Найти тему
265 подписчиков

Эпизод 25. Карна

Если это друг, то он лучше всех
Если это друг, то он лучше всех

1. Миф как он есть.

  Во время ночного видения данавы предупредили Дурьйодхану о том, что Индра обманом отберет у Карны его серьги и непробиваемый панцирь, чтоб его ослабить. Через Ломашу Индра передает Юдхиштхире, что он освободит сына Кунти от страха перед Карной. Обе стороны предупреждены о возможном событии, которое резко изменит соотношение сил. Но как обещал Индра, так и случилось. Возможное стало неизбежным.

   Это случилось тогда, когда миновал двенадцатый год жизни пандавов в лесах. Шакра приступил к делу. Но Сурья, узнав о его намерении, отправился к Карне. Была ночь. Карна дремал, и во сне к нему явился Сурья. Превратившись с помощью чуда в прекрасного брахмана, Сурья сказал, что к Карне под видом брахмана придет Шакра, который действует в интересах пандавов. Индра будет просить у него серьги. А поскольку Карна никогда не отказывает в даре праведникам и брахманам, то Индра поэтому и перевоплотится в брахмана. И Сурья-брахман советует Карне не отдавать чудесные серьги, ради сохранения жизни, а взамен предлагать Шакре любой другой дар: драгоценности, камни, женщин. Карна спросил пришедшего, кто он, «облачившийся в одеяние брахмана»? Ночной гость ответил, что он Тысячелучистый.

 Араньякапарва. Глава 284. Шлоки 23 - 34, 35 - 39.

  «Карна сказал:

...Я готов отдать достойнейшим из дваждырожденных все, вплоть до собственной жизни. Если Шакра, надев одеяние брахмана, придет ко мне с просьбой во имя Пандавов, о лучший из странствующих по небу, я отдам ему, о высочайший из премудрых, и свои серьги, и дивный панцирь. Да не погибнет слава моя, разнесшаяся в трех мирах! Такому, как я, не подобает спасать свою жизнь ценою бесчестья. Лучше достойная смерть, которую люди оценят. Поэтому я отдам Индре серьги и панцирь, если Губитель Балы и Вритры придет ко мне с просьбой подарить их ему во имя блага сыновей Панду. Это прославит меня в мире, а о нем пойдет дурная молва. Доброе имя мне дороже всего на свете, (дороже) самой жизни, о Лучистый! Тот, о ком идет добрая слава, достигает небес, а утративший честное имя приходит к погибели. Ведь добрая слава в этом мире лелеет человека, как мать, а бесславие хоронит его заживо... Я сберегу свою честь, пусть даже ценою жизни, — вот мой обет...».

Внимательно выслушав Вайкартану, Тысячелучистый отвечал.

      Араньякапарва. Глава 285. Шлоки 1 —18.

 «Сурья сказал:

Не делай, о Карна, того, что будет во вред и тебе самому, и твоим друзьям, сыновьям и женам, а также матери и отцу! Люди, о лучший из живущих, стремятся обрести доброе имя и прочную славу на третьем небе, не рискуя при этом своею жизнью, а ты решил добиться вечной славы ценою своей гибели. Нет сомнения, слава тоже уйдет, если ты жизни своей лишишься. В этом мире, о бык среди мужей, лишь для живых имеют значение мать, отец, сыновья и другие им близкие, равно как и отвага для царей. Подумай об этом! Слава (является) благом лишь для живого, великий блеском! Какая польза от славы мертвому, чье тело обратилось во прах? Мертвый не ведает славы —славою упивается только живой. Слава мертвому человеку — это гирлянда хладному трупу. Я говорю это, желая тебе добра... Во всем этом есть некий высший смысл, предопределенный богами. Поэтому не колеблясь последуй тому, что я говорю.

Нельзя тебе знать тайну небес, о бык среди мужей, потому я ее не раскрою тебе. В свое время ты все узнаешь... Не следует отдавать серьги просителю С ваджрой в руке... Слава приносит благо только живому. Помни об этом!..».

