На Netflix вышел триллер «Оставь мир позади» Сэма Эсмейла, шоураннера «Мистера Робота». В главных ролях Джулия Робертс, Итан Хоук, Махершала Али, Кевин Бейкон и Майхала Херролд. Совершенно неожиданно фильм получился пророческим и пугающе актуальным. Объясняем, почему при просмотре точно не будет скучно, хотя удивляет фильм разве что парой-тройкой сюжетных поворотов.
Аманда Сэндфорд (Джулия Робертс) проснулась в субботу утром со стойким желанием покинуть Бруклин и уехать на пару деньков на Лонг-Айленд. Пока муж Клэй (Итан Хоук) еще спит, супруга снимает роскошный дом неподалеку от пляжа. На Лонг-Айленд Сэндфорды едут в полном составе: вместе с Амандой и Клэем это дети-подростки Арчи (Чарли Эванс) и Роуз (Фаррах Маккензи). Мальчик постарше, девочка помладше. На пляже происходит странное событие: нефтяной танкер на полной скорости прорезает песок и садится на мель. Ближе к вечеру у Сэндфордов отключаются все гаджеты. Сложнее всего Роуз, которая никак не может посмотреть последнюю серию «Друзей». В ночи Сэндфорды слышат стук в дверь. На пороге богатый афроамериканец в смокинге, представляющийся Джорджем (Махершала Али), и девушка в вечернем платье — его дочь Рут (Майхала Херролд). Они хозяева дома, который сняли Сэндфорды. Джордж и Рут ходили в филармонию, а дальше узнали, что в Нью-Йорке случился таинственный блэкаут, и решили от греха подальше уехать за город. На экранах телевизоров какая-то тарабарщина. Что на самом деле происходит, никто толком не знает.
«Оставь мир позади» — второй после вышедшей в 2014 году «Кометы» полный метр Сэма Эсмейла, шоураннера «Мистера Робота» и режиссера первого сезона сериала «Возвращение домой». За основу фильма постановщик взял одноименный роман Румаана Алама, опубликованный в 2020 году. Наверняка автор начал писать книгу до пандемии коронавируса, но сегодня экранизация смотрится злободневной, правда, едва ли острой. Одними из продюсеров фильма выступили Барак и Мишель Обама.
В последние годы Netflix регулярно балует подписчиков апокалиптическими и постапокалиптическими фильмами. Конец света снова в моде. В «Птичьем коробе» люди лишаются зрения, в «Белом шуме» Ноа Баумбака столкновение цистерн с химикатами приводит к образованию угрожающего токсичного черного облака, в «Не смотрите наверх» на Землю летит комета. Мало зрителям реальных проблем, как приходится представлять другие способы окончания привычной жизни на Земле.
Эсмейл планомерно подкидывает подозрительные обстоятельства, свидетельствующие о том, что дело плохо. Сначала нефтяной танкер, затем к дому на Лонг-Айленде приходят десятки напуганных оленей, Джордж видит падение самолета, Сэндфорды пытаются вернуться в город и наблюдают нагромождение новеньких сбившихся с курса автопилота машин «Тесла», неизвестные разбрасывают с дронов листовки на арабском языке с надписью «Смерть Америке». Напряжение в кадре растет, запертые в стенах роскошного особняка семьи потихоньку сходят с ума от неизвестности. Также неприятно подвисает в воздухе расовый вопрос. Ни преподаватель вуза Клэй, ни маркетолог Аманда даже в сумме не могут потягаться с достатком финансового консультанта Джорджа. Рут не раз напоминает отцу, что хотя они являются хозяевами дома, спать почему-то приходится в подвале, а вот белая семья располагается со всеми удобствами.
Режиссер довольно точно определяет, с чего начинается конец света современного горожанина. Клэй даже кричит, что совершенно бесполезен без телефона и GPS. Глава семейства должен был добраться до ближайшего города и пообщаться с местными, чтобы понять, что вообще происходит, но в итоге заблудился и чудом вернулся назад. Роуз неспособна думать ни о чем другом, кроме финала отношений Росса и Рэйчел. Остальные вроде бы поспокойнее, но всё равно хочется прочитать на экране смартфона, что происходит, и понять, как жить дальше. Кто виноват? Иранцы? Китайцы? Русские? Хакеры? Исламские террористы? Глобальное потепление? Перечисляются все головные боли чрезмерно думающего об окружающем мире просвещенного американца-интеллигента из крупного города. Как можно спокойно есть пирог, когда умирают от голода дети из Эфиопии? Подобную фразу произносила героиня Джоди Фостер в «Резне» Романа Поланского. Похожа по типажу Аманда.
Две семьи не до конца понимают, можно ли друг другу доверять. Деваться ведь некуда, возможно, проще будет объединить усилия и сообща противостоять неизвестному. Если в фильмах М. Найта Шьямалана, большого мастера загадок, обычно отыскивается мистическое объяснение, то у Эсмейла, как и у Джордана Пила, на первый план выходят социально-политические конфликты. И если Аманда, Клэй и Джордж примерно одних взглядов на мир, то сосед Дэнни (Кевин Бейкон), который уже несколько лет готовился к концу света, словно бы рад, что наконец-то все его конспирологические теории о теневом правительстве, масонах и других хозяевах мира становятся реальностью.
Это стильно сделанное, но едва ли поражающее воображение кино. Ничего принципиально нового режиссер сказать не может, но хотя бы не врет. Эсмейл поступает со зрителями честно: два часа нагнетая события, он объясняет причину катаклизмов в мире, хоть итог и получается неутешительным. Зато самая последняя сцена в фильме достойна финала «Мглы» Фрэнка Дарабонта — смешно и с маленькой надеждой на будущее. А о большем у апокалиптического триллера просить и не стоит.
Текст: Максим Ершов
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.