Найти тему
Петербургский Дюма

О ЦЕНЗУРЕ

Когда нельзя открытым текстом написать то, что хочешь, приходится выкручиваться. Это вроде теста на профессиональное мастерство. Как сказано в монументальном труде "Антикоучинг", на то и волк в лесу, чтобы зайцы быстрее бегали.

У музыкантов случаются такие же проблемы, и выкручиваются они порой довольно мило. Есть хрестоматийная история дирижёра Геннадия Рождественского о том, как он исполнял за рубежом "Праздничный кюй".

А есть менее известная байка о гастролях всемирно известного скрипача Давида Ойстраха на родине — в Одессе.

Он пригласил на концерт жителей дома, где жил в детстве, и пообещал сыграть им фрейлехс — традиционный еврейский танец. Естественно, фрейлехса в программе не было, а искусствоведы в штатском бдительно следили, чтобы музыкант не отклонялся от заявленного перечня авторов. Поэтому в конце выступления Ойстрах объявил, что исполнит "Фрейлехс" Иоганна-Себастьяна Баха в обработке Брамса.

Эти композиторы числились в программе. Искусствоведы были довольны.