Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Тайны Древнего Египта: До пирамид

Оглавление

Древний Египет, как и современный, трудно представить без пирамид. Прискорбно многим даже кажется странным, как это дикари, бродившие по пустыне, обрели позволяющие строить пирамиды познания в архитектуре и астрономии – сразу? Но знания, как и сама идея, появились, конечно же, не вдруг. История цивилизации Древнего Египта занимает 3000 лет. Пирамиды же, – двумя волнами, с перерывом, – строились только 600 лет. И первую тысячу лет, – треть своей истории, – египтяне, копили необходимые для их возведения навыки.

...Хотя, что там и копить-то было? Пирамида – сооружение до такой степени примитивное, что не знать, как её построить, просто нельзя. Это своего рода нулевая отметка на шкале навыков в области монументальной архитектуры. Бери камни (землю, глину, – что попадётся), таскай, складывай в кучу. Если куча получится слишком большая, чтобы сойти за «курган», потомки обязательно назовут это «пирамидой».

-2

То есть, – как строить пирамиды египтяне знали. Но сама идея подобного сооружения не возникнет на пустом месте. Так, в додинастический период (3.5-3.1 тысяч лет до новой эры) египтяне хоронят своих царей в курганах, отрабатывая погребальные церемонии. Затем, следует период мастаб.

Мастаба («пер-джед» – «вечный дом») – стала развитием идеи кургана. Усыпальница была уже геометрически правильный, с плоской вершиной и заваленными внутрь стенами, высотой до нескольких метров. Основанием мастабы, обычно, служила куча мелких, необработанных камней, обложенная снаружи блоками кирпича-сырца (позже, ещё и камня). В стене имелся вход в небольшое молельное помещение. И всё сооружение насквозь пробивали один или несколько вертикальных колодцев, ведущих в подземные погребальные камеры… На последнее стоит обратить внимание.

Несмотря на сходство технологий строительства, египетская мастаба не была тождественна ни американским земляным пирамидам, ни древним курганам. Американская пирамида служила преимущественно для поднятия храма к небу, – так чтобы простые смертные с уровня земли не могли видеть чем занимаются жрецы на плоской вершине. Лишь некоторые пирамиды в Америке строились, как гробницы (что не отменяло необходимости сооружения святилища на верхней площадке). В стенах некоторых склепы для выдающихся представителей общества сооружались уже потом, – в процессе эксплуатации. Но погребальная функция для пирамид Америки всегда оставалась второстепенной.

-3

В случае же египетских мастаб погребальная функция сооружения изначально была единственной. Плоская «крыша» оставалась пустой и для священнодействий не использовалась. Входы же в молельни мастаб и в храмы делались на уровне земли. Объяснялось это особенностями древнеегипетских верований. Боги не требовали от жителей долины Нила кровавых, а тем более человеческих жертв, предпочитая подношения в виде пищи, – причём, самой вкусной и жирной. Доставлялось же продовольствие богам не через всесожжение, как, допустим, в Древней Греции, а путём поедания приношений жрецами. Таким образом, с одной стороны, скрываться на верхних площадках пирамид египетским жрецам было не за чем. Заглянув в храм и увидев персонал усердно что-то жующим, мирянин сознавал, что наблюдает священнодействие, и исполнялся благоговейного трепета. С другой же, служителям египетских богов, почти поголовно, как показало исследование мумий, страдавшим от ожирения, труднее было бежать вверх по лестницам, чем поджарым жрецам ацтеков.

...Ещё одним важным отличием мастабы от кургана было то, что курган насыпается над могилой вождя. То есть, могила появлялась сначала, а значит сам вождь свой курган увидеть и оценить уже не мог. Египтяне же шли в вечность другим путём. Мастаба строилась заранее, – при жизни заказчика, а значит, под его личным наблюдением. Тогда же подготавливались саркофаг и прочие погребальные принадлежности. Когда торжественный момент наступал, оставалось лишь засыпать или заложить ведущую к погребальной камере шахту.

Египетские верования увязывали посмертную судьбу человека с сохранностью тела и положенного в могилу имущества. Таким образом, то что позже стало называться христианами «заботой о спасении души», в Египте принимало форму заботы о качестве собственного захоронения. И если контролировать процесс мумификации своего тела знатный египтянин не мог, то о заблаговременным строительстве достойной своего величия гробницы распоряжался лично.

...И тут уж, как говорят, «если хочешь чтобы было сделано хорошо, делая сам». Обустройству своего вечного дома – мастабы – всякий египтянин, достаточно состоятельный, чтобы отвлечься от забот о хлебе насущном, уделял огромное внимание. Пока же дом строился, хозяин жил в другом – земном, временном. К которому, – не без разумных оснований, кстати, – и относился, именно как к временному пристанищу.

Вполне естественным следствием вышеописанных особенностей мировосприятия стало то, что если в случае Шумера и других ближневосточных культур археологи отчитываются о раскопках городов, то в Египте речь идёт почти исключительно о некрополях, – «городах мёртвых». Это и были настоящие города Египта, – окружённые стенами, плотно застроенные мастабами и святилищами, – постоянно кипящие духовной, интеллектуальной и физической (тут непрерывно шло капитальное строительство) жизнью. Мир за пределами некрополей, стены которых отделяли вечность от прозы и быта, сами египтяне находили скучным и малосущественным.

...То есть, некрополи появляются до пирамид. Ещё в эпоху Раннего Царства – I и II династий, правивших в XXXII-XXVII веках до новой эры. До превращения мастаб в пирамиды погребальные обряды занимали в культуре (и в экономике) Египта не меньше места, нежели после. Древнейшие некрополи, естественно, разграблены, – но интересные находки встречаются и в них. Так, например, «диск Сабу» старше пирамид на половину тысячелетия.

>>> Следующая часть