На данный момент Питер Аттиа является, пожалуй, наиболее авторитетным экспертом в области долголетия. Подход Питера уникален тем, что он бросает вызов господствующей в медицине концепции, согласно которой ключевой показатель эффективности — это продолжительность жизни (lifespan). Вместо этого Аттиа фокусируется на такой метрике, как (healthspan) — продолжительности качественной и здоровой жизни.
Современная медицина добилась огромных успехов в увеличении продолжительности жизни (lifespan). Люди с серьезными заболеваниями доживают до преклонного возраста, но какой ценой? Прикованные к постели, неспособные самостоятельно двигаться и решать сложные задачи. Мы научились поддерживать жизнь в течение длительного времени, но жизнь ли это вообще?
Вероятно, каждый из нас может вспомнить множество примеров наших стариков, которые провели или проводят последние годы жизни, будучи неспособными самостоятельно о себе позаботиться: их когнитивные способности стремительно падают, как и физические. Самое печальное, что это началось не внезапно. Состояние, к которому они пришли — результат многих лет деградации организма, интенсивность которой можно было значительно ослабить.
На протяжении долгого времени я слежу за деятельностью Питера и не могу не отметить его вклад, в первую очередь, во внесение здравого смысла в longevity-индустрию. Если Брайан Джонсон пытается дожить до 120 лет на веганской диете, Аттиа, с опорой на качественные научные исследования заявляет об умеренности: нужно иметь стратегию и тактику для того, чтобы достойно прожить как можно дольше, не бросаясь в крайности. По мнению Питера, не существует магических лекарств (miracle drugs), диет и тренировок, способных словно мановением волшебной палочки продлить жизнь. Существует правильный подход и постоянство. Именно так ведет себя человек, нацеленный на серьезный результат.
В то же время меня расстраивает, что на русском языке Питер практически отсутствует. Его прорывная книга Outlive вряд ли получит перевод в ближайшие несколько лет, а эти несколько лет могут изменить очень многое. На Amazon у нее 10К отзывов, а у нас — практически ни слова. Поэтому я решил рассказать о том, что узнал сам, ведь делиться полезной информацией — это здорово.
В этой части я познакомлю вас с основными концепциями Outlive, которые помогут многое осознать прямо сейчас, и сыграют большую роль в дальнейшем.
Healthspan, Lifespan и Marginal Decade
На графике, изображенном Питером, мы видим две кривые: синию и красную.
- Синяя описывает стандартную жизнь: неплохо живешь до 20-25, потом начинают появляться первые проблемы. Примерно до 40 их получается сдерживать, но после этого все хронические заболевания выливаются наружу, и так до самой смерти, становится лишь хуже. Печальнее всего то, что при таком развитии событий мы закладываем последние годы жизни (10-15 лет) на то, чтобы быть практически или полностью недееспособным.
Никакой игры с внуками, наслаждения путешествиями или творчеством. Вместо этого капельницы, таблетки, постельный режим до тех пор, пока не наступит конец. Все ресурсы брошены на то, чтобы увеличить продолжительность жизнь — ведь это главный показатель успеха лечения?
- Красная кривая описывает то, какой жизнь может быть. Практически всю жизнь мы поддерживаем определенный уровень ее качества (благодаря инструментам, о которых мы поговорим позднее): в 40 мы будем чувствовать себя похуже, чем в 20, но не радикально, в 60 тоже будет не так здорово, как в 40, но вы не должны превратиться в старика так быстро.
Питер не сторонник теории, что человеческий организм рассчитан на то, чтобы жить экстремально долго (более ста лет), поэтому начиная с какого-то времени неизбежно начнется интенсивный спад (когнитивный и физический). Задача — отсрочить начало интенсивного спада так далеко, как только возможно, при этом сделав его максимально быстрым. Если мы оптимисты и стремимся к тому, чтобы дожить до 85-90 лет, то к 70 годам мы должны прийти в отличном состоянии, а к 75-80 в хорошем, лишь после этого начнется спад, который достигнет своего пика в последние несколько лет жизни. - Здесь же Питер Аттиа вводит термин Marginal Decade — последние 10 лет вашей жизни. Никто не знает, когда попадет в Marginal Decade, однако люди, которые уже перешагнули этот порог, все прекрасно понимают. Этот период характеризуется резким ухудшением качества жизни, не заметить которое невозможно.
