220 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева – хороший повод объяснить нынешним «релокантам» и «испуганным патриотам», не уважающим собственную страну, каким может и должен быть русский человек, даже проживший десятки лет в Европе. Только смогут ли они это понять…
Если вундеркинды существуют, Фёдор Тютчев должен занимать среди них одно из главных мест. В 13 лет он переводил с латыни на русский оды Горация, да так, что в 14 стал членом Общества любителей российской словесности. Писал он и свои подражания Горацию. Университет он окончил за два года.
Всесилен я и вместе – слаб,
Властитель я и вместе – раб.
Добро иль зло творю –
о том не рассуждаю,
Я много отдаю, но мало получаю,
И в имя же своё собой повелеваю,
и, если бить хочу кого,
то бью себя я самого…
Это Тютчев написал в 17 лет. В 18 юноша уехал российским посланником в Мюнхен. Правда, хорошим дипломатом он себя не считал, обнаружив в себе стойкое качество — «прислуживаться тошно». Но в его стихах, как ни удивительно, патриот-дипломат ясно виден и ощутим.
Молодые люди, долго жившие в Европе, да ещё и знакомые с тамошним бомондом, постигающие философию стран пребывания, чаще всего превращаются в подобие западных людей, а подчас, по русской безудержной страсти доводить всё до максимы, русофобами, превосходящими своих западных учителей (самый приличный и талантливый меж них — Чаадаев). Так было в XIX веке и намного позже… Среди этой публики Тютчев — редкое и чудесное исключение. Может быть, «гены сработали»?
Среднерусские районы, пограничье Орловской и Брянской губерний, породили целое созвездие мастеров русской литературы: Тютчев, А.К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Л.Н. Толстой, Лесков, Пришвин, Бунин…
Возможно, это не только мистика неких аномальных зон, мест силы, но и вполне историческая закономерность? Брянско-орловская лесостепь была засечной чертой Московской Руси. Сюда к нам шли кочевые орды. И на тогдашнее «дальнее пограничье» московские князья посылали служить самых инициативных, способных, талантливых и храбрых, а потом они оседали там на пожалованных усадьбах. Здесь собралось лучшее, что было в русском характере. Один из предков Тютчева был героем Куликовской битвы.
Молодой дипломат писал стихи… и забывал про них, рукописи лежали у него вперемешку с официальными бумагами, ведь поэтом он себя также упорно не считал! Его коллега, князь Гагарин, стопроцентный, кстати, западник, как-то выпросил их, прочёл… и послал в Россию, в пушкинский журнал «Современник», Жуковскому и Вяземскому. Их назвали «письмами из Германии». Но стихи были такого качества, что Пушкин их опубликовал, потом ещё раз, ещё… И «Весеннюю грозу», и «Сон на море», и другие…
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа,
в ней есть свобода,
В ней есть любовь,
в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чудных сил?..
Но молодой поэт писал не только о грозе в начале мая, его всё более занимали гражданственные и даже политические мотивы: оказалось, что о политике можно писать такие же яркие и сильные стихи, как о любви или природе! В Европе шли тридцатые годы. Благодарность к России, освободившей европейцев от Бонапарта, иссякла в умах западников быстро, и в них всё сильнее разгоралась русофобия, подогреваемая и Англией, и польской эмиграцией.
Стоим мы, слепы, пред судьбою,
Не нам сорвать с неё покров…
Я не своё тебе открою,
А бред пророческий духов.
Ещё нам далеко до цели,
Гроза ревёт, гроза растёт.
И вот, в железной колыбели,
В громах, родится новый год.
Запад никогда не понимал территориального роста России, не понимал, что Россия не захватывает, а воссоединяет с собой родственные ей по духу и исторической судьбе народы и территории. Двадцать два года Фёдор Тютчев пробыл на Западе. Любой другой «олибералился» бы за столько лет насквозь. А он?
Европе, считал поэт и дипломат, чужда органика жизни, она стремится перекроить мир под свои, созданные французскими революционерами, фантазии о демократии и свободе. «Россия и Европа противостоят друг другу. Возможно, скоро будет вторая Отечественная война между нами и всем Западом». Почему же она случится?
Умом Россию действительно не понять, потому что русский народ сохранил в себе давно выцветшее и деградировавшее на Западе христианство, по своей врождённой склонности к поискам правды, самоотвержению и самопожертвованию. Европа, за редким исключением – враг Христа. В основе её цивилизации – обожествивший себя человеческий индивид, зародыш ницшеанского и нацистского Юберменша. Европа – это самовластие возгордившегося «Я», обожествляющего свои фантазии, свои умонастроения.
В которых России и русским не будет места.
Не плоть, а дух растлился
в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвётся
из ночной тени
И, свет обретши,
ропщет и бунтует.
