже сейчас первые полученные результаты исследований позволяют с большой долей вероятности полагать: в будущем при помощи аддитивных технологий будет возможно сооружать большие инженерные сооружения и мосты, понтонные переправы и другое.