В начале книги Аттиа предлагает подумать о том, что бы вы хотели делать в последние десять лет вашей жизни. Вернее, на что вы бы хотели быть способны в свою Marginal Decade. Жесткая правда состоит в том, что выходить на пробежки, кататься на мотоцикле и ходить на вечеринки скорее всего не получится, будьте честны с собой. Если сейчас подобные активности кажутся возможными, то в возрасте 70-80 лет это маловероятно. Данную тему Питер Аттиа хорошо раскрыл в подкасте Modern Wisdom: выбирать нужно реалистичные цели, которые сейчас могут показаться даже смешными. Например, играть с внуками, быть способным подняться лежа с пола с помощью одной руки, быть способным выгуливать собаку (какого размера?), быть способным подняться на холм.
Рекомендую посмотреть полное видео, где Питер рассказывает о том, что такое долголетие (Longevity):
Что Отличает Медицину 1.0 & 2.0 от Медицины 3.0
Следующей важной концепцией Питера Аттии является принципиальное различие между Medicine 1.0, которая существовала с древних времен до XIX века, Medicine 2.0, доминирующей в данный момент, и зарождающейся Medicine 3.0. Аттиа пишет:
Проблемы начались с Гиппократа. Большинство людей знакомы со знаменитым изречением: «Сначала не навреди». В нем говорится об основной ответственности врача, заключающейся в том, чтобы не убивать наших пациентов и не делать ничего, что могло бы ухудшить их состояние, а не улучшить. Это действительно имеет смысл. Однако есть несколько проблем: (а) Гиппократ на самом деле никогда не произносил этих слов; (б) Это полная чушь; (в) Это бесполезно на всех уровнях.
Затем врач продолжает:
Что меня больше всего беспокоит в высказывании «Сначала не навреди», так это то, что из него следует, что лучший вариант лечения — это всегда тот, который имеет наименьший непосредственный риск ухудшения — и очень часто вообще ничего не предпринимает.
Таким образом, своей первой претензией к современной медицине врач считает ее излишнюю «наблюдательность» и «осторожность» [по отношению к хроническим заболеваниям], когда приоритет отдается минимальному вмешательству с максимально предсказуемым результатом. Лечебные протоколы составлены таким образом, чтобы пациент ни в коем случае не пострадал от действий врача, а чтобы достичь этого, в некоторых ситуациях доктора ограничивают крайне узким и неэффективным арсеналом.
Быстрая и Медленная Смерть
В данном интервью Аттиа дополняет концепцию Медицины 1.0 так:
Это была медицина, не имевшая научного фундамента; мы понятия не имели, что делаем, и в результате придумывали всякую всячину. Боги управляли всем. Это был просто набор суеверий.
Затем наступил век научного прогресса, когда в течение очень короткого времени был произведен целый ряд ключевых открытий, начиная с микроскопа, ознаменовавшего собой начало Медицины 2.0.
Человечество стало невероятно успешным в лечении того, что Аттиа называет быстрой смертью: ран, травм, инфекций. За смехотворный, по меркам эволюции, срок продолжительность жизни увеличилась вдвое!
Однако достаточно быстро вскрылось то, с чем медицина 2.0 справляется не очень: хронические заболевания.
Четыре Всадника Хронических Заболеваний
Питер Аттиа классифицирует их так:
- Атеросклеротические заболевания (сердечно-сосудистые заболевания и цереброваскулярные заболевания)
- Рак
- Нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз a.k.a. болезнь Лу Герига)
- Метаболические заболевания (инсулинорезистентность, диабет II типа, жировой гепатоз печени)
К сожалению, совершенно обычные вещи, с которыми в той или иной степени сталкивался каждый. Все эти заболевания характеризует вот что:
- Они практически всегда развиваются в течение длительного времени
- Их практически всегда можно диагностировать на ранней стадии
- Их практически всегда можно вылечить при своевременной диагностике
- Они обуславливаются генетикой в меньшей степени, чем эпигенетикой (образом жизни): факторы, на которые можно влиять, могут как способствовать, так и противостоять развитию заболевания.
На этом строится вся стратегия борьбы со Всадниками.