  Карна ответил, что он почитает Владыку лучей так, как не почитает никакого другого бога. Более того, он любит его больше, чем жену, сыновей, самого себя и друзей. И ему страшна не гибель, а обман! А ради любого из праведников-дваждырожденных он готов пожертвовать собственной жизнью. Он не боится Арджуны и исполнит свой обет по одариванию брахманов. Пусть Тысячелучистый не тревожится: Карна одолеет Арджуну в битве.

И Сурья уступил. Тысячелучистый только попросил Карну расстаться с серьгами лишь в обмен на копье Амогха, которое, убивая врагов тысячами, возвращается в руки метнувшего его человека. Тысячелучистый скрылся с глаз Карны.

Сотворив утреннюю молитву, Вайкартана обратился к Сурье и рассказал ему содержание своего сна. Сурья подтвердил, что он действительно являлся Карне в этом сне, подтвердил все, что было сказано им тогда. С этого времени он стал мечтать о копье.

Джанамеджая спросил о той тайне, которую Жарколучистый скрыл от Карны. Вайшампаяна рассказал легенду о том, что Кунти — мать пандавов — в девичестве родила сына от Сурьи, благодаря мантре, полученной от Дурвасаса, который в течение целого года жил в доме отца Кунти — Кунтибходжи.

                Араньякапарва. Глава 288. Шлоки 12 — 19.

   «Вайшампаяна сказал:

...Там, где постоянно поддерживается семейный огонь, для него было сооружено сверкающее ложе, приготовлена еда и все необходимое. И царская дочь, отринув гордыню и праздность, всецело сосредоточилась на том, чтобы угождать брахману. Притха, воплощенная чистота, вошла (в те покои) и приготовилась как должно ублаготворять достойного почестей брахмана, словно бога».

Кунти исполняла каждое желание отшельника, заботилась о его еде, ложе, питье в любое время суток. Дурвасас даровал ей мантру, с помощью которой она может вызвать любого бога.

            Араньякапарва. Глава 289. Шлоки 16 - 18.

  «Брахман сказал:

...По доброй воле или против желания премудрый смиренно придет к тебе как слуга, покорный велению, — такова власть заклинания».

Когда Дурвасас ушел, Кунти произнесла мантру. Сурья появился перед ней в доспехах бога, украшенного серьгами. Тысячелучистый был готов исполнить ее повеления. Но она сказала, что вызвала его из любопытства. Сурья пожелал вступить с Кунти в связь, и тогда у нее родится сын, о котором она мечтает. Если же он не вступит в связь, тогда он проклянет и ее, и ее отца, и Дурвасаса. Испугавшись, Кунти согласилась выполнить требование Тысячелучистого, но в обмен она потребовала от Сурьи сохранить ее невинность. Бог согласился. В результате Кунти родила сына, сохранив, однако, невинность — благодаря дару Сурьи.

  Так появился Карна. Родив сына, Кунти незаметно отнесла его в корзине на берег реки Ашванади и опустила корзину в реку. Из Ашванади корзина попала в реку Чарманвати, затем — в Ямуну, и, наконец, в Гангу. На берегу Ганги, в городе Чампа, жил сута Адхиратхи, друг Дхритараштры. Жена его Радха нашла ребенка, и бездетные супруги усыновили его. В корзине супруги нашли мальчика, на котором был дивный панцирь, а уши его украшали чудесные серьги. Это были дары бога Сурьи. Радха заботилась о мальчик, а потом у нее появились и свои сыновья. Когда Карна вырос, Адхиратха отправил его в Город слона.

   В полдень, когда Карна, стоя в воде, славил Творца дня, к нему явился Царь богов под видом брахмана. Индра-брахман стал просить у Карны серьги и панцирь. Карна предлагал ему землю, женщин, коров, как советовал Сурья, и в конце предложил даже свое царство, но Индра не принимал этих даров. Поняв, наконец, что перед ним Шакра, Карна сказал, что если он отдаст серьги и панцирь, то станет уязвим, а Шакра подвергнется осмеянию. Индра согласился с этим. Тогда Карна, по рекомендации Сурьи, попросил у Индры взамен копье Амогху. Индра опять согласился, но сказал, что теперь копье не будет убивать тысячи врагов, а убьет всего лишь одного, грозного и могучего. Но того, кого замышляет убить Карна, охраняет сам Кришна. Карна сказал, что пусть это и будет так, но одного грозного противника он все же убьет.

            Араньякапарва. Глава 294. Шлоки 35 — 40.

 «Вайшампаяна сказал:

  ...Так Шакра перехитрил Карну и в то же время наделил его в мире славою. Улыбнувшись, (Индра) подумал, что теперь успех Пандавов предрешен, и возвратился к себе на небо. А сыновья Дхритараштры, услышав, что Карна лишился (доспехов), опечалились, словно гордость их была сломлена. Партхи, которые жили в лесу, возликовали, узнав, что произошло с Сыном суты».

    2. Где в мифе история.

  Несмотря на внешне правдоподобное изложение событий, тайны скрываются во всех деталях эпизода: в происхождении, смысле и значении серег Карны, в ночной встрече с Сурьей, в происхождении Карны, в деталях дневной встречи с Индрой и состоявшемся там обмене, в смысле и значении копья Амогха. Тайны эти связаны с незнанием одних фактов и намеренным умолчанием или искажением других, с намеренным же изменением смысла происходивших событий. Как и во всех других сюжетах Махабхараты, авторами этих тайн, конечно, являются брахманы — составители текстов Махабхараты. В умах этих сочинителей реальные факты и события получили мифологическое истолкование.

  Почему серьги обеспечивают неуязвимость Карны? Как они оказались у него, если исходить из предположения, что все описываемые в Махабхарате сюжеты — это часть реальной истории? Мог ли Карна отдать их дневному гостю со столь известной отрицательной, даже отвратительной репутацией? Вспомним Ригведу. Там открытым текстом утверждается, что Индра — убийца, грабитель, насильник, вероломный, продажный наемник, готовый уничтожить и ограбить кого угодно, если это прикажут ему сделать нанимающие его брахманы. Как можно верить такому человеку до такой степени, чтобы ради исполнения его желания отказаться от всех клятв и обязательств, данных во имя дружбы, собственных убеждений, во имя ненависти к врагам?

  Зачем авторы сделали Карну сыном Солнца, дали ему статус неуязвимости. Почему именно он стал владельцем священных реликвий? Для чего было нужно именно его сделать сыном Кунти?

Здесь, как и в других сюжетах Махабхараты, нужна версия, объясняющая все, версия, которая устранит все противоречия, раскроет все тайны этого в высшей степени сказочного сюжета. И мы можем предложить такую версию нашим читателям.

  Допустим, что серьги — это священный символ власти династии, правившей на территории современной северной Индии до завоевания ее шаками. Поскольку к этой династии принадлежали предки Кашьяпы, то серьги, фактически, являлись его наследством и были ему нужны не как драгоценность, а именно как необходимый атрибут власти. Они были захвачены во время нашествия отцом Карны, а от него попали к Карне, сыну Солнца. По религиозным представлениям местных жителей их владелец обладал статусом живого бога и его нельзя было убить. Таким образом, серьги давали их владельцу «бессмертие» — гарантию личной безопасности, по крайней мере, со стороны коренного населения. При этом серьги нельзя было отобрать у владельца, получить их насильственным способом — в этом случае они теряли свои магические свойства. Их можно было получить либо по праву наследования, либо в дар, либо обменять, или, в крайнем случае, украсть, не причиняя физического вреда владельцу. Отец Карны, по-видимому, получил их в качестве выкупа, то есть, по согласию с владельцем. Получившего серьги от отца в дар Карну нельзя было убить — в этом смысл фразы о неуязвимости Карны. Заметим, что древняя и средневековая история знает много примеров подобных священных символов власти, дававших их владельцам какие-то необычные преимущества, в их числе неуязвимость. Это, например, различные короны, скипетры, печати, личное оружие и, конечно, драгоценности — перстень Соломона, кольцо Мерлина... Кстати, кольцо Мерлина теряло свои волшебные свойства в том случае, если оно было отобрано с применением физического насилия. Оно могло быть либо подарено, либо куплено, либо обменено на что-то по договоренности с прежним владельцем. Что же касается панциря, то вообще непонятно, зачем Индра его взял. Во-первых, он не был таким уж непробиваемым, как считался, ведь ниватакавачей, имевших такие панцири, Арджуна убивал тысячами. Соответственно, тысячи таких панцирей достались Арджуне, или, вернее, пригласившим его богам, в качестве трофеев и выменивать еще один не имело смысла. Во-вторых, у Индры и до разгрома ниватакавачей такие панцири были, поскольку один такой он подарил Арджуне еще до нападения. Не последний же он, сняв с себя, отдал Арджуне! Не тот характер у Индры, чтобы отдавать последнее кому бы то ни было. Вот отнять последнее у владельцев — это пожалуйста! На такие дела Индра был мастер. В чем же дело, зачем Шакре понадобилось выменивать у Карны «непробиваемый» панцирь, который и самому Индре был не нужен и Карну не делал неуязвимым?

