Вонючая жижа изливалась из унитаза, растекаясь по всей квартире, пропитывала паркет, ковры, шторы, мебель, затекала под плинтуса. Стоял невыносимый смрад.
Сантехник управляющей компании бегал из подвала в квартиру и обратно, крича, что не может пробить засор. Хозяйка ругалась в ответ, пытаясь одновременно бросать старые простыни в санузел, чтобы хоть как-то задержать разлив и звонить в аварийные службы.
Только к вечеру приехали работники Мосводоканала и выбили пробку в канализации, образовавшуюся из наполнителя для кошачьего туалета, бумаги, тряпья и сами понимаете чего. Но к тому времени по всей квартире стоял сантиметровый слой канализационных стоков.
История из фильма ужасов, тем не менее – реальная. С таким пришлось столкнуться пенсионерке Ирине, проживающей с сыном-инвалидом в квартире на первом этаже многоэтажки в спальном районе Москвы.
Управляющая компания еще несколько месяцев назад получала от нее заявки, что из унитаза идет запах канализации. Приходил тот же сантехник, смотрел, нюхал, говорил, что так и должно быть, выше весь подъезд сливает г….но, ну что вы тут хотите. Запах роз?
Ирина от них отстала, но ее заявки в журнале учета сохранились. И вот такое…
Помогать в уборке квартиры работники управляющей компании и не собирались, диспетчер по-хамски ответила, что это не их дело. Стоимость профессионального клининга пенсионерке была не по карману, и она решила убираться сама. За три дня, прошедших после залива, она выкинула один большой ковер, два коврика, тюль, напольные весы и коробку с бытовыми принадлежностями, стоявшие в санузле, несколько раз мыла со средствами пол, чистила мебель. Но впитавшаяся в полы субстанция все равно источала жуткий запах.
На третий день Ирина получила от управляющей компании акт о заливе. В нем значилось, что засор случился по вине неустановленных жильцов вышерасположенных квартир, сбросивших наполнитель для кошачьего туалета в канализацию. Тем самым, управляющая компания умыла руки.
Ирина была в отчаянии, понимая, что за свои средства ремонт квартиры не потянет.
Кто виноват? К кому предъявлять претензии? Невозможно найти тех людей, кто сбросил этот злосчастный наполнитель.
И тем не менее, история закончилась для нее положительно. С аналогичными событиями к нам уже обращались пострадавшие по халатности управляющих компаний москвичи в рамках проекта «Право без опасности».
Нами была проведена экспертиза, которая определила размер ущерба имуществу и подан иск в суд в защиту нарушенных прав потребителя. Наши юристы апеллировали к тому, что система канализации относится к общему имуществу жильцов многоквартирного дома, а согласно «Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, УК должна была обеспечить проведение профилактических работ и планово-предупредительных ремонтов для недопущения засора. Тем более, что заявки на запах в канализации от жильца поступали, значит, канализация работала плохо. Так что, даже если верхние жильцы и сбросили наполнитель, устранять засор надо было своевременно, не допуская отказа канализационной системы.
Именно управляющая компания отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. И обязана возместить причиненный вред имуществу.
Результат судебного разбирательства – с управляющей компании в пользу Ирины взыскали стоимость восстановительного ремонта квартиры, испорченных вещей, компенсацию морального вреда и еще потребительский штраф, на сумму которого она вполне может поехать с сыном на время ремонта в санаторий и забыть о кошмаре. А еще – за нашу экспертную и правовую помощь она ничего не платила.
Если у вас случилась такое происшествие – поможем.
Для наглядности - несколько из ряда подобных дел, которые мы провели в рамках проекта «Право без опасности»:
Дело №02-0505/2023 (Измайловский районный суд г. Москвы).
Дело №02-5908/2023 (Пресненский районный суд г. Москвы).
Дело №02-4376/2023 (Бутырский районный суд г. Москвы).
Проект «ПРАВО БЕЗ ОПАСНОСТИ» реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и направлен на бесплатную правовую помощь пенсионерам, инвалидам, многодетным.
Поддержите наш канал подпиской и лайком! Наша миссия – защищать права потребителей и противодействовать нарушениям на потребительском рынке.
Московское общество защиты потