Найти тему

Заметки на полях-2

Евдокия Абрамовна Голикова () мама моего папы (1892-1962). Похоронена на Николо- Архангельском кладбище в Москве.
Евдокия Абрамовна Голикова () мама моего папы (1892-1962). Похоронена на Николо- Архангельском кладбище в Москве.

Недавно помогала своей близкой подруге найти семейные корни в Чухломском уезде Костромского края. Удивительно, но в 18 веке Чухлома была такой же частью Московской губернии, как и Сапожковский уезд. Но, как говориться почувствуйте разницу. В основном помещичьи вотчины- от мизерных до огромных. Деревни, в отличии от сел сапожковских пашенных солдат, просто карликовые- не более двух-трех десятков домов. В очередной раз меня посетили определенные размышления о демографическом развитии села, как замкнутого организма, на протяжении нескольких веков и последствия этого.

Вот деревенька Бородино Чухломского уезда. Интересуемые меня Курносовы принадлежат помещице Марфе Михайловне Бушуевой. Она владеет несколько дворами в Бородино, еще несколько дворами в Киселевке. Все. Смотрю метрики- рождаемость небольшая. Думаю, что быт помещицы мало отличается от быта крестьян. Но люди должны создавать семьи. С кем в такой ситуации? Можно выбирать только из своих. Деревенька частновладельческая побольше-выбор больше. Вотчина большая- еще больше. Каковы последствия данной ситуации? Без комментариев.

Хорошо в этом смысле жить в Самодуровке. В 1719 году в селе Новоникольском уже было 63 двора, а в 1778-271 двор и только 975 мужчин, к 1850 г- 411 дворов и 2692 жителя и т.д... Но с самого начала у меня возникло такое чувство, что постепенно все село превращалось в большой лагерь близких и дальних, и очень дальних родственников. Более того, что все Симбиревы родственники другим Симбиревым, проживающим в деревне, Голиковы- всем Голиковым, Нестеровы всем Нестеровым, так как происходили от тех первых солдат-однофамильцев, основавших в деревню в конце 17 века. Хотя, наверное, необязательно.

Но на протяжении 400 лет, пока существовало село, многие породнились через браки. У моих Голиковых (бабушкины предки) только по прямой линии в родстве Панфиловы, Ячменцовы, Светиковы, Кузнецовы, Чиликины, Снимщиковы, Акиншины, Мансуровы, Пичугины, Котиковы, Зуйковы, Захаровы, Мансуровы, Снимщиковы, Храповы, Венедиктовы, Двойниковы, Заморуевы, Котиковы, Зорины и даже...Голиковы. Список неполный. Конечно, пашенным солдатам, в отличии от крепостных, были возможны браки с девицами и парнями из соседних сел государственных крестьян. Но все упиралось в проблему земли- чем больше жителей, тем меньше наделы. Миримся только со своими. Так что село, по моему мнению, держалось и на многочисленных родственных связях сельчан с друг другом, что укрепляло общинные связи и общий деревенский быт. Но у этого есть и обратная сторона.

И это только один аспект деревенской жизни.