Напрашивается вопрос, если Карна узнал в брахмане Индру, то почему он вдруг забыл о его репутации? Зная о том, что Индра способен на любую подлость, любое коварство и более смерти опасаясь обмана, почему Вайкартана идет на обмен, при котором обман — обычное дело? Предупрежденный ночным гостем о том. что Индра действует в интересах пандавов, почему Карна забывает о своей клятве убить Арджуну? Кто его заставляет поступить так, как выгодно будет его дневному гостю — Индре, но вопреки его собственной выгоды ?

Ночной визит Сурьи, обратившегося в брахмана, дает странное представление о Карне. Как может Вайкартана беседовать с Индрой, обсуждать с ним условия обмена, если Индра заботится о благе пандавов, а Карна только что дал сыну Дхритараштры клятву убить Арджуну! Индра — союзник пандавов, а Карна — их враг. Все-таки Карна, готовый отомстить Арджуне за гибель ниватакавачей, — значительно более правдоподобная фигура, нежели Карна, готовый подарить другу и союзнику пандавов вообще что бы то ни было, не говоря уж о такой ценности, как подаренные отцом серьги. Почему нужно заключать договор с известным всему миру негодяем и обманщиком и забыть об отцовском подарке? Нет, никакой договор Карны с Индрой немыслим! Никогда ранее мы не обнаруживали в текстах Махабхараты никаких свидетельств в подтверждение якобы данного Карной обета одаривать брахманов. Такой исключительный факт, если бы он имел место в действительности, выглядел бы или чудом, или просто выдумкой. Напротив, являясь другом и сторонником сына Дхритараштры, Карна, конечно же, разделяет политические взгляды Дурьйодханы и его отца. А последних брахманы записали в категорию «не приносящих жертв». В Шалья-парве к Дхритараштре явился брахман Бака Далбхья с просьбой дать ему коров. Зная, что часть коров из его стада сдохла, царь сказал, что Бака может их взять. Возмущенный этим, по сути, издевательским предложением, Бака понял, что здесь брахманов одаривать не принято и удалился с угрозами отомстить за оскорбление. Да, бродячие тунеядцы — «святые» отшельники и брахманы не были в чести во дворце махараджи Дхритараштры. Так мог ли при дворе царя кауравов жить и быть другом его сыновей Карна, якобы почитающий брахманов? Нет, конечно. Мы вообще ничего не знаем о политических разногласиях Карны и кого бы то ни было из окружения Дхритараштры. Напротив, везде, где упоминаются Дурьйодхана, Духшасана, Шакуни и Карна, все они думают и действуют согласованно, никогда не вступая в какие бы то ни было противоречия и конфликты. По-видимому, никаких разногласий внутри этой компании и не возникало.

  Очевидно, что ни одаривать брахманов, ни способствовать, хотя бы и косвенно, благу пандавов у Карны никаких намерений просто быть не могло. Вообще, он достаточно цельный человек. Поэтому клятва убить Арджуну была, а вот подарков брахманам не было. Точно так же, как и не было обмена с Индрой.Ночной гость Сурья, прикинувшийся брахманом, словно предлагает Карне план действий, причем он как будто уверен в том, что именно так Карна обязательно поступит. То есть, он выступает как прорицатель. Для доверчивых слушателей он как бы указатель на то, что все происходило именно так. Но, кажется, у нас есть веские основания сомневаться в ночном явлении Сурьи. Выступая как доброжелатель, советуя, как избежать причинения вреда друзьям, сыновьям, женам, матери и отцу, он словно забывает, что гибель Карны причинит горе именно ему Сурье. Ведь настоящий отец всегда будет горевать о смерти сына. Сурья забывает напомнить Карне о том, что именно он подарил Карне серьги и панцирь, и отдать их для Карны должно означать предать память отца. Ведь этот дар Сурьи должен был сохранить Карне жизнь, а обмен с Индрой приведет Карну к смерти. Таким образом, подарок Сурьи станет причиной гибели его сына. Разве может так поступить отец? Почему он вообще допускает саму возможность обмена своих подарков на что бы то ни было?