«Давно уже в Европе существует две действительные силы, — писал Тютчев Аксакову. — Революция и Россия. Эти две силы теперь противоположны одна другой, и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны: существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества».
И ещё: «Усобица на Западе – вот наш лучший политический союз… Очень было бы назидательно и даже эффектно, если бы с Рима загорелся Запад».
И это — плохой дипломат? Да его личность сравнима разве что с Бисмарком… Только железный канцлер не был поэтом.
Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты разлетишься навсегда?
…Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда…
Он предрекает, от чего погибнет Запад. Вдумайтесь, как же это актуально в наши дни, когда даже молитвы в школах и рождественские ёлки там запрещают в угоду «толерантности»:
Не от меча погибнет он земного,
Мечом земным
владевший столько лет,
Его погубит роковое слово:
«Свобода совести есть бред!»
Тютчев в своих стихах предсказал распад Австро-Венгерской империи, войны Франции и Германии в борьбе за лидерство в Европе, он предсказал Крымскую и, по некоторым признакам, Первую Мировую войны.
«Весь Запад пришёл высказать своё отрицание России и преградить ей путь к будущему», — напишет он во время Севастопольской страды. Думаю, что окажись он в наши дни, увидя на Западе культуру отрицания всего российского, от спорта до оперных трупп, лишь укрепился бы в убеждениях.
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич
к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова –
Всё поднялось, и всё грозит тебе…
…Велико, знать,
о Русь, твоё значенье,
Мужайся, стой, крепись и одолей!
О том, что Крымская война была агрессией Запада с целью ослабить воздействие России на европейские театры, британский историк Алан Тейлор напишет через 100 лет. Фёдор Иванович это понимал ещё до начала самой войны.
«В сущности, для России опять начинается 1812 год; может быть, общее нападение на неё не менее страшно теперь, чем в первый раз… И нашу слабость в этом положении составляет непостижимое самодовольство официальной России, до такой степени утратившей смысл и чувство своей исторической традиции, что она не только не видела в Западе своего естественного и необходимого противника, но старалась только служить ему подкладкой». (Ну поистине про наши 90-е! Нам для превращения из западной подкладки в державу понадобились Югославия, две чеченские кампании, Грузия, Сирия и Украина. А Российскую империю хоть чему-то научил Севастополь: перевооружение армии, железные дороги, первые броненосцы…).
«Ну вот, — писал Тютчев жене в Германию, — мы в схватке со всей Европой, соединившейся против нас общим союзом. Союз, впрочем, неверное выражение, настоящее слово – заговор… Это — целый мир обесчещенный… Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая 30 лет, всё сильнее и сильнее, разжигалась на Западе против России, сорвётся же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал…
То, что на официальном языке называлось Россией, чего оно уже только ни делало, чтобы отвратить роковую судьбу: и виляло, и торговалось, и прятало знамя, и отрицало даже самоё себя – ничего не помогло. Пришёл-таки день, когда от неё потребовали ещё более яркого доказательства её умеренности, просто-напросто предложили самоубиться… Торжество признания, что она не что иное в мире, как дикое и безобразное явление, как зло, требующее исправления». (Попросту наши горбачёвские и ельцинские времена описывает русский гений — Рейкьявик, пакт Гор-Черномырдин, сдачу сербов и первой Чечни…).
Опять Восток
дымится свежей кровью,
Опять резня! Повсюду вой и плач.
И снова прав пирующий палач,
А жертвы преданы злословью.
Ничего не напоминает, дорогие читатели?! Да, петровскую, петербургскую, бюрократическую Россию он терпеть не мог, как и Достоевский, видя, как чахнет и разлагается в ней русская народная душа. Но они оба верили, что для России, в отличие от Запада, возможно ещё покаяние и самоочищение, которое смоет все её пороки, грехи и беззакония.
День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
…О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.
Наивно? Несбыточно? Кто знает… Тютчев ведь намекал на отдалённое будущее. Политические события для него были тайными знаками, символами подспудных процессов где-то в глубине. По ним он угадывал судьбу страны и народа. Его стихотворные предсказания удивительным образом совпадают с прозрениями святого Серафима Саровского и монаха Авеля, которые одной фразой можно изложить так: «XXI век будет веком сияния России».
Доживём ли? Дай, Господь…
Автор: Антон ВАСИЛЬЕВ Источник: газета Слово №12, 2023 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписной индекс: П4244 (индекс каталога Почты России) Подписаться на Почте России через интернет можно здесь Подписку также можно оформить через следующие агентства: ГК «Урал-Пресс» — (подписка в России и за рубежом) ООО «Деловая Пресса» — (цена указана с учётом доставки заказной бандеролью) «Ист Вью» электронная версия
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь