Найти тему

Обзор сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Внимание, тут территория спойлеров.

Ну что, вышел финальный эпизод без преувеличения самого громкого сериала этого года, криминальной драмы Жоры Крыжовникова "Слово пацана. Кровь на асфальте". Это история про Казань конца 80-х, время расцвета казанских молодежных группировок и постепенного превращения драк "за асфальт" в настоящие бандитские войны.

Я впервые услышала про этот проект, когда мельком попалась на глаза афиша предстоящего сериала с усатым Иваном Янковским. Я даже глаза закатила: господи, опять девяностые, опять какая-то комедия, наверное (потому что серьезно воспринять Янковского с усами невозможно). Плюс еще фамилия режиссера - Жора Крыжовников. Ну, тот самый, что снял "Самый лучший день" и "Горько", что он там может снять?

Но фильмы про тот период я люблю, криминальные драмы тем более, и решила дать фильму шанс, хотя, клянусь, не ждала от него вообще ничего хорошего (ну, вы же знаете, что плохие фильмы это мое гилти плежа).

кадр из первой серии "Слова пацана"
кадр из первой серии "Слова пацана"

Мысли во время первой серии шли о "ну, неплохо", "совсем неплохо", до "а хорошо!". А окончательно я упала в этот сериал после второй серии. Упала почти буквально - я физически вспоминала то время, такие же холодные мрачные улицы, тяжелую одежду, квартиры свою и знакомых, лица, школу... Крыжовников умудрился снять кино с эффектом полного погружения - я даже запахи какие-то вспоминала.

И чем дальше, тем с большим нетерпением я ждала выхода новой серии, и тем страшнее мне становилось: блин, а вдруг сольют. А вдруг к финалу все испортят и выведут на хэппи-енд, которого в этой истории быть просто не могло. Немного в этом плане меня успокоила серия, где прямо посреди спокойного эпизода со "сборами" начались стоп-кадры, рассказывающие нам о том, что станет с героями всего через несколько лет. Убит. Убит. Пропал без вести. Умер в тюрьме... Реальные имена, реальные клички и названия группировок (об этом всем написано в книге Роберта Гараева, которую за основу взяли сценаристы) - и реальные люди. Так и не успевшие по настоящему повзрослеть - и поумнеть - злые мальчики. Это один из самых жутких эпизодов сериала, от которого волосы буквально встают дыбом.

-3

В нетерпении были все — и вот сливают недоработанные седьмую и восьмую серию в сеть. Признаюсь честно, я старый пират, и раньше я бы с воплями восторга ломанулась смотреть, чтобы узнать, чем же закончится история. Впервые, наверное, в своей жизни я не стала этого делать - я терпеливо дождалась официального выхода финала (как оказалось, переснятого), чтобы посмотреть.

И теперь, выдохнув с облегчением, резюмирую: не слили. Смогли. Выдержали все идеально от и до.

Один из главных героев, Марат, в первой серии и в финале
Один из главных героев, Марат, в первой серии и в финале

Для меня "Слово пацана" однозначно вошел в топ-10 лучших сериалов, что я когда-либо видела. Потому что это очень тяжелое, страшное - и очень хорошее кино.

В первую очередь, как это сделано. Мой низкий поклон команде по кастингу - они отличный актерский состав набрали. У меня лично претензии есть только к Ивану Янковскому и то не по актерской игре (выложился-то он на 200 %), а по его внешности. Ну не тянет мальчик из очень хорошей семьи, из известной актерской династии на десантника-афганца - может, именно поэтому Ваня Янковский с каким-то даже ожесточением берется за роли, выпадающие из типажа условного "интеллигента", чтобы прыгнуть выше головы, и это как минимум достойно уважения.

Иван Янковский в роли Вовы-Адидаса
Иван Янковский в роли Вовы-Адидаса

Совершенно невероятные пацаны в роли членов "универсамовских", когда ты видишь вот тех самых уличных пацанов, а не мальчиков, которые в них играют.

Пальто, Турбо и Зима, "универсам - короли Казани"
Пальто, Турбо и Зима, "универсам - короли Казани"

Продуманные детали (начало и финал сериала с игрой Андрея на пианино, Марат на фоне эмблемы группировки в разных сценах, и тп.).

По поводу локаций — знаете, даже докапываться не хотелось до каких-то несостыковок, типа несуществующих в конце 80-х пластиковых окон. Просто потому что это - очень хорошее кино с очень четким посылом. У всего есть последствия, у каждого твоего шага. И эти последствия ударят не только по тебе, но и по твоим близким.

Когда говорят о некоей романтизации насилия в сериале, я сразу понимаю, что человек сериал не смотрел в принципе. Потому что невозможно не видеть, как отчетливо авторы показывают: круговорот насилия это удавка на шее. Одна из финальных сцен это доносит чуть ли не на пальцах. Когда Марат, почерневший от горя после смерти Айгуль, думающий только о мести, избивает насильника - он в конце концов рыдает от отчаяния, осознав, что никакая месть не поможет, никакие удары не воскресят его любимую девушку и ничего не исправит. "Пацанские правила" жестоки, безжалостны — и губительны.

-7

И при всем своем восторге от сериала я уверена, что второй сезон тут не нужен, что продолжение эту историю только погубит. Она хороша вот так, цельной и законченной. Разве что делать по примеру "Американской истории ужасов" сериал-антологию, где каждый сезон будет другое время, другое место и другие персонажи.

А героев этой истории надо оставить самим себе и их заслуженному будущему (или его отсутствию). Продолжение всё испортит. Слово пацана.

-8