Найти в Дзене
Та самая Ирочка

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: смотреть нельзя запретить

Честно говоря, я и сама от себя не ожидала, что буду смотреть... это. Потому что ни тема, ни эпоха — все не мое. Совершенно, абсолютно, ну никак не мое. Почему же решилась посмотреть и даже досмотреть? Все просто: досмотреть — потому что начала, а начала потому, что подумала: лучше я посмотрю это, чем новости. Да и новых серий «Короны» пока еще не было. Поэтому в какой-то вечер я просто засела и... потерялась где-то в конце 80-х. Начну с того, что меня удивило. А удивило то, что на протяжении всего сериала и даже в самом его финале у меня как были двойственные чувства, так они и остались. Двойственные потому, что когда смотришь это, попеременно возникают то тошнота, то отвращение, то омерзение, то азарт, то даже восторг. Но обо всем по порядку. Безусловно, сериал смотреть надо. Причем многим. Если не всем. И вовсе не потому, что это шедевр, претензия на культовость или это про моральное что-то. Увы и ах. Сценарий и режиссура здесь как-то прямо не очень. Ну хорошая такая, твердая троечк

Честно говоря, я и сама от себя не ожидала, что буду смотреть... это. Потому что ни тема, ни эпоха — все не мое. Совершенно, абсолютно, ну никак не мое. Почему же решилась посмотреть и даже досмотреть? Все просто: досмотреть — потому что начала, а начала потому, что подумала: лучше я посмотрю это, чем новости. Да и новых серий «Короны» пока еще не было. Поэтому в какой-то вечер я просто засела и... потерялась где-то в конце 80-х.

Начну с того, что меня удивило. А удивило то, что на протяжении всего сериала и даже в самом его финале у меня как были двойственные чувства, так они и остались. Двойственные потому, что когда смотришь это, попеременно возникают то тошнота, то отвращение, то омерзение, то азарт, то даже восторг. Но обо всем по порядку.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Безусловно, сериал смотреть надо. Причем многим. Если не всем. И вовсе не потому, что это шедевр, претензия на культовость или это про моральное что-то. Увы и ах. Сценарий и режиссура здесь как-то прямо не очень. Ну хорошая такая, твердая троечка, как говорится. Не больше. Но несомненно хорошо уже то, что создатели в принципе подняли эту тему — и ужасный этот период конца 80-х, и группировки, и беспредел определенных инстанций, и скудоумие людское, присущее массам именно тогдашнего времени... Здесь собрано все и сразу. Этакий своеобразный «двор чудес».

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Почему же это нужно смотреть? Зачем? Чтобы знать. Чтобы знать и не повторять. Потому что это не просто страшно — это животно. А потому отталкивающе. И смотреть это нужно, самое главное, с умом. Люди моего возраста и старше могут смотреть «Слово» и сами по себе, а вот те, кто или только родились в то время, а значит и росли, и взрослели позднее, либо те, кто еще моложе — им смотреть это нужно, вы уж извините, ребятки, со взрослыми. И не потому, что в фильме матом ругаются. И не потому, что там кровища. И уж, разумеется, не потому, что там можно углядеть якобы романтизацию бандитизма (об этом выскажусь позднее). Смотреть сериал всем, кому меньше 40, нужно с теми, кто старше по одной причине — ребят, вы ничего этого (к вашему же счастью) не видели, потому вы ничего не поймете. Серьезно. Понять и почувствовать, прочувствовать это все могут только те, кто в этом жил (точнее, выживал). Я не про группировки. Я про время. Про общую атмосферу конца 80-х.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

И вот здесь я не могу промолчать про показанную атмосферу. Она настолько точно передана, что ужасает своей точностью. Кажется, еще немного, и я даже почувствую запахи подъездов тех годов. Честно, пишу это и физически содрогаюсь. Противно. Очень противно вспоминать то время. И страшно. И хотя лет мне тогда было не так чтобы много, я слишком хорошо это все помню. Так, что забыть просто невозможно.

А теперь про романтизацию, о которой, как я слышала, многие говорят. И пеняют на то, что, дескать, в сериале бандитизм представлен в этаком робингудовском свете. Ничего подобного. Где? В каком месте это можно увидеть? Ни о каком героизме, робингудстве и прочем речи не идет. Посмотрите ту же «Бригаду» — вот уж где наромантизировали, вот где едва ли не фимиам воскурили. Но как можно сериал «Слово пацана» смотреть и видеть во всем этом романтику? Не понимаю. Нет ее там. А если и есть, то в чем?! Ответьте мне. Может я что-то не увидела?

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Не могу в связи с этим не вспомнить, как некоторые также считали (или считают), что в «Крестном отце» романтизирована мафия. Не-не, разумеется, я не сравниваю кинематографический шедевр Копполы и литературный — Марио Пьзо с отечественным сериалом. Я лишь о тематике. Давайте так: если вы найдете что-то романтизирующее бандитизм в «Слове пацана» или в «Крестном отце», напишите — подискутируем. Мне правда интересно.

А теперь об актерах. Тоже не могу пройти мимо. Потому что сейчас стоит ждать волны обожания Ивана Янковского. Я не видела Ивана в других ролях, нужно посмотреть, но в этом сериале он меня не впечатлил. Хотя, признаться, одна из причин, по которой и начала смотреть, было желание оценить его работу. Не случилось. Работы там нет. Потому что Ивану здесь и играть нечего. Герой плоский, как картонный болван. Хотя его можно, ой как можно сделать сложнее, ярче, интереснее, драматичнее. Но опять же — не смогли. Ну а финал? Этот выстрел в конце. Ну что за уровень дневных сериалов канала «Россия»?! Дешевая драма. Очень дешевая. Впрочем, и то, какими кадрами заканчивается восьмая серия — тоже дешевле некуда. Прямо так и хочется спросить: «Зачем? Нормально же общались показывали драки». И ладно бы просто некоторые моменты в восьмой серии мне не понравились. В принципе вся серия — скомканное нечто, чтобы только завершить уже. Словно отделались. Как-то не серьезно.

Кадр из сериала. Иван Янковский в роли Вовы (Адидаса)
Кадр из сериала. Иван Янковский в роли Вовы (Адидаса)

Вернусь к актерам. Поразительно, но все мальчишки — в десятку. Все понравились. Типажи, игра, характеры — все будто оттуда, из тех лет. Женские персонажи однако не впечатлили — ни мама Андрея, ни Наташа, ни Ирина, ни Айгуль. Неплохие работы. Но не больше. Добротные, но все равно «не верю». Хотя нет, девочке, сыгравшей юлю, верю. Потому что это ребенок — а дети всегда хороши в фильмах и на сцене.

Кадр из сериала. Анна Пересильд в роли Айгуль
Кадр из сериала. Анна Пересильд в роли Айгуль

Подводя итог, скажу, точнее повторюсь: смотреть сериал нужно. Особенно с подростками. Чтобы они знали, видели и понимали (тут, конечно, объяснять придется), «яка кака намалевана».

Ну и если говорить о втором сезоне, которого наверняка ждут массы, от себя скажу: надеюсь, его не будет. Потому что восьмая серия сказала уже все. И дальше создателям говорить в принципе не о чем. Это тот случай, когда молчание будет лучшим из всех вариантов

*** *** *** *** ***

Также интересно прочитать:

_______________________________________________________________________

#тасамаяирочка

#словопацана

#русскиесериалы

#исноваседаяночь

#иванянковский

#янковский

#словопацанакровьнаасфальте

#бригада