Эпигенетических факторов существует огромное множество. К примеру, можно, взглянуть на график из исследования Epigenetics Across the Human Lifespan, который предлагает такие сферы жизни, соответственно, способы воздействия:
- Диета
- Психологическое состояние
- Социальные взаимоотношения
- Альтернативная медицина
- Лекарства
- Состав микробиома организма
- Физические упражнения
- Финансовый статус
- Вредные, токсичные вещества
- Злоупотребление веществами, вызывающими привыкание
- Источники заболеваний в окружающей среде
- Метеозависимость, зависимость от сезона года и времени суток
На все это влиять возможно, но не всегда оптимально. Книга упрощает систему, выделяя 5 основных факторов:
- Сон
- Питание
- Физическая активность
- Эмоциональное состояние
- Добавки, лекарства (Drugs)
Каждый из них будет подробно рассмотрен в дальнейшем. Как отличное дополнение блоку «Сон», рекомендую замечательную книгу Мэттью Уолкера «Зачем мы Спим», а также выпуск подкаста Эндрю Хубермана с его участием.
Хронические Заболевания Предотвратимы
Питер Аттиа начинают книгу с того, что рассказывает о начале своей медицинской практики и первых пациентах:
Меня выворачивало наизнанку каждый раз, когда мне приходилось говорить пациенту, страдающему от рака, что ему осталось жить полгода, зная, что болезнь, вероятно, зародилась в его организме за много лет до того, как ее обнаружили. Мы потратили столько времени впустую.
Даже когда кто-то умирает «внезапно» от сердечного приступа, болезнь, вероятно, прогрессировала в коронарных артериях в течение двух десятилетий. Медленная смерть наступает даже медленнее, чем мы думаем.
Медицина 2.0 успешно спасает мир от быстрой смерти, но оказывается бессильной, когда дело доходит до медленной. Время не на ее стороне. Именно поэтому для лечения (предотвращения, как мы узнаем далее) хронических заболеваний нужно менять подход.
Медицина 3.0 — Ключ к Спасению от Хронических Заболеваний
Если в Медицине 2.0 нужно безоговорочно довериться профессионалу, то концепция Медицины 3.0 заключается в другом: она основывается на информированности и проактивности:
В медицине 2.0 вы — пассажир на корабле, которого пассивно везут. Медицина 3.0 требует от вас, пациента, гораздо большего: вы должны быть хорошо информированы, в разумной степени обладать медицинской грамотностью, четко представлять себе свои цели и осознавать истинную природу риска.
У Питера Аттии большой опыт работы в консалтинге и математическое образование, поэтому в книге немало говорится о риске и принятии решений. Если вы читали, например, «Антихрупкость» или «Черного Лебедя», то знакомы с этими концепциями.
Как говорил Джон Кеннеди, чинить крышу следует тогда, когда светит солнце. Самое главное, что нужно знать о Медицине 3.0 — это предотвращение, а не лечение. По мнению Питера Аттии, мы должны умереть с хроническими заболеваниями, но не от них. Бессмысленно бороться в этой неравной схватке, нужно максимально ее отсрочить.
Последнее, что касается Медицины 3.0 — она индивидуальна. Ее предшественница относится ко всем пациентам как к равным в силу специализации, однако в борьбе с хроническими заболеваниями такой подход абсурден. Множество генетических и эпигенетических факторов определяют наши риски повстречаться с любым из всадников: были ли у ваших родственников хронические заболевания? Есть ли у вас мутация в гене X, [увеличивающая/предотвращающая] риски развития заболевания Y? Вы живете в грязном городе? Хорошо спите? Тренируетесь? Есть аллергии? И таких вопросов сотни, если не тысячи.
Все они должны быть учтены при создании оптимального протокола, поддерживающего healthspan, потому что Medicine 3.0 учитывает потребности и особенности каждого пациента.
В следующей части я расскажу о том, почему нельзя просто взять группу долгожителей и начать копировать их образ жизни — очень интересная часть! Также поговорим об основных компонентах долголетия (Five Pillars of Longevity).
В блоке с цитатами на LiveLib я постепенно добавляю наиболее важные выдержки из книги. На канале Питера тем временем появляется все больше полезных подкастов и ответов на вопросы зрителей.