С нерусского на русский это слово переводится как "медвежонок-обнимашка". А в словарях русского его вообще нет, то есть это не наш эпоним. И можно было бы его просто проигнорировать, коль скоро вы с ним вряд ли столкнётесь. Но... уж больно много интересных тем на него завязано!
Начнём с того, что КАДБЕР, точнее, CUDBEAR, это зарубежное название красителя, который получают из некоторых лишайников.
А много ли вы знаете лишайников, которые на что-либо годятся? Вот! Помимо ягеля, называемого почему-то "оленьим мхом", хотя это не мох, а собирательное название целой группы лишайников рода Cladonia, Cetraria, Stereocaulon и т.п., лишь единицы могут вспомнить про что-либо ещё. И, кстати, даже химики вряд ли назовут вам организм, из которого добывают известный всем нам со школьной скамьи индикатор с экзотическим названием лакмус.
А получают его из лишайников рода Roccelia, Lecanora, Parmelia и некоторых других. Несмотря на победоносное шествие цифровых устройств, позволяющих определять всё и вся, включая реакцию среды, химические индикаторы до сих пор актуальны и востребованы, поэтому во всём мире их производят в огромном количестве - и, повторюсь, именно из лишайников.
Теперь мы плавно переходим к теме статьи. Потому что особенность этих странных организмов, представляющих собой симбиоз грибов и водорослей, окрашивать что-либо в разные цвета, в зависимости от pH среды, заметили довольно давно. Шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей книге «Plantae tinctoriae» («Растения красящие» ) перечислил шесть лишайников, годных как источник красителей. В Шотландии и Скандинавии лишайники родов Evernia и Parmelia издревле использовались для окрашивания шерсти и ткани в приятные коричневые и жёлтые тона. А жители Нижнего Поволжья с помощью Xanthoparmelia camtschadalis красили на Пасху яйца.
Но вообще, как утверждают историки, краску из лишайников использовали ещё египтяне, а технология её приготовления была заново открыта итальянцами в Средние века. Колер использовался для производства ярко-красных и пурпурных тканей во Флоренции.
В качестве химического реагента и индикатора других веществ лакмус, добытый из лишайников (от нидерл. lakmoes - "жидкая кашица"), впервые применил около 1300 года испанский врач и алхимик Арнальдус де Виланова.
А технологию получения лакмуса запатентовал 1758 году шотландский предприниматель и химик Cuthbert Gordon (1730 - 1810). В патенте указан ещё и некто George Gordon, но его почему-то обычно забывают упомянуть, а зря!
Почему я написал это имя не по-нашему, станет понятно чуть ниже, а сейчас пару слов о том, как этот человек получал индикатор. Долгое время производство лакмуса было монополизировано и подробности методов его выделения были неизвестны, однако теперь никаких секретов нет, и вы можете попробовать добыть его самостоятельно. Для этого:
- растительное сырьё (Parmelia sulcata, Roccella tinctoria, Roccella fuciformis, Roccella pygmaea, Roccella phycopsis, Lecanora tartarea, Variolaria dealbata, Ochrolechia parella, Parmotrema tinctorum и т.п., в общем - что у вас есть) измельчают до порошкообразного состояния;
- порошок смешивают с водным раствором-суспензией извести-поташа и карбоната аммония и оставляют для ферментации на воздухе;
- примерно через 3 недели ферментации цвет смеси изменяется с фиолетового или коричневого на насыщенный синий;
- смесь разделяется на сите, выделенный раствор содержит до 90% орцеина и до 8% веществ лакмуса в пересчете на сухой остаток.
- далее раствор может использоваться для прессовки блоков из мела или гипса, либо выпариваться для последующей спиртовой экстракции орцеина (красящего пигмента).
До 1758 года в производстве использовали водно-аммиачный раствор, нередко просто мочу, из-за чего красильные предприятия источали весьма сильный аромат.
А потом появился Cuthbert Gordon. И не только предложил более эффективный и менее зловонный способ получения лакмуса, но ещё и создал целое направление в красильном производстве.
Дело в том, что лакмус - это для химиков и изучающих химию. А для текстильщиков и красильщиков более знаком термин "орцеин", он же "орчил", он же C.I. Natural Red 28 - так называют группу веществ, добываемых из тех самых лишайников (прежде всего - из Roccelia tinctoria, который и называется в англоязычных странах "orchella weeds").
А коммерческий орчил называют словом КАДБЕР, которое, как считается, происходит от имени Катберта Гордона. Просто люди решили слегка переиначить название, превратив его в "медвежонка-обнимашку" - Cudbear. Cudbear и Cuthbert - разница невелика, но она есть, равно как и этимологические связи.
КАДБЕР как краситель - это тот же лакмус. Его использовали для окрашивания шерсти и шёлка без использования протравы. А массово производить начали ровно после того, как Катберт Гордон запатентовал процесс получения этого химического соединения.
Лишайники массой в сотни тонн для получения КАДБЕРА завозили в Европу со всего земного шара - с островов Кабо-Верде, Канарских островов, Мадейры, Азорских островов, западного побережья Южной Америки, из Анголы, Мадагаскара, Мозамбика, Калифорнии и пр.
Откуда же ноги растут у истории КАДБЕРА?
Англичане и шотландцы издавна славились своей (точнее - овечьей) шерстью, а позже и шёлком, который возили из Азии. Они научились не только делать добротные ткани и шить качественные вещи, но и окрашивать всё это в разные цвета.
Один из шотландских медников, Джордж Гордон, ремонтировал старый котел в красильне в Лондоне и заметил сходство между процессом, используемым для создания краски орчил, и способом, которым его бабушка производила краски в Высокогорье.
Вернувшись к себе домой, медник поделился своими наблюдениями со своим племянником Катбертом Гордоном, который был химиком. Катберт приступил к проведению серии экспериментов, результатом которых стало открытие нового метода получения яркой красно-фиолетовой краски из легкодоступных шотландских лишайников. И появился тот самый продукт КАДБЕР, который был запатентован дядей и племянником.
Как было отмечено современниками Гордонов, "этот краситель наиболее эффективен при окрашивании в малиновый и пурпурный цвета, что в значительной степени обеспечивает использование архелии, или испанского сорняка, и полностью состоит из материалов, произведенных в Великобритании или на плантациях Его Величества".
Племянник оказался оборотистым господином и основал мануфактуру "CUDBEAR" в Лейте В партнёры он богатых инвесторов Уильяма Александера с сыновьями, которые оплатили возведение завода и вложили капитал в размере 1200 фунтов стерлингов за четверть доли в компании. Джордж и Катберт Гордоны обязались производить краситель по своему рецепту, а Александеры - продавать его.
Но если с первой частью задачи проблем не возникло, то вторая решалась со скрипом. И Гордоны даже обвинили Александеров в неспособности вести бизнес и стали искать других инвесторов. А затем освободили, дав возможность расплатиться по счетам.
Воспользовавшись этим, Гордон привлёк капиталы Джорджа Макинтоша из Данчаттана и перенёс производство в Глазго. Вы не поверите, но это был не кто иной как отец того самого изобретателя, который дал миру непромокаемый ПЛАЩ МАКИНТОШ.
И это было удачным решением... правда, только для Макинтоша, ибо завод Гордона просуществовал аж до 1852 года, а сам изобретатель краски так и расплачивался с долгами до конца жизни.
А технологию производства лакмуса, который, по совместительству, и КАДБЕР, используют до сих пор.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!