Найти в Дзене

Как смысловые коммуникации помогают в построении бизнеса

Людям нужны смыслы. Так устроена наша психика и наше сознание. Смыслы дают человеку уверенность в себе и в своём деле, формируют чувство собственной значимости. Когда мы хотим дать отрицательную характеристику какому-либо событию или делу, мы говорим: "Оно бессмысленно". Когда же, наоборот, мы хотим подчеркнуть перспективность, мы говорим: "В этом есть смысл!" В основе существования каждой компании также заложены определенные смыслы. Без них компания долго не проживет. Причем, смыслы эти по ходу развития компании постоянно меняются, корректируются. Что же значит смысл? Смысл - это необходимость существования. Зачем ты существуешь? В чем твое предназначение и твоя миссия? Говоря максимально упрощённо, наличие смысла означает, что твоя деятельность кому-то и зачем-то необходима. Смысл включает нас и нашу деятельность в большое целое, в контекст компании, страны, мира. Нам кажется, что без нас все рухнет или, как минимум, пойдёт наперекосяк. Смысл мотивирует. Чем увереннее мы чувствуем,
Оглавление

Людям нужны смыслы.

Так устроена наша психика и наше сознание. Смыслы дают человеку уверенность в себе и в своём деле, формируют чувство собственной значимости.

Когда мы хотим дать отрицательную характеристику какому-либо событию или делу, мы говорим: "Оно бессмысленно". Когда же, наоборот, мы хотим подчеркнуть перспективность, мы говорим: "В этом есть смысл!"

В основе существования каждой компании также заложены определенные смыслы. Без них компания долго не проживет. Причем, смыслы эти по ходу развития компании постоянно меняются, корректируются.

Что же значит смысл?

Смысл - это необходимость существования.

Зачем ты существуешь? В чем твое предназначение и твоя миссия? Говоря максимально упрощённо, наличие смысла означает, что твоя деятельность кому-то и зачем-то необходима.

Смысл включает нас и нашу деятельность в большое целое, в контекст компании, страны, мира. Нам кажется, что без нас все рухнет или, как минимум, пойдёт наперекосяк.

Смысл мотивирует. Чем увереннее мы чувствуем, что мир зависит от нас, тем больше усилий готовы приложить в своей деятельности.

Наполеон, завоёвывая мир, был уверен, что сорок веков смотрят на него с высоты Египетских пирамид. Лев Толстой, создавая величайший роман всех времён и народов, искренне думал, что без этого романа у России нет будущего. Именно так, и ни на йоту меньше.

Часто руководители создают колонку на сайте компании или блог, где рассказывают о смыслах деятельности компании и о смыслах производимых нововведений. Это очень важно для сотрудников.

Но простого изложения своих мыслей часто оказывается недостаточно, самые важные пласты опыта с трудом поддаются трансляции другому человеку. Потому что руководитель рассказывает о своих смыслах, а сотрудники нуждаются в своих.

В такой ситуации нужны смысловые коммуникации.

Они строятся несколько иначе, чем информационные. Попробуем разобраться, в чем специфика смысловых коммуникаций.

Информацию можно передавать в одностороннем направлении, проверяя лишь факт ее получения. Если информация получена, ответственность за ее восприятие лежит на получателе.

Смысловые коммуникации всегда двусторонние. Получатель может быть не виноват в том, что он не понимает смысла, даже если смысл передан ему исчерпывающе.

В отличие от информационной коммуникации, полноценная смысловая коммуникация нуждается в смысловом контакте - совпадении смысловых фокусов говорящего и слушающего.

Трансляция смысла - это всегда обмен смыслами, уподобление своих смыслов смыслам другого человека и поиск общих смыслов. Чтобы передать смысл, я должен узнать и понять смыслы того, к кому я обращаюсь, соотнести свой смысл с его смыслами.

Поэтому важным условием трансляции смыслов является заинтересованность в их получении. А лучший способ заинтересовать - выяснить смысловые запросы получателя и ответить на них.

Смысл может встречать сопротивление и не восприниматься просто потому, что для его восприятия получатель должен изменить себя, свою картину мира. Иногда это непросто и даже болезненно.

Смыслы всегда имеют субъективно-личностную окраску и передаются через трансляцию целей, ценностей, мотивов, проблем и эмоционального фона человека. Если же цели, ценности и мотивы принимаются другим человеком, субъективно значимое для одного становится решением для другого.

Причем, смыслы того, к кому я обращаюсь, могут оказаться неожиданными и важными для меня, влияющими на меня и меняющими меня тоже. Это делает передачу смысла значительно более сложной процедурой, чем передачу информации. Но не менее важной.

Смысл не только мотивирует.

Смысл показывает правильное направление и даёт возможность принимать правильные решения без указаний сверху. Если я понимаю, что нужно делать, зачем мне нужны указания?

Понимание смысла, в отличие от от восприятия информации, имеет деятельностный характер. Смысл побуждает к определенным действиям и направляет их, тогда как информация может быть просто принята к сведению. Если я понял смысл, значит, я знаю, что мне нужно делать.

Общие смыслы сближают, направляют, создают доверие и становятся точкой притяжения.

Поэтому смысловые коммуникации нужны не только внутри компании. Они продуктивны также в отношениях с партнерами и с клиентами.

Смысловые коммуникации - сложное и многогранное явление. Если говорить предельно обобщенно, в них можно выделить 3 основных компонента:

  • генерацию / распаковку смыслов;
  • трансляцию / упаковку смыслов;
  • синхронизацию смыслов.

Компания “Смыслотека” накопила большой опыт работы со смыслами и разработала целый ряд инструментов, помогающих осуществлять смысловые коммуникации внутри компании, между компаниями и между компанией и клиентами.

Распаковку делаем через интервью, фасилитацию и использование игр. Трансляцию смыслов мы успешно организуем с помощью рисованных видеороликов, презентаций и учебных курсов.

Для генерации и синхронизации используем наши фирменные инструменты - Знаниевый Коллайдер и Смыслотон, а также различные игровые технологии.

У нас есть проверенная технология работы с заказчиком, которая позволяет эффективно распаковывать смыслы, иногда полностью не рефлексируемые даже самим их носителем.

Словесный текст и визуальный язык наших роликов органично дополняют и уточняют друг друга и помогают упаковать даже самые сложные смыслы. Зритель сверяется с визуальным рядом, чтобы проверить, правильно ли он понял словесный текст, или, наоборот, сверяется со словесным текстом, чтобы проверить, правильно ли он понял визуальный ряд.

Знаниевый Коллайдер и Смыслотон помогают самим участникам включиться в процесс организации смысловых коммуникаций и научиться всем их базовым компонентам.

“Смыслотека” готова исследовать состояние смысловых коммуникаций в вашей компании и предложить решения, наиболее эффективные для вас.

Автор Александр Матюшкин

Смыслотека - департамент ясности

#смыслотека #упаковкасмыслов #распаковкасмыслов #смыслы