Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Последний шедевр увядающей фирмы Татра

Грузовики Tatra 815 хорошо известны в нашей стране. Впервые в СССР они попали еще в начале 1980-х и с тех пор заслужили репутацию весьма надежных, комфортабельных и очень выносливых машин.

Татры в СССР

Татры 111 поначалу служили в вермахте, а после войны активно работали в СССР
Татры 111 поначалу служили в вермахте, а после войны активно работали в СССР

Первые чехословацкие грузовики Татра попали в нашу страну еще во время войны. Это были трофейные, достаточно мощные трехосные капотные грузовики Tatra 111 с необычной хребтовой рамой, дизельным мотором воздушного охлаждения (200 л.с.) и всеми ведущими колесами.

После перехода Чехословакии на социалистические рельсы, начались официальные поставки автомобилей в СССР. В 1959 году завод в Копршивнице освоил выпуск нового грузовика Tatra 138. Во многом он повторял конструкцию предыдущей машины, но при этом получил более экономичный 8-цилиндровый дизель (162 л.с.), комфортабельную обтекаемую кабину, гидроусилитель руля и другие полезные мелочи. Десятилетие спустя на смену T138 пришел модернизированный вариант T148 с более мощным мотором (209 л.с.), усиленной трансмиссией и обновленной кабиной.

Прототип Т815 появился 1976 года
Прототип Т815 появился 1976 года

Однако к началу 1970-х стало очевидно, что модель, конструкция которой тянется еще к концу 1950-х, стремительно устаревает. Как следствие чехословаки приступили к разработке принципиально новой модели с бескапотной кабиной и увеличенной грузоподъемностью. Точнее целой серии новых унифицированных грузовых автомобилей с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Причем как военного, так и гражданского назначения.

Первыми на производство в 1983 году отправились трехосные самосвалы T815 S1 с задней и S3 с трехсторонней разгрузкой. По традиции Tatra 815 получил хребтовую раму со всеми независимыми подвесками. Для машины предусмотрели сразу три 8-цилиндровых V-образных дизеля ТЗ воздушного охлаждения различной степени форсировки от 230 до 360 л.с. К ним прилагались 10 и 20-ступенчатые механические КПП. Все мосты были ведущими, задние с блокировками межколесных дифференциалов.

Хребтовая рама - центральная особенность всех грузовиков Татра
Хребтовая рама - центральная особенность всех грузовиков Татра

Конструкция рамы и независимые подвески способствовали сохранению постоянного контакта колес с дорогой, даже при движении по сильно пересеченной местности, что придавало Татре великолепную проходимость. Кроме того хребтовая рама обладала высокой жесткостью на изгиб, в результате чего чехословацкие грузовики даже в самых жестких условиях эксплуатации, отличались повышенной надежностью и выносливостью.

Шасси со всеми независимыми подвесками - нетипичная конструкция для самосвала грузоподъемностью 15 т
Шасси со всеми независимыми подвесками - нетипичная конструкция для самосвала грузоподъемностью 15 т

А в Советском Союзе такие условия были сплошь и рядом. Татры 815 эксплуатировались в арктических регионах и на северных стройках, где вновь подтвердили свою высокую надежность. В 1983-1991 гг. Советский Союз закупил 80 тыс. самосвалов Т815. С развалом соц. блока дела у Татры резко ухудшились. С исчезновением основного заказчика производство грузовиков резко снизилось, если в лучшие годы завод в Копршивнице выпускал по 10-12 тыс. машин серии Т815, то в 1990-х их ежегодный тираж не превышал 1,5 тыс. экземпляров. Сегодня фирма Татра находится в довольно неустойчивом состоянии, хотя и держится за счет военных заказов.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также: