Давайте определимся с терминологией: какие бывают тренды, как их разделяют и в чем отличие. В дальнейшем я буду пользоваться именно этими определениями.
#мегатренд — мировой долгосрочный тренд, который длится более 10 лет. Например, к мегатрендам относят всемирную цифровизацию и интеграцию искусственного интеллекта.
#макротренд — долгосрочный тренд, который также длится более 10 лет, но не относится ко всему миру. Он может влиять на несколько стран или континентов. Пример: популяризация “новой этики” на западе.
#тренд — длится от 3 до 10 лет, относится к отдельной отрасли, а также нескольким странам или стране. Например, импортозамещение в России.
#микротренд — длится 1-3 года, небольшое изменение, которое происходит в отдельной отрасли. Пример: создание российских социальных сетей и приложений в связи с блокировкой западных аналогов.
#сигнал — это событие или явление, которое указывает на какую-либо тенденцию. Часто, сигналы являются толчком к развитию тренда, а могут, наоборот, не стать трендом.
Для того, чтобы тренд был сформулирован, необходимо поймать эти сигналы и в дальнейшем выявить инсайты на основе данных трендов. Причем сигнал может быть выражен в разном виде: запуск продукта, резонанс нового проекта или продукта, изменение в законодательстве, неожиданный вывод исследования и т.д.
Далее рассмотрим факторы, которые влияют на развитие трендов
Драйвер положительно влияет на развитие тренда. Пример: резкое развитие нейросетей положительно влияет на тренд внедрения ИИ в рабочие процессы.
А вот барьер затормаживает развитие тренда. Пример: высокие акцизы на вино и отсутствие культуры пития не дают развитию винной сферы в высоком темпе.
Драйверы и барьеры могут работать и одновременно - например, ограничение к доступам к соцсетям в России это барьер для пользователей и блогеров, но это также стало и драйвером для создания отечественных платформ.
Важно рассмотреть еще такие термины как "мода" и "хайп". Это довольно краткосрочные понятия: мода меняется из года в год и не становится трендом, а хайп может угаснуть даже быстрее. Но эти явления все равно стоит учитывать и анализировать, чтобы попасть на волну, если есть такая задача или отслеживать, когда эта волна прошла.
Отслеживание трендов станет более эффективным, если их поместить на карту. Это позволит держать перед глазами все собранные тренды, понимать, какие из них держатся обособленно, а какие из них связаны между собой.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу @treeeends, там больше исследований и трендов!