 Для Карны честь дороже жизни, для Сурьи — и слава, и честь нужны только живому. В словах Карны об утратившем честное имя и уже при жизни ставшем трупом человеке виден весьма прозрачный намек на Индру. Сурья говорит о славе как о благе для живого, Карна говорит, что жизнь без доброй славы и чести не имеет смысла. Что к этому добавить?

 Жизнь — бесценная вещь. Но наши слова и мысли только тогда имеют значение, если мы готовы подтвердить их силу и правоту не жизнью других людей , а ценой собственной жизни. Истинной славы достойны сберегшие честь, бесчестные же упиваются ее призрачным отблеском — тщеславием. Бессмертие принадлежит первым, жизнь вторых подобна погребенным заживо.

 Карну — сына Солнца и его отца — Сурью разделяют диаметрально противоположные взгляды на жизнь. Поведение каждого из них скрывает свои противоречия:

Сурья, будучи отцом Карны, фактически обрекает его на гибель, допуская обмен с Индрой ради блага пандавов. Зная о целях Шакры, он мог бы сам явиться на встречу, чтобы помешать Индре.

  Карна, будучи другом Дурьйодханы и его братьев, будучи совершенно своим человеком в семействе Дхритараштры, считая пандавов своими врагами, дав клятву убить Арджуну, покорно соглашается на «обмен», предложенный Индрой, зная, что этот «обмен» — во благо пандавов, а значит — во вред кауравам.

 Все это абсолютно неправдоподобно, нелогично, немыслимо! Остается лишь сделать самый логичный в этой ситуации вывод: никакого обмена не было. А что же тогда было? Каким образом серьги и панцирь Карны попали к Индре?

Ответ прост и напрашивается сам собой. Если не было честного обмена, если Карна по своей вине не мог отдать, продать или обменять серьги и панцирь, то значит, они были попросту украдены. Репутация Индры, о которой мы много говорили и при анализе Ригведы и здесь, позволяет сделать такой вывод. А происходило все приблизительно так. Индра со своими людьми (марутами) следил за Карной и в то время, когда последний, сняв серьги, так как опасался потерять их в воде, вошел в реку для совершения полуденного омовения (поклонение Солнцу), украл их (допустим, серьги и панцирь лежали в это время в шатре, поставленном на берегу реки для отдыха и для сохранения ценных вещей). Охраны у Карны не было, поскольку совершаемый обряд был для Вайкартаны делом интимным, требующим одиночества. Индре нужны были только серьги, а панцирь, видимо, прихватил кто-то из его окружения. Когда Карна обнаружил пропажу, он долго не думал по поводу того, кто и с какой целью это совершил. Он знал, что значили серьги для брахманов, знал, кто выполняет для них подобные поручения. В этом следует видеть смысл фразы о том, что Карна узнал Индру. А что это за «копье Амогха», которое Индра якобы отдал Карне в обмен на серьги и панцирь? Чтобы понять это, вспомним о свойствах этого оружия: будучи брошенным в сторону противника, оно убивает множество врагов, а затем возвращается к бросившему его человеку. Если это действительно копье, то свойство возвращаться к хозяину следует признать волшебным. Но точно такими же свойствами обладает любое воинское подразделение, часть, соединение любой армии мира — от древности до наших дней. Действительно, военачальник направляет подразделение для выполнения какой-либо боевой задачи. Подразделение выполняет поставленную боевую задачу и возвращается к пославшему его начальнику. И все, и никакого волшебства! В случае с «копьем Амогха», которое необычайно эффективно (убивает врагов тысячами) и потому не может быть обычным, рядовым подразделением, можно выдвинуть следующее предположение.

