Сегодня в качестве новогоднего подарка я предлагаю вам 6 вариантов нового пунктуационного задания ОГЭ.
1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Вводное слово выделяется запятыми.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов, насекомых, других маленьких птиц и вылавливают их немало – десятки за ночь.
2) Может быть, разыскивая добычу, совы используют какое-нибудь необычное чувство?
3) Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы.
4) Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи.
5) Установлено: инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.
2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова, обособляется.
Б) Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения.
В) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся соединительным союзом, ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Общепринятое положение, включающее информацию о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга, позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека.
2) По мнению учёных, именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных».
3) Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу и мимики, и жестов, и голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих.
4) Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, которые являются существенными для общения с особями своего и других биологических видов.
5) Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, которые проявляются в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.
В) Определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан, который является основной частью гидросферы.
2) Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы.
3) Постоянные морские течения, различающиеся и по происхождению, и по продолжительности, и по глубине расположения, и по характеру движения и направления, и по физико-химическим свойствам переносимых водных масс, связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности.
4) В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
5) На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
На нашем сайте вы можете найти новое "Пособие для подготовки к заданию 4 ОГЭ" (30 авторских заданий с ответами и пояснениями).
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Перед второй частью двойного союза, связывающего однородные члены предложения, ставится запятая.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова, обособляется.
В) Между однородными членами предложения, соединёнными только интонацией, без союзов, ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
2) Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе не только органов, но и систем.
3) Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий, сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться.
4) Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды.
5) Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.
5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Б) Между однородными членами, соединёнными союзом, ставится запятая.
В) Определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Кинематограф – вид искусства, возникший в конце XIX века.
2) Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры.
3) Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности.
4) Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария.
5) А сценарий есть прежде всего литературное явление, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.
6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей, и поэтов, и композиторов.
2) Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию.
3) Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка.
4) Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей, чувств.
5) Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и были ему известны, а словарный запас его составлял 313 тысяч слов.
- Если же вам нужно больше заданий, то вы можете найти их в нашем новом пособии для подготовки к заданию 4 ОГЭ.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.