Есть высказывание Нагарджуны, которое говорит, что ,,основная причина неприятностей всех живых существ в сансаре - это неправильное понимание абсолютной истины".
Неправильное понимание абсолютной истины - это когда абсолютная истина приписана чему - то, что на самом деле абсолютным не является.
Также есть высказывание Шантидевы: ,,если ты не знаешь подлинную природу своего сознания, то всё, что ты делаешь, подобно выстрелам, которые идут мимо мишени".
Что это значит?
Это значит, что если ты не знаешь подлинную природу реальности, которая сама по себе есть союз мудрости и сострадания, то ты приписываешь качество абсолютного тому, что на самом деле абсолютным не является.
В разные времена и в разные эпохи это качество абсолютного приписывается разным вещам. Например, в викторианской средневековой Европе считалось, что все должны быть до такой степени нравственными, что завёртывали в тряпки ножки рояли для того, чтобы они не вызывали сексуальных ассоциации с женскими ногами. Также считалось, что нельзя ставить на одной полке вместе книги, написанные женщинами и мужчинами, поскольку это разврат.
До этого шла волна того, что называется ,, охота на ведьм"
Считалось, что если у кого-то есть какие-то особенности и способности, которые немножко отличаются от других людей, то это - сатанинское поветрие. Таких людей надо убить и сжечь на костре. Дошло до того, что люди не знали, доживут ли они до следующего дня и боялись косо посмотреть на соседа. Убивали даже детей, которые начинали вдруг говорить или делать что-нибудь необычное. Просходило такое потому, что абсолютной истиной стал эталон, который люди сами придумали и который должен был полностью соответствовать христианским нормам, установленным церковью.
Много всяких других примеров. Например, в своё время у нас был Иосиф Сталин, для которого абсолютной истиной был коммунизм. Все, кто хоть немножко не соответствовал этой идее, должны были быть убиты и уничтожены.
Все эти вещи относятся к относительной истине. И если относительная истина идёт без абсолютной истины, то в конце концов это всегда заканчивается насилием.
Кому-то кажутся отвратительными Инстасамка или Даня Милохин, или Моргенштерн. Возникает протест. В русле этого протеста выдумывается новая абсолютная истина - традиционные семейные ценности, патриотизм и так далее.
Для того, чтобы поддерживать традиционные семейные ценности, в общем - то, не требуется никаких особых усилий. Ты не знаешь, что тебе делать с этой установкой, поскольку ты и так уже живёшь в традиционных семейных ценностях. Но тебе надо как-то проявить себя в этой области, поэтому ты становишься агрессивен по отношению к тем, кто не поддерживает или выступает против традиционных семейных ценностей. Теперь их можно назвать иноагентами и посадить в тюрьму.
То есть, когда относительная истина становится на место абсолютной, это всегда заканчивается борьбой против чего-то, что не считается этой самой абсолютной истиной.
Например, недавно прочитали записки какого-то путешественника, который принял ислам. Для него самым страшным является как-нибудь случайно во время путешествия не съесть свинину, потому что это нарушит его картину абсолютной истины, которую он для себя придумал. Для мусульман ужасным, например, является поклонение новогодней елке - это шайтанство и бесовщина. Или если кто-то рисует изображение человека, то это тоже бесовщина, потому что с мусульманской точки зрения абсолютной истиной является то, что написано в коране, а там написано, что этого делать нельзя.
Всё это полностью соответствует дзогченовскому выражению - ,,если ты не знаешь подлинной природы своего ума, подлинной природы реальности, самосуществующей мудрости, то всё, что ты делаешь - будет вверх ногами".
Нагарджуна говорил: ,,всё находится в гармонии с тем, кто находится в гармонии с пустотой". Под пустотой он понимал абсолютную природу реальности, которая не является мыслью.
Абсолютная природа реальности не является мыслью. Она является подлинной реальностью, которая открывается в процессе медитации.
К сожалению, современные методички и руководства по медитации очень часто стараются вообще этот аспект просто не замечать. Видимо, потому, что автору, который это руководство составляет, не понятен этот главный аспект сам по себе. Поэтому всё сводится к исправлению привычек и к более мирному существованию среди других людей. Например, у тебя есть привычка не любить каких - то определённых людей.
Ты медитируешь, не позволяя привычке возникать, и постепенно она сходит на нет. Это тоже очень полезно, но это не решает проблему абсолютной истины.
Проблема абсолютной истины решается только тогда, когда ты познаёшь Атман, Брахман, Дхармакайю,
Самоосуществующую мудрость.
Именно это является подлинной целью Дхармы.
Также можно заметить, что в тех местах, где абсолютная истина как-то проникает в умы, где это воззрение произносится, где она имеет место быть - даже если отнюдь не все его реализуют - тем не менее, ситуация сама по себе становится более гармоничной.
То есть отдаление Абсолютной истины всегда сопровождается агрессией, отрицанием, отталкиванием.
Чем дальше ты от абсолютной истины, тем сильнее ты отталкиваешь.
Чем ближе ты к абсолютной истине, тем больше в тебе терпимости, понимания и сострадания.
Например, можно заметить, что если в России какой - нибудь Толян и Серёга вдруг начали ссориться и набрасываться друг на друга, то сразу же подбегают друзья с обеих сторон, возникает драка .
В поезде кто-нибудь ссориться - и все сразу заводятся одновременно. Потому что у людей внутри существует тенденция заводиться.
В то же время, например, в Индии, если двое начинают кричать, заводиться, то все остальные сразу начинают стараться загасить эту волну, спустить её вниз. Несмотря на то, что люди, может быть, и простые, и не имеющие каких - то особых знаний и реализации. Просто , если это Воззрение присутствует в данной культуре, то это Воззрение уже работает. Как сказал Ганди : ,,У Бога нет религии".
То есть религия - это сам Источник.
Сама по себе настоящая религия должна быть путём к этому Источнику, а не просто установкой правил. Если она просто установка правил, то тогда это порождает гнев и агрессию.