Главная ошибка, которую часто совершают и начинающие, и опытные психологи — отказ видеть функцию поведения клиента. Вместо того, чтобы исследовать смысл тех или иных поступков, привычек, стратегий, они начинают с этими привычками бороться.
Сами клиенты, конечно, делают так же. Это наша общая культурная особенность: увидев что-то плохое, мы стремимся немедленно от этого избавиться. Не замечая, что такая попытка решить проблему порой усугубляет ее еще больше. Решение проблемы само становится проблемой.
Предположим, у человека есть мешающая ему привычка: он пьет или курит, ругается с женой или кричит на ребенка, сбегает со всех работ или впадает в трудоголизм — одним словом, практикует поведение, которое ухудшает его жизнь, вредит здоровью, разрушает отношения с близкими. Привычка может быть и внутренней: хроническая обида, стыд, чувство вины, назойливые мысли, болезненные чувства, навязчивые образы — все это тоже привычки.
Обнаружив в себе что-либо подобное, мы обычно начинаем с этим бороться. Пытаемся от этого избавиться, «исправить» и «вылечить» себя. Когда не получается, идем к психологу, и он тоже начинает нас «лечить». Нередко с тем же нулевым результатом.
В консультировании есть хороший термин: «исправительный рефлекс». Так называют немедленное желание «починить» клиента, рассказать ему, как надо себя вести. Исправительный рефлекс проявляется не только в терапии, но и в обычных человеческих отношениях. Советы вроде «бросай его» или, наоборот, «тебе просто нужно найти мужчину», «тебе надо устроиться на работу» или «тебе нужно больше отдыхать» — все это проявления исправительного рефлекса. Человек делится с нами проблемой, а мы ему — ррраз! — и готовое решение. Ай молодца! Сам бы он ни за что не догадался. В такие моменты мы кажемся себе очень мудрыми и осознанными, но то не мудрость, а гордыня.
Отказаться от исправительного рефлекса сложно, потому он и называется рефлексом: это почти автоматическая реакция. В дружеском общении такие советы иногда могут восприниматься как форма поддержки, но в терапии они противоречат целям и задачам процесса. Клиент не глупее психолога! Он не хуже терапевта знает, что жить в абьюзивных отношениях опасно, напиваться каждый вечер вредно, а безвылазно сидеть дома скучно. И все же, несмотря на это, продолжает делать то, что сам считает неразумным и неэффективным. Часто так и говорит: все понимаю, но изменить не могу.
Почему же так получается? Да именно потому, что у всякого поведения, каким бы иррациональным оно ни выглядело, есть функция. Ничто не происходит просто так: если человек что-то делает, он делает это с какой-то целью. Порой эта цель не осознается, порой сам способ чудовищно неоптимальный и энергозатратный, но цель есть! Без цели нет поведения.
Если мы начинаем бороться с поведением, не выяснив его цель, ломаем систему, не исследовав ее функции, то попадаем в ловушку. У человека есть потребность, которую он пытается удовлетворить — как умеет. Предлагая ему отказаться от привычного образа действий, мы фактически предлагаем ему отказаться от удовлетворения важной для него потребности — тем самым еще больше усугубляя чувство физического и душевного дискомфорта. Надо ли объяснять, почему такие попытки заканчиваются провалом? Неудовлетворенная потребность напоминает о себе, фрустрация усиливается, и человек возвращается к прежней стратегии поведения. Пусть она неудобная, сложная, болезненная, со множеством издержек, но лучше так, чем никак.
Более трудный, долгий, но верный путь — исследование функции поведения. При каких условиях сформировалась эта привычка? Когда запускается? К каким последствиям приводит? Что будет, если от нее отказаться? Нередко мы обращаем внимание только на негативные аспекты того или иного явления, игнорируя его функциональный смысл. Например, привычка к выпивке может быть способом совладания со стрессом, трудоголизм — бегством от тяжелых переживаний, любовная зависимость — формой получения удовольствия, сравнимой с наркоманией.
Попытки силой воли заставить себя отказаться от привычных форм поведения напоминают попытки заставить себя не есть. Голод выключить не удастся, он будет расти и усиливаться, вызывая страдание, отвлекая внимание, приводя к болезненным срывам, перееданию, чувству стыда и вины. Разумней не бороться со своими привычками, а исследовать их смысл, функцию, значение — и уже после этого формировать новые, альтернативные формы поведения. Более качественные и эффективные. Тогда прежние привычки перестанут быть нужны и отвалятся сами собой — за ненадобностью.
Развитие — это не уничтожение старого, а создание нового. Саморазвитие — не борьба с собой, а создание в себе новых навыков, умений и компетенций. Чтобы понять, каких навыков не хватает, нужно определить свои цели и ценности. Что для меня важно? Куда я хочу двигаться? Зачем делаю то, что делаю? Зачем чувствую то, что чувствую?
Саморазвитие начинается с самопознания. Пытаясь вместо этого автоматически исправить себя или другого, мы отказываемся от понимания, остаемся в тесных границах шаблонов и стереотипов. Лишь увидев картину во всей ее полноте, сложности и объеме, мы сможем проложить верный маршрут — туда, куда нужно именно нам.
Автор: Михаил Прынков
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru