Найти тему

Что такое мем и как он помогает учиться

Первое, что приходит в голову, когда звучит слово «мем» — картинки/фото с подписью, которые миллионами пересылаются ежеминутно пользователями повсеместно протянутой паутины. Это — интернет-мемы, они же медиа-мемы. Как видно из названия, эти штуки появились с возникновением интернета. Но сама идея передачи смыслов от человека к человеку стара как мир. Все мы учимся именно так: наблюдаем и повторяем, выполняем инструкции и тренируемся. И появление интернет-мемов вдохнуло новую жизнь в меметику, которая появилась в конце 70-х годов прошлого века. Правда, сейчас эту науку многие ученые не принимают всерьез и критикуют за расплывчатость формулировок.

Так вот, четкого ответа на вопрос «Что такое мем?» до сих пор нет. Но это не помешает нам с вами использовать слово в том смысле, как я его поняла.

Немного истории о появлении термина «мем» и о сути, которую закладывал его автор и другие ученые до него, а также свойствах мемов в широком смысле слова, а не только в формате «картинка с подписью в интернете».

Еще в 1903 году Владимир Михайлович Бехтерев писал о некоем «психическом контагие», «вирусе», который передается через «слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты и пр.» Отечественный, невролог, психиатр был одним из первых учёных, который углубился в изучение идеи пси-вируса.

Позднее, в 1976 г. английский биолог Ричард Докинз впервые употребил термин «мем» в книге «Эгоистичный ген». Ученый придумал это слово для обозначения «минимальной единицы культурного наследия», своего рода аналога генов, которые составляют ДНК человека, т.е. двойника гена в мире идей. С момента выхода книги и сам автор, и другие ученые первоначальную позицию пересмотрели и склоняются к мысли, что мемы скорее «единицы вирусной информации» и даже паразиты. Вот цитата Докинза: «Посадив в мой разум плодовитый мем, вы буквально поселили в нем паразита, превратив тем самым разум в носителя, где происходит размножение этого мема точно так же, как размножается какой-нибудь вирус, ведущий паразитическое существование в генетическом аппарате клетки-хозяина».

В Википедии у мема не такое зловещее описание: «единица значимой для культуры информации».

А в Оксфордском словаре (Oxford English Dictionary) дефиниция звучит так: «Meme (mi:m), сущ. биол. (сокращённое от mimeme... то, что имитирует, или подражает гену) — элемент культуры, передаваемый негенетическим путем, в частности, через имитацию».

Многие ученые сходятся в том, что медиа-мем — вредная субстанция, захватившая умы с опасными целями, называют его пси-вирусом, говорят о психологическом оружии. Пусть так. Маркетологи, политики, военные используют интернет-мемы для манипуляции массами. Но сколько военных изобретений в дальнейшем было переосмыслено в мирных целях!? Прокладки, микроволновка, маргарин, мирный атом и т.д.  Я хочу сказать, что мысль Парацельса, что все есть яд, и все есть лекарство, не утратила актуальности в любой сфере. Будем использовать в своих целях положительную сторону мемов! Интересно, что понятие интернет-мема настолько прочно вошло в нашу жизнь, что, когда звучит просто слово «мем», все думают только о его виртуальном проявлении. При этом огромное количество окружающих нас ритуалов, символов, формул — тоже мемы, поскольку передают кусочек научной, культурной, религиозной и другой информации. Во всяком случае, так их видел изначально Докинз. Мемы повсюду, но о них не говорят вне контекста интернета. Например, любая физическая формула  - это мем, передающий смысл одного из природных явлений. Все комильфо- и не комильфо в общественной жизни — тоже примеры мемов. Явления в языке — использование множественного числа, видовременных форм, способы построения вопросительных предложений — мемы.

Одна из моих любимых иллюстраций из области хороших манер — рукопожатие. За этим жестом изначально был закреплен практический смысл: если потрясти кого-то за руку, то спрятанный в рукаве кинжал либо выпадет, либо станет заметен. То есть ставилась задача обезопасить себя от неожиданного нападения. Человек, который отказывался пожать руку, вызывал подозрения. В дальнейшем необходимость проверять наличие холодного оружия в одежде собеседника почти отпала, за исключением редких случаев не из жизни обычных людей, а жест как знак доверия и уважения сохранился. Почему это минимальный элемент культуры? Потому что его нельзя разложить на более мелкие части: этот простой жест передает одну идею. Люди учатся ему в раннем возрасте, наблюдая за взрослыми и прислушиваясь к их рассказам и объяснениям.

А некоторые мемы вообще распознаются человеком не благодаря словам. Это то, что мы воспринимаем органами чувств. Например, при землетрясении, человек, который уже раньше испытывал вибрации такого рода и знает, что нужно по возможности покинуть помещение или, как минимум, встать в прочный дверной проем, намного быстрее выполнит эти действия, чем человек, который в такой ситуации не был. При этом человеку с подобным опытом не нужно кричать «землетрясение», он все поймет, как только почувствует воздействие толчков и колебание пола под ногами.

Мем — информация, которая передается от человека к человеку целенаправленно или просто посредством случайной имитациеи действий других. Воспринять ее мы можем с помощью органов чувств, т.е. с моей точки зрения, физическое проявление какого-то мема необязательно выражено словами.

Говоря о восприятии мира с помощью органов чувств, мы часто думаем, что получаем эти сведения благодаря зрению, слуху, осязанию, вкусу и обонянию. Иногда говорят и о шестом чувстве — интуиции. Но похоже, что чувств больше, хотя за них могут отвечать те же органы. С тех пор как об этом писал Аристотель, начали выделять термоцепцию — чувство температуры, тепла, а также эквибриоцепция — чувство равновесия. Последнее, кстати, напрямую связано с устройством слухового аппарата. Поэтому, если ребенко никак не может научиться кататься на велосипеде, стоит проверить состояние органов слуха.

Еще есть ноцицепция — восприятие боли кожей, органами, суставами и проприоцепция, оно же «осознание тела», т.е. понимание, где у вас какая часть тела, а также какова их позиция во время движения.

Все эти ощущения позволяют формировать картину мира благодаря собственным ощущениям и тем, которые мы перенимаем у других людей. Т.е. мы учимся, и та часть информации, которая поступает от других людей, формирует наш багаж знаний. Он состоит из маленьких элементов - мемов.

Резюмирую: Мем (медиа-мем), пригодный для обученияэто любая идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов, прикосновений и прочих способов, которые другой человек воспринимает органами чувств. Мем обязательно имеет какое-то название и несет в себе смысл или группу смыслов (семантическое ядро).

Подробнее можно прочитать в книге "МЕМЫ - оружие массового обучения"