1. Расположенный на северо-востоке Хабаровского края, город Советская Гавань (в просторечии Совгавань) внешне действительно выглядит очень по-советски — аккуратные кирпичные пятиэтажки, приземистые производственные корпуса, традиционные памятники и частный сектор, разбросанный островками в складках рельефа;
2. Город этот знаменитый уже тем, что именно здесь заканчивается БАМ. Или начинается — смотря с какой стороны глядеть. Если с исторической, то железная дорога от Совгавани до Комсомольска-на-Амуре была построена еще в 1945 году, а первый пассажирский состав по ней прошел два года спустя;
3. Однако этот знаменательный факт в Совгавани никак архитектурно не обыгран. Наверное, потому что в сам город единственный пассажирский состав не заходит, а конечной точкой его маршрута является поселок Ванино, расположенный в 30 километрах севернее на другом берегу залива Советская Гавань;
4. Именно этот залив и дал название городу. Открыл его в 1853 году лейтенант Российского императорского флота Николай Бошняк, посланный адмиралом Невельским для поиска удобной бухты для российских судов. Названая им Императорской, гавань оказалась настолько хороша, что и сейчас она входит в пятерку самых удобных для судоходства мировых бухт. Так на берегу Тихого океана и возник сначала поселок Константиновский пост, переименованный потом в Императорскую Гавань;
5. Совгаванью поселение стало с приходом в эти места большевиков. Противостояние с белыми здесь развернулось нешуточное — порт несколько раз переходил из рук в руки и окончательно советская власть установилась тут лишь осенью 1922 года;
6. В середине XX века у властей имелись грандиозные планы на Совгавань. Наряду с железнодорожной перевалкой грузов с моря и на море, городу отводилась роль крупнейшего центра атомного судостроения. В связи с этим планировалось значительное расширение города с увеличением его населения до 220 тысяч. Были даже начаты работы по строительству жилых и производственных зданий. Однако распад СССР поставил на планах крест. И сейчас на окраинах города можно увидеть построенные, но так и не заселенные жилые дома;
7. Население Совгавани — 23 тысячи человек. Раньше значительная часть жителей была занята работой в порту и на двух судоремонтных заводах. Ныне ремонта судов не существует (один за другим заводы обанкротились), а основу экономики Совгавани составляет лесозаготовка и экспорт сырой древесины в Китай и Японию;
8. Морской торговый порт Совгавани по размерам и обороту уступает конкуренту — Ванинскому торговому порту. К тому же именно из последнего и осуществляется паромное сообщение с Сахалином по маршруту «Ванино – Холмск», и только там происходит вся контейнерная железнодорожная перевалка. А совгаваньский порт специализируется на лесопродукции, которая и является основным его грузом;
9. Архитектурно Совгавани нечем порадовать приезжих туристов. Разве что индустриальными видами заброшенного судоремонтного завода да миниатюрным маяком «Красный партизан». Среди построек выделяется районный дом культуры — сталинское здание с колоннадой, и местный дворец спорта имени бывшего директора завода Маркевича. Из памятников стоит отметить мемориал погибшим партизанам — каменную пирамиду с крестом на вершине. Из красивых природных мест — большущий парк «Зеленый мыс» с миниатюрной набережной площадью 30 квадратных метров;
10. Во время Крымской войны 1853–1856 годов в Совгавани (тогда еще в Императорской Гавани) был специально затоплен парусный фрегат «Паллада», дабы он не достался врагу. Уже в наше время по чертежам построили полную копию «Паллады», которая как учебное судно базируется во Владивостоке. А вот Совгавани досталось только его изображение на городском гербе.