Каждый момент нашей жизни мы стоим перед выбором. Как поступить в той или иной ситуации? Что сказать или сделать? Каждое наше решение, пусть даже самое незначительное на первый взгляд, формирует дальнейший ход событий.
- Мы выбираем, встать ли по будильнику или поспать еще пять минут. И этот выбор определяет, успеем ли мы комфортно собраться, позавтракать и прийти вовремя.
- Мы решаем, пойти вечером в спортзал или остаться дома. И это решение влияет на наше здоровье и самочувствие в долгосрочной перспективе.
- Мы выбираем, позвонить старому другу или отложить этот звонок. И от этого зависит, останется ли наша дружба крепкой или постепенно исчезнет.
Каждая мелочь имеет значение. Каждое мгновение мы творим свою реальность и свою судьбу. Эту мысль прекрасно выразил американский писатель и философ Ральф Уолдо Эмерсон: «Человек — это тропинка, по которой он идёт каждый день»
Иными словами, наша жизнь — это результат многочисленных ежедневных шагов, тысяч мелких выборов, которые мы совершаем порой даже неосознанно. Но каждый такой выбор — будь то съеденное за завтраком яблоко или решение прогулять тренировку — имеет свои неуловимые последствия в будущем. Мы складываем из этих выборов мозаику своей жизни.
Философы с античных времен спорят о том, насколько человек свободен в принятии решений. Древнегреческий мыслитель Аристотель развил учение о том, что каждое явление имеет четыре причины или начала: материальное (то, из чего сделан предмет), формальное (вид, структура объекта), целевое (ради чего, с какой целью предмет существует) и действующее (источник изменений и движения).
Применительно к человеческим решениям это означает: материальной причиной выступают обстоятельства и условия жизни, формальной — наш разум и воля, целевой — наши ценности и стремления, действующей — наши желания и интересы. То есть выбор формируется под влиянием множества внутренних и внешних факторов. Следовательно, о полной свободе воли говорить не приходится.
Противоположную позицию занимал французский философ-гуманист Жан Жак Руссо, утверждавший, что человек от природы совершенно свободен. Ограничивают его свободу лишь условности цивилизации.
Современные исследования мозга и поведения также проливают свет на этот вековой спор. Например, нейрофизиолог Бенджамин Либе считает, что нашим решениям всегда предшествует неосознанная готовность мозга к определенному выбору. Прежде чем мы выберем яблоко или банан, в мозге уже идут определенные процессы, повышающие вероятность одного из вариантов.
Иными словами, свобода выбора все же ограничена предрасположенностью нашего разума под влиянием предыдущего опыта, генетических факторов, актуального состояния организма и прочих биологических причин. Однако в рамках этого коридора возможностей мы сохраняем способность принимать осознанные решения.
Так что же, на самом деле все строго предопределено или за нами остается хоть капля свободы?
Думаю, истина где-то посередине. Конечно, мы не можем вырваться из социальных и природных закономерностей. Нас ограничивают телесность, предрасположенности характера, жизненные обстоятельства.
Но в рамках заданных условий у каждого есть пространство для выбора. Биологические и социальные факторы лишь повышают вероятность той или иной реакции, но не делают ее обязательной. Эволюция наделила нас интеллектом и волей не просто так — чтобы мы могли в определенной мере влиять на свою жизнь.
И от того, насколько мудро мы пользуемся этой способностью к выбору в рамках заданных условий, зависит наша судьба. Удача или невезение, успех или провал, счастье или страдание — все это в значительной мере результат наших ежесекундных решений.
С другой стороны, признание роли свободы вовсе не означает, что человек полностью кузнец своего счастья и всецело отвечает за каждый поворот своей судьбы.
Ведь в жизни случается немало такого, что просто не подвластно нашему контролю — болезни, стихийные бедствия, кризисы, злой умысел других людей. И чувство вины за эти неудачи только усугубляет положение.
Поэтому золотая середина здесь такова: признавать роль случайности в нашей жизни, но при этом помнить, что даже в самых жестких условиях мы сохраняем способность к выбору своего к ним отношения.
И этот последний рубеж свободы имеет колоссальное значение. Ведь как писал Виктор Франкл, переживший ужасы фашистских концлагерей, у заключенных отнимали все — имущество, семью, здоровье, надежду. Но последняя свобода, которую не могли отнять даже палачи — это свобода выбирать свое отношение к происходящему.
Одни заключенные выбирали ненависть и ожесточение, что ускоряло их гибель. Другие, наоборот, сострадание и великодушие, что помогало им выжить в адских условиях. Третьи обретали смысл, помогая слабым, поддерживая их морально. Эта внутренняя позиция тоже была результатом выбора, последней свободы человека перед лицом обстоятельств.
И в нашей, гораздо более благополучной жизни, тоже случаются тяжелые испытания — потери, болезни, разочарования. Но даже здесь мы можем выбирать — упасть духом или продолжать бороться, сдаться или найти смысл даже на дне колодца отчаяния. Этот выбор зачастую и определяет исход.
Итак, подведем итоги. Конечно, мы не всемогущи и наша свобода ограничена множеством факторов — от социальных норм до биохимии мозга. Но определенная степень выбора за нами сохраняется. И главное проявление нашей свободы — это возможность выбирать цели и смыслы, определяющие направление жизни.