Найти тему
Радио ЗВЕЗДА

Русский поэт и прирожденный военный — генерал-лейтенант Денис Давыдов

Денис Васильевич Давыдов — русский поэт, один из основателей партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

«Разыскивается Давыдов Денис Васильевич, 1784 года рождения. Особые приметы: невысокого роста, маленький нос картошкой, носит усы, на лбу седой локон, грудь в боевых орденах. Особо опасен, так как отличается отчаянной храбростью»
Денис Давыдов. Фото: Википедия
Денис Давыдов. Фото: Википедия

Примерно так могла звучать ориентировка Наполеона на розыск неуловимого гусара, партизана Давыдова. Но история не сохранила её до наших дней. Зато доподлинно известно, что для поимки этого героя Бонапарт сформировал целый двухтысячный отряд. Для французов наш русский воин не был страшным сном, он стал для них настоящей, в прямом смысле убийственной, явью.

Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!

Это песня из фильма «Эскадрон гусар летучих» на стихи самого Давыдова. Если вы вдруг забыли, чем славен этот офицер, пересмотрите кинокартину. Не пожалеете.

Ко времени французского нашествия он уже прошел три войны, стремительно рос в званиях, имел много орденов. А благословил его на этот путь сам Суворов, когда Денису было всего девять лет. Встречу с великим полководцем будущий герой будет вспоминать всю жизнь.

Он спросил меня:
Любишь ли ты солдата, друг мой?
— Я люблю графа Суворова. В нём всё: и солдаты, и победа, и слава!
— О, помилуй Бог, какой удалой, — сказал он, — Это будет военный человек, я не умру, а он уже три сражения выиграет!

Суворов оказался прав. Сын командира Полтавского полка с детства рос в армейской обстановке. Заправски скакал на лошади, размахивая деревянной саблей. И еле дождался шестнадцатилетия, чтоб записаться в кавалергарды. Взяли его не сразу, уж больно ростом не вышел. Но упорный парень сумел добиться своего. Позже Давыдов шутливо писал:

«Наконец привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического гения треугольною шляпою»

Настойчивость в достижении цели будет всегда его отличать. Чтобы поскорее попасть на фронт, однажды он в четвёртом часу утра разбудил фельдмаршала Каменского. Днём к тогдашнему главнокомандующему русской армией было просто не пробиться. Давыдов вспоминал, что изумлённый, заспанный старик сперва принял его за бандита, но потом оценил воинственный настрой юноши.

«Хорошо, любезный Давыдов! Нынче же расскажу Государю всё: как ты ночью, слыхано ли это, ворвался ко мне в горницу. Право, я думал, что ты хочешь застрелить меня!»

На Войну третьей коалиции, где Россия впервые всерьёз сошлась с Наполеоном, Давыдов все-таки попал. По пути на фронт он встретил своих товарищей по Петербургу. Многие уже изрядно понюхали пороху и не разделяли благородного рвения добровольца.

«Они представляли мне разные трудности, меня ожидающие. Я отвечал им, что заранее знал, куда еду: туда, где дерутся, а не туда, где целуются, и уверен, что война не похлёбка на стерляжьем бульоне.»

К тому времени он уже успел стать знаменитым. Правда, пока не за счет боевых подвигов, а благодаря своим басням-эпиграммам. В них Давыдов умудрился задеть даже императора. Тогда-то его и перевели из кавалергардов в гусары, в качестве наказания. Но Давыдов не сильно огорчился. Отпустил роскошные усы, в перерывах между кровавыми битвами стал пить шампанское, писать стихи и ухаживать за красотками. Словом, удалое гусарство ему так понравилось, что впоследствии он даже позволил себе ослушаться другого царского приказа, который переводил его на егерскую службу. Егерям лихие усы не полагались. Отчаянный Давыдов так и написал царю, что подчиниться не может. Из-за усов.

Денис Давыдов. Фото: Википедия
Денис Давыдов. Фото: Википедия

К началу Отечественной войны 1812 года Давыдов был уже опытным воином и в 28 лет дорос до подполковника, успел послужить подручным Багратиона. Тот взял его к себе адъютантом, невзирая на то, что прежде и сам побывал под острым пером гусара-баснописца. Когда-то Денис Давыдов высмеял внушительных размеров нос князя. Но при личной встрече с полководцем наш курносый сочинитель удачно отшутился, что всё дело было в зависти — ведь у него самого этот орган почти что отсутствует. Багратиону шутка понравилась. С тех пор, когда ему докладывали, что враг «на носу», он с серьёзным лицом уточнял:

«На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!»

Тем временем французы подступили к Москве. В подзорную трубу Наполеона уже виднелось знаменитое Бородино — родовое имение Давыдовых. Чтобы ослабить вражеские тылы, воин-поэт решил собрать собственный партизанский отряд. Сначала ему разрешили набрать не больше полтораста бойцов. Но отряд все время разрастался за счет освобожденных ими военнопленных. Да и сам Кутузов, видя успехи партизан, то и дело присылал подкрепление. Не обошлось и без курьеза: в первую же ночь давыдовцы попали в засаду. Вооруженные кто чем русские крестьяне окружили лесных воинов, говорящих меж собой на непонятном языке. (Общаться по-французски было принято в среде дворян, коими по большей части и были наши офицеры). Такое происшествие заставило Давыдова сменить имидж: вместо форменной одежды, теперь мужицкий кафтан. К славным усам добавилась густая борода. Но и это не всегда помогало.

«В каждом селении ворота были заперты, при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами. Один из нас принуждён был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли на помощь. Часто ответом нам был выстрел или пущенный с размаха топор, от ударов коих судьба спасла нас.»
Д. Давыдов. Википедия
Д. Давыдов. Википедия

Обозы неприятеля, захваченные давыдовскими партизанами исчислялись сотнями, пленённые французы — тысячами. В одном из боёв под Давыдовым погибли пять лошадей, в другом — картечь пробила кивер, рукав и сабельные ножны. Но смелого пуля боится.

Завершив французскую кампанию, Давыдов на время успокоился. Обзавелся семьёй. Писал мемуары и теории, попавшие в основу учебников по военному делу, читал лекции курсантам. Досуг по гусарской привычке разбавлял шампанским, которое подносил лакей, наряженный Наполеоном. Потом он еще поучаствует в сражениях. На Кавказе в пух и прах разобьет персов. А по прибытию на усмирение польского бунта, где он заслужит еще целых три награды и звание генерал-лейтенанта, его встретит салют и овации офицеров - с возвращением, бравый гусар!

Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.