Этот потрясающий фильм Мартина Скорсезе, по моему мнению, представляет собой не только великолепный образец современного киноискусства, но и ещё содержит в себе дерзкий протест всей американской «толерантной повестке».
Представьте себе, за все 3,5 часа картины нет ни единой сцены и даже упоминания про однополых! Более того, что может показаться совсем уж неслыханным, в фильме отсутствуют негры - про них здесь лишь сказано несколько слов между делом, но натуральным образом никто из чернокожих не мелькнул ни среди главных, ни среди второстепенных персонажей. Честно сказать, я даже в массовке их не заметил. И это кино 2023 года с Ди Каприо и Де Ниро в главных ролях!
Впрочем, как бы ни было смело сие для нынешних реалий Голливуда, а на фоне общего смыслового посыла «Убийц цветочной Луны», отсутствие гомосексуалистов и негров явилось не более чем острой окантовкой, потому как, настоящая тематика расизма и социальной нетерпимости вскрыта здесь великим режиссёром по полной программе самим сюжетом и его подачей.
Итак. Начало двадцатого века, в небольшом американском городке проживают остатки недоистреблённого племени индейцев, все члены которого внезапно оказались богатейшими людьми чуть ли не на всей планете, благодаря чудом обнаруженному «неиссякаемому» источнику нефти.
Эти индейцы - самый богатый народ США, но есть один нюанс. Дело в том, что в соответсвии с законом данного государства, все они являются недееспособными и потому не вправе распоряжаться своими деньгами самовольно - для этого им необходимо обращаться в специальный орган, или просить об услуге своего опекуна. Почему так? А потому что они - индейцы, и этим «всё сказано». Власти Соединённых штатов не готовы видеть в них людей и держат на положении «братьев наших меньших». А приезжие «белые», заполонившие индейский городок, видят в местных «нефтяных магнатах» и вовсе подсобный скот, эдаких домашних птиц, несущих золотые яйца. И именно с таким подсознательным соизмерением «полноценные американцы» беззастенчиво женятся на скво и принимаются за своё излюбленное занятие - составление финансового капитала путём разграбления и геноцида «второсортного» народа.
Как это выглядит в реалиях фильма Скорсезе: индейцев попросту медленно и методично умерщвляют. Женившись на индианках, белые супруги добавляют им в еду и питьё отраву, иных представителей богатейшего племени убивают выстрелом в голову, имитируя самоубийство, а некоторые полные индейские семьи попросту взрывают динамитом прям в их домах.
Всей этой «стратегией», почти не скрываясь, руководит местная белая власть в лице шерифа и разных административных чиновников, которые, не переставая мило улыбаться, тут же изображают любовь, заботу и деятельное сочувствие к истребляемым ими же «полулюдям», на что последние добросовестно ведутся всей душой и сердцем…
И вот однажды, когда индейцев уже почти не осталось, в городок приезжает оперативная группа из недавно созданного ФБР, которая успешно разбирается с проблемой, и предаёт всех преступников хвалёному американскому правосудию.
Тут возникает вроде бы спорный момент, где кажется, что вот же, «справедливые» власти США в конце концов разобрались и наказали отдельно взятых негодяев, а в целом правительство - оно, конечно же, не такое как некоторые… но нет. Скорсезе беспощадно копает здесь до самого дна, и в финальной части фильма мы видим, как артисты ставят специальный радио спектакль посвящённый самоотверженной работе агентов ФБР, которые разоблачили и посадили банду оборотней.
- Тут необходимо пояснить, что в те времена, «отец» ФБР Эдвард Гувер делал всё для популяризации работы своего ведомства и подобного рода реклама в виде спектаклей и короткометражек создавалась по его распоряжению регулярно, с целью затмить романтический образ «благородных бандитов» среди населения и, разумеется, заработать для своего бюро дополнительные государственные привилегии.
Иными словами, дело об истреблении «нефтяных» индейцев было для них всего лишь неизбежной рутиной, средством завоевания очередной медальки. Массовые же убийства «коренных американцев», по сути, расследовались служителями правопорядка так, как если бы это было чем-то вроде жестокого обращения с животными. То есть, искреннего, адекватного сострадания к человеческой трагедии в связи со смертями близких родственников, не было там практически ни у кого.
Они все: полицейские, прокуроры, судьи, присяжные, простые обыватели, - они все РЕАЛЬНО НЕ СЧИТАЛИ индейцев ПОЛНОЦЕННЫМИ ЛЮДЬМИ.
И этот факт показан здесь запросто, как само собой разумеющееся. Как, например, другие киноделы в наше время показывают двух целующихся мужиков, одетых в женское платье. Мол, да, это так, и ничего здесь ненормального нет! Мы - великая американская нация, мы - лживые лицемеры, беспринципные дельцы, расисты, ксенофобы и жестокие колонизаторы. Просто: да! и всё тут. Так что примите это как данность и заткните немедленно все свои неполноценные, рабьи рты…
Отдельного внимания тут, конечно, заслуживает сама картинка и фирменный стиль Мартина Скорсезе. Это, окончательно установившаяся в его прошлой картине «Ирландец», диалоговая манера с некоей приятной долей тавтологии, когда артисты по несколько раз в схожих вариациях повторяют одно и то же с каким-то особенным смаком. Мне, как заядлому библиофилу, в связи с этим, приходит на ум сравнение лишь с Куртом Воннегутом, в книгах которого часто просматривается что-то подобное.
Узнаётся здесь и стиль съёмки режиссёра, и оригинальные привычки его «постоянных актёров». Кино это медленное, без дёрганного клипа-подобного убожества для стимуляции СДВГ и прочих проявлений инфантильного скудоумия. Иными словами, «прогрессивной» инста-молодёжи, а также постоянным потребителям контента а-ля ТНТ, этот фильм однозначно не понравится.
«Убийцы цветочной Луны» - это гениальное и, как я уже сказал, невообразимо смелое кино. Мартину Скорсезе сейчас 81 год, и мне думается, что такая самоотверженность в искусстве пробудилась в нём под влиянием осознания своего недалёкого конца. Впрочем, будем надеяться, что великий режиссёр проживёт ещё достаточно долго, чтобы добавить в копилку золотого фонда мирового кинематографа ещё пару-тройку подобных шедевров. В общем, дай бог ему здоровья, как говорят верующие.