Шарконы, шарконы. Сколько от них вреда. Страдают как работники, так и клиенты. Причём в равной степени. Ранее я уже писал о том, что такое шаркон. Потому не знакомых с понятием прошу ознакомиться тут – https://dzen.ru/media/fima_traveller/pobedim-liuboe-zlo-ili-dobro-pojalovat-v-sharkon-6409c432c7e3736a235be1ed
Новая же волна интереса к этой теме возникла после публикации мной второй статьи, в которой я указывал на причины ликвидации института адвокатуры как такового и подробно разбирал доводы защитников адвокатской монополии – https://dzen.ru/media/fima_traveller/advokaty-vs-iuristy-6577284dfe7dae2e168519c6 Многие комментаторы указывали на необходимость введения лицензирования и тому подобных шагах, с которыми, лично я, не согласен.
На мой взгляд существует достаточно инструментов для борьбы с шарконами. Сейчас рассмотрим некоторые из них, которые помогут как не попасть на удочку жуликов, так и в ряде случаев вернуть свои деньги. По тексту статьи я часто буду писать «контора», «фирма», «юрист», в силу чего по тексту, если иное не следует из контекста, стоит считать эти слова синонимами.
Первая группа мер – это выбор фирмы, которая будет оказывать Вам юридические услуги.
Как обычно клиент ищет себе юриста? Сначала пользуется поисковиком в поисках ответа. Дальше на одном из сайтов клиент заполняет форму с названием в стиле «задать вопрос юристу». Так обыватель попадает в цепкие лапы сотрудников колл-центра. Сразу отмечу, что в ряде фирм, а тем более юристы, трудящиеся в пресловутом «свободном плавании» могут совмещать роли колл-центра и прочего. Часто же бывает, что сотрудники колл-центра – это вообще не юристы. Тут зависит от фирмы. Задача колл-центра – после получения заявки от потенциального клиента максимально быстро с ним созвониться, уточнить суть вопроса и убедить дойти до офиса. Доводы могут быть разными: от скидок, которые «только сегодня и только сейчас» до раздувания угрозы до вселенских масштабов.
Если услышали первое – это, обычно, признак шаркона. Вообще, насколько я знаю, применение скидок для клиента, который обратился в первый раз – это не про порядочных служителей Фемиды. Скидки могут быть и весьма весомыми, но, в первую очередь, они касаются клиентов, с кем уже построены длительные и продуктивные взаимоотношения, с остальными клиентами – это вопрос более чем спорный.
Лично я делаю скидки для впервые обратившихся людей в случаях когда вопрос не особо серьёзный и трудозатратный вкупе с низким доходом клиента, либо когда я начинаю заниматься новой отраслью права и клиент становится вроде некой «лабораторной мышки для экспериментов», о чём я сразу сообщаю. Также скидки делаю при направлении клиентов либо своими знакомыми, либо коллегами. На этом со скидками всё. Самый громкий же сигнал шаркона, который орёт во всю громкость – это скидка за сам факт посещения фирмы именно в день созвона с сотрудником.
Если Вы по телефону услышали, что проблема у вас серьёзная, то не спешите посылать куда подальше сотрудника колл-центра. У юристов, как и у врачей действует «презумпция наибольшей тяжести»: это когда из разговора мы понимаем, что либо особо времени не будет на работу при поздней явке клиента, либо там что-то особо непонятное, что лучше обсудить в офисе. Тем более, что многие люди не в состоянии объяснить по телефону что произошло. В данном случае, чем яснее Вы сформулируете свой вопрос, тем качественнее, при добросовестном подходе юриста, получите консультацию.
В случае когда идёт обжалование либо деяний органов власти, либо судебных актов, либо подходят сроки принятия решений органами власти имеют место сокращённые сроки принятия решений и потому каждая секунда на счету. В таком случае я рекомендую всё-таки на консультацию сходить.
На этой стадии я рекомендую уточнить название фирмы и её точный адрес, либо же узнайте фамилию, имя и отчество юриста, а также стоимость консультации и что в неё входит. Узнавать ФИО юриста в фирме смысла нет, так как часто сотрудники колл-центра не знают кто будет консультировать конкретного клиента. Также я рекомендую узнать какими именно категориями дел занимается фирма. Если контора занимается всем «от патрона до… ядерного реактора», то это один из явных признаков шаркона. Более подробно о специализации читайте отдельную статью – https://dzen.ru/media/fima_traveller/o-specializacii-654be3fe5af4ab22a1701f23
Ещё до похода на встречу с юристом я всем рекомендую прочитать отзывы о фирме, либо о юристе. При работе с отзывами есть несколько тонкостей.
В поисковике работаем в несколько этапов. Сначала – ищем по названию фирмы. Шарконы часто меняют своё место расположения, чем и уходят от множества «благодарных клиентов». Интернет, правда, помнит всё. Дальше – ищем по адресу фирмы. Второй трюк шарконов – обычная смена вывески без смены адреса. Первые два трюка могут успешно совмещаться.
При прочтении отзывов обращаем внимание на следующее.
Первое. Многие фирмы, особенно в начале своей деятельности, пишут положительные отзывы о себе силами своих сотрудников. Если мы видим отзывы, написанные деловым, «казённым» языком и их большое количество, хотя фирма создана не более месяца назад – это индикатор шаркона. Если отзывы «как под копирку» - шаркон. Если нет негативных отзывов, а фирма проработала не менее года, то тут надо относиться настороженно: можно нарваться либо на ассов своего дела, либо на шаркон. Если этот признак совпал с предыдущими, то фирма – шаркон.
Обилие негативных отзывов, вкупе с указанием на судебные разбирательства клиентов с фирмой – это явные признаки шаркона. Особенно, если сначала были хвалебно-позитивные отзывы, сменившиеся впоследствии на отрицательные. Читаем на предмет смены адреса и названия фирмы, особенно в негативных отзывах. Смена названия при обилии негативных отзывах о конторе, работающей в адресе – явный признак шаркона.
Особое внимание обращаем на ФИО сотрудников, работающих в фирме, ИНН и ОГРН фирмы. Это сильно пригодится на последующих этапах.
Продолжение следует.