Найти в Дзене

Рисовать стекло - это просто.

А давайте я расскажу вам о своём способе изображения стеклянных предметов.

Чем прозрачнее стекло, тем меньше на нём рефлексов. Зато в непрозрачных стеклянных предметах отражается всё, как в кривых зеркалах. Использованы акварельные маркеры.
Чем прозрачнее стекло, тем меньше на нём рефлексов. Зато в непрозрачных стеклянных предметах отражается всё, как в кривых зеркалах. Использованы акварельные маркеры.

Когда-то давно меня учили это делать по-другому, поэтому не стану утверждать, что данный способ является лучшим или единственно верным.

Как говорится, «идеи в воздухе витают» и более чем вероятно, что некоторые художники рисуют стекло именно так, как я, и ничего новаторского в моём способе нет. 

Итак.

Что такое стекло? Это прозрачный материал, зачастую бесцветный, его главным достоинством назовём чистоту и эту самую прозрачность.

Чем прозрачнее - тем лучше. Я сейчас не про матовое стекло и не про стеклокерамику. Даже цветное стекло - это несколько другая категория.

Значит, если в натюрморте присутствует предмет из бесцветного стекла - мы можем назвать его отсутствующим, то есть невидимым для наших глаз.

Эдакий предмет - невидимка.

Иллюстрация к статье. Учебная работа. Предметы-невидимки. Акварель.
Иллюстрация к статье. Учебная работа. Предметы-невидимки. Акварель.

Что выдаёт присутствие этого предмета?

Во-первых, ослепительно белые блики, во-вторых, тёмные контрастные участки (обязательно имеющиеся «в углах» эллипсов, по верхним кромкам горловин и в утолщённых основаниях).

Достаточно взглянуть на предмет, и сразу видно, где у него белые блики, а где чёрные.

По сути, достаточно изобразить только белые и чёрные блики для того, чтобы стеклянный предмет «получил жизнь» на листе бумаге. От этого и будем отталкиваться. Нарисовали блики - предмет готов.

Каков план действий:

🖌️Сначала красим фон, ведь он уверенно просвечивает сквозь стеклянный предмет.

🖌️Затем на этом фоне кое-где расставляем блики.

Это самый простой и результативный подход.

Или сначала расставляем белые блики маскирующей жидкостью (если позволяет бумага), потом красим фон, затем дорисовываем чёрные блики.

 Нет, не вырисовываем вертикальные стенки предметов, хоть и знаем, что они есть. Разве мы все стенки видим у стеклянных предметов? Смотрите внимательно, некоторые стенки не видны вообще, они полностью сливаются с фоном.

Поэтому если изображён фон (драпировка) среднего тона, на котором(ой) отмечены белые и чёрные блики - такой вариант изображения стеклянных предметов можно счесть готовым.

Иллюстрация к статье. Учебная работа. Сбежавший от консервирования. Акварель.
Иллюстрация к статье. Учебная работа. Сбежавший от консервирования. Акварель.

Но нам же скучно, когда легко, возможно, мы захотим помучиться ещё и добить натюрморт до стадии окончательной готовности.

Значит разбираемся дальше.

Допустим, рядом со стеклянными предметами лежит один цветной, некий фрукт. И вот беда, мы же знаем, от цветных предметов обязательно должны быть рефлексы. То есть на стекле хочется изобразить «зарево» соответствующего цвета.

Рефлексы на прозрачном стекле. Акварель.
Рефлексы на прозрачном стекле. Акварель.

А теперь посмотрим опять на натуру. Признаемся себе честно, на прозрачном стекле рефлексы практически не видны. Ей богу, ими можно было бы пренебречь.

Но мы ж где-то учились, в детской художественной школе, например, нам там вживили в мозг постулат о том, что рефлексы должны быть всегда и везде!

Если от этого мозгового червя избавиться не удаётся, придётся рисовать рефлексы. И это самая рискованная затея. В результате стеклянные предметы начинают терять прозрачность😱. Тут надо быть крайне осторожными. В случае перебора брать большую мокрую кисть и весь этот академический подход размывать и размазывать куда подальше.

Не помогло?

Берём на широкую мокрую кисть серую белильную краску и опять замазываем всё лишнее, обобщаем.

Это всё замечательно лишь в том случае, если белые блики зарезервированы маскирующей жидкостью, и она пока не удалена. А вот если белые блики созданы при помощи мастерства и колдовства, то есть белые сухие участки бумаги оставлены нетронутыми, аккуратно обойдены кистью, тут будет очень трудно обобщать что-либо широкой кистью, не запачкав их.

Хотите больше теории?

А что если имеется источник направленного света? А ведь он имеется. И даже если его нет, лучше его придумать, так сказать, «расставить свет».

Что же происходит со стеклянным предметом, когда на него падает луч света?

Это самая интересная метаморфоза.

Натюрморт акварелью с натуры, похожий на натуру.
Натюрморт акварелью с натуры, похожий на натуру.

Тот же самый натюрморт, но нарисованный спиртовыми маркерами. В нём я попыталась все имеющиеся предметы превратить в стеклянные.
Тот же самый натюрморт, но нарисованный спиртовыми маркерами. В нём я попыталась все имеющиеся предметы превратить в стеклянные.

С той стороны, откуда на стеклянный предмет падает свет, тело предмета темнеет(!!!), образуется ослепительно-белый блик, вокруг которого концентрируется тон. Стеклянный предмет наполняется светом, и его противоположная сторона, которая якобы должна быть в тени, напротив, оказывается светлой!

Это правило касается всех прозрачных предметов. Хочешь нарисовать прозрачную ягоду - рисуешь белый блик, вокруг него тёмный тон, а с противоположной теневой стороны рисуешь наполнение этой ягоды светом - свечение.

Но вернёмся к стеклу.

На фужерах и стаканах ещё бывают всевозможные узоры, алмазная грань и прочие ухищрения.

С этим тоже надо быть осторожными. Аккуратно, кое-где даём полунамёк на присутствие какого-то дизайна. Чем больше нарисуем подробностей - тем менее прозрачным/стеклянным окажется стекло.

А вдруг наши стеклянные предметы имеют цвет? Что поделать, бывает. Придётся этот цвет добавить. Главное, использовать прозрачную негранулирующую краску (если мы пишем акварелью).

Тёмное цветное стекло. Акварель.
Тёмное цветное стекло. Акварель.

И чем стеклянный предмет темнее, тем больше на нём заметно рефлексов, тем он будет более «материальным» и осязаемым.

Ну что ж, вроде всё рассказала, даже кое-что специально нарисовала. Всем творческих успехов.

Видеоролики по этой теме будут опубликованы вдогонку.