Допустим, что «копье Амогха» — это элитная войсковая часть, личный состав которой подобран из числа самых лучших воинов. Отсюда и его необычная эффективность. Военачальник посылает эту часть туда, где возникает наибольшая проблема, с которой обычные воины справиться не могут. Выполнив задачу, эта часть возвращается на свое место — в резерв. Не мог ли Индра отдать Карне такой отряд, даже если бы обмен состоялся? Нет, конечно. Тем более, что был не обмен, а кража. Но все объясняется просто, если допустить, что этот элитный отряд — «копье Амогха» — уже принадлежал Карне, а Индра просто не мог его ни уничтожить, ни переманить на сторону пандавов и поэтому «отдал» его Карне, думая при этом приблизительно так: «Не вышло... Ладно, пусть остается у тебя. В бою мы так или иначе найдем способ его уничтожить». Впоследствии авторы этой легенды Махабхараты интерпретировали эту неудачную попытку Индры как передачу «копья Амогхи» в обмен на чудесные серьги и панцирь. Но почему «копье Амогха» потеряло свойство возвращаться к хозяину? Действительно, впоследствии, в ходе одного из сражений, Карна убивает этим копьем ракшаса Гхатоткачу и копье не возвращается к нему. Если «копье Амогха» — это действительно отряд воинов, то его «невозвращение» объясняется очень просто: все бойцы отряда в этом бою погибли и, хотя боевая задача уничтожения Гхатоткачи была выполнена, возвращаться было уже некому.

  Карна владел серьгами — священной реликвией Солнечной династией, получив их от отца. Вот почему авторы эпоса сделали его сыном Солнца ...и сыном Кунти. После победы на поле Куру пандавам будут очень нужны священные регалии для подтверждения их прав на трон Солнечной династии. Карна, являвшийся по легенде сыном Кунти, уже носил эти серьги. Теперь в глазах авторов эпоса и их слушателей будет выглядеть совершенно естественно, если эти серьги будет носить его младший брат Юдхиштхира. Но в самом ли деле Карна был братом пандавов? Обратимся к проблеме происхождения сына Солнца.

  Сурья упомянул о некоей тайне, знать которую Карне нельзя, и лишь пообещал, что «в свое время» тот все узнает. Почему отец не может раскрыть своему сыну тайну его происхождения, а об этом он узнает из стана своих врагов? Но если тайну нельзя открыть, то зачем упоминать о ней? Что совсем уж любопытно, Карну не интересует эта тайна. Он не просит о ней рассказать Сурью.

Тайну эту в ответ на прямой вопрос слушателя — Джанамеджаи — открывает нам рассказчик Вайшампаяна. Оказывается, Карна — сын Кунти от бога Сурьи и, следовательно, брат пандавов! В этой истории волшебно, а, значит, неправдоподобно, почти все: мантра Дурвасаса для вызова богов, связь Кунти с Сурьей, сохранение девственности у родившей женщины, путешествие младенца в корзине по рекам за полторы тысячи километров, случайное спасение. Фактами здесь являются только два момента: то, что Карна рос и воспитывался в семье возницы (суты) Адхиратхи, друга махараджи Дхритараштры, и то, что Карна не знал, кто его мать. Разберем теперь все волшебные детали этой истории по порядку.

 Первое. Мантра Дурвасаса.

Согласно тексту Адипарвы (Глава 104, шлоки 1 — 12) брахман по имени Дурвасас жил в доме отца Кунти — царя Кунтибходжи, причем жил целый год (Араньякапарва, глава 289, шлоки 9 — 14). Кунти так хорошо обслуживала Дурвасаса, исполняя все его желания в покоях, где поддерживался семейный огонь, (Араньякапарва, глава 289, шлоки 1 —8), что брахман решил ее вознаградить, подарив ей мантру, с помощью которой можно вызвать любого бога для исполнения желаний. Несмотря на то, что у нее в это время были месячные, Кунти произнесла мантру и перед ней возник бог Сурья. Но бог даже не спросил Кунти о ее желаниях, а, напротив, стал добиваться исполнения страстного желания его — Сурьи. Кунти долго отказывалась, Сурья угрожал карами, если она откажет ему. В конце концов приемная дочь царя Кунтибходжи согласилась, выговорив, однако, для себя сохранение девственности. (Эта история странным образом напоминает историю Драупади: она тоже приемная дочь царя, тоже сохраняет девственность после первой брачной ночи.) Все здесь противоречит биологическим законам, и единственная возможность согласовать все эти чудеса с законами природы — это признать, что никакой мантры и связи с Сурьей не было, а Кунти попросту забеременела от Дурвасаса, которого она всячески ублажала, и именно от него она и родила своего первого сына, то есть, старшего из пандавов — Бхимасену. Но, допустим, что Кунти все-таки родила и еще какого-то сына, не от Сурьи, конечно. Что она сделала, согласно легенде? Положила младенца в корзину и отпустила плыть по течению реки.

  Второе. Речное путешествие младенца.

Это совершенно фантастическая история! Полторы тысячи километров (измерено по карте современной Индии) по горным, порожистым рекам, без пищи, под палящим днем солнцем, преодолел в политой снаружи воском корзине, закрытой сверху крышкой, грудной ребенок. Даже в наше время такое путешествие для взрослого выглядело бы экстремальным видом спорта, нечто вроде рафтинга. А здесь младенец. Он не умер от голода, не задохнулся от зноя, его не расклевали птицы, не проглотил какой-нибудь крокодил, не растерзали хищные звери... Хотя, конечно, крокодилы в Индии невелики, но сожрать беззащитного младенца могут и они. И, наконец, корзину прибило к берегу вблизи жилища бездетной пары. Сплошные чудеса, как по заказу брахманов, возможные только в сказке.

Приходится признать, что все это необыкновенный плод фантазии сочинителей Махабхараты. Но во всей этой истории есть некоторые детали, которые являются реальными, не противоречат естественным законам и потому их можно признать фактами из жизни Карны и поставить в основу версии об истинном происхождении Карны.

 Факт 1.

Карна с младенчества живет и воспитывается в семье суты Адхиратхи и его жены Радхи.

Факт 2.

У Карны имеются два брата они впоследствии погибают в битве на поле Куру, как и сам Карна.

Факт 3.

Приемный отец Карны сута (возница) Адхиратха является другом махараджи кауравов Дхритараштры.

Факт 4.

Став взрослым, Карна был принят махараджей во дворец в Хастинапуре и по сути дела жил в его дворце как член семьи, был в большой дружбе с сыновьями Дхритараштры и другими его близкими родственниками, в частности, с братом его жены Шакуни.

Факт 5.

Еще будучи молодым, Карна назначается военачальником, добывает победу и награждается за это царством на самом деле, по-видимому, просто частью территории царства Дхритараштры, владение которой дает Карне право на титул царя раджи, находящейся в вассальной зависимости от махараджи и его сына Дурьйодханы.

 Этих фактов достаточно, чтобы предложить следующую версию происхождения Карны.

Сута Адхиратха мог быть другом махараджи Дхритараштры только в том случае, если он был личным возницей Дхритараштры и его доверенным лицом. Впоследствии, возможно, из-за ранения, он уже не мог выполнять свои обязанности и был отправлен махараджей отдыхать, для чего ему был выделен участок земли где-то неподалеку от столицы. Но дружба не прекратилась, и он по-прежнему пользовался расположением и доверием Дхритараштры. Далее, допустим, что Дхритараштра не был аскетом и, несмотря на наличие нескольких жен, имел любовную связь и за пределом дворца. Например, ему понравилась женщина из вайшьев, которую он не мог ни привести во дворец, ни содержать открыто в городе в качестве любовницы. Эта связь вынужденно должна была быть тайной. Но сута, который возил махараджу к этой женщине, разумеется, был осведомлен об этой связи в максимально возможной степени. Вполне вероятно, что эта женщина — возлюбленная Дхритараштры — родила для своего любимого Карну, но при родах умерла. Чтобы сохранить младенца, требовалось срочно найти для него кормилицу. И тут опять пригодился сута. Его жена незадолго до рождения Карны родила сына и сута предложил ее в качестве кормилицы для Карны. Пока Карна еще нуждался в уходе со стороны взрослых, он оставался в семье Адхиратхи и рос вместе с его сыновьями. Вот откуда у Карны братья. Они — его молочные братья! Когда Карна вырос настолько, что перестал нуждаться в постоянной опеке, Дхритараштра забрал его у суты и вместе со своим старшим сыном Дурьйодханой отдал в обучение Дроне — известному тогда мастеру боевых искусств. Там Карна и Дурьйодхана и стали настоящими — на всю жизнь — друзьями. Карна был старше и закончил обучение раньше, чем Дурьйодхана. После окончания Карной этой школы Дхритараштра направил его на службу в свои войска, где Карна, конечно, ускоренно проходил все ступени воинской иерархии и не только в силу личных качеств, но и вследствие явного расположения махараджи. Но и сам оно, в свою очередь, на всю жизнь сохранил преданность семье Дхритараштры.

Итак, Карна — внебрачный сын Дхритараштры и, следовательно, брат Дурьйодханы по отцу. Вполне вероятно, что оба они об этом знали, ведь должен же был Дхритараштра когда-нибудь рассказать Карне о его истинном происхождении. Отсюда не только дружеские, но и воистину братские отношения между Карной и детьми и родственниками Дхритараштры. Впрочем, можно представить, что происхождение Карны было несколько иным...

3. Версия исторических событий

  Ранее в эпизоде "Убийство Вритры" была рассмотрена версия о том, что Индра убил своего отца Вритру. Теперь нам следует вспомнить некоторые обстоятельства событий в ночь убийства. Наиболее полно они представлены в Ригведе, IV, 18. В этом гимне есть строки о "юной жене" Вритры и спасении какого-то ребёнка. Мать Индры обращается к сыну со следующими словами:

"Из-за меня юная жена тебя не выкинула,

Из-за меня Кушава тебя не проглотила.

Только из-за меня воды сжалились над ребенком.

Только из-за меня поднялся сразу Индра" (Ригведа, IV, 18)

  Из этого четверостишия можно понять, что между молодой женой Вритры и Индрой возник конфликт. Усилиями матери Индры он был погашен. В третьей строке идёт речь о ещё одном (четвёртом) сыне Вритры. Судя по всему, этот ребёнок и есть Карна. Если Ахичхаттра находится на северном берегу Сатледжа, то Хастинапур расположен на его южном берегу. В названии города есть слово "ахи" (змей) - эпитет Вритры. В ночь после убийства Вритры Индрой молодая жена, узнав о смерти мужа и опасаясь за жизнь ребёнка, бежит к берегу реки и предпринимает попытку переправиться через неё вместе с ребёнком, но при переправе погибает. Маршрут корзины с ребёнком, представленный в "Лесной", выглядит совершенно невероятным, о чём было сказано выше. А вот если речь идёт о том, что корзина (или лодка) были переправлены с северного берега на южный, то ничего невероятного в этом нет. Возможно что мать успевает толкнуть лодку с ребенком, а сама погибает от рук Индры. И вот не об этом ли идёт речь в следующих строках гимна:

"И еще это героическое деяние,

Подвиг мужества ты совершил, о Индра,

Что злонамеренную жену,

Дочь неба ты прибил". (Ригведа IV, 30, 8)

  В этом случае "юная жена" в одном гимне и "злонамеренная жена" в другом является одной и той женщиной - матерью Карны. Понятно, что в глазах брахманов, которые воспевают "подвиги" Индры эта женщина становится "злонамеренной", ведь она знает тайну убийства Вритры. Индра убивает "злонамеренную женщину" - свидетельницу преступления. Утром на южном берегу реки возничий Дхритараштры Адхиратха со своей женой Радхой находят ребёнка. По серьгам они догадываются, что этот ребёнок знатного рода. Так Карна появляется в семье Дхритараштры. После этих событий Индре пришлось бежать к брахманам в Гималаи. А ведь если бы ему удалось убить и ребенка, он мог бы сказать горожанам, что Вритру с юной женой и ребёнком убили неизвестные люди (или известные, и тогда он мог бы в качестве "козлов отпущения" назначить своих врагов). По этой версии Карна и Шакуни являются братьями по отцу и неудивительно их дружба и влияние Шакуни при дворе Дхритараштры. Ну, и что касается возраста героев. В это время Индре было предположительно 20-25 лет, Карне 10 - 15 лет, а матери Карны вряд ли больше 35 лет. И кто знает, может быть причиной конфликта в семье Вритры было не только злоупотребление сомой старшим сыном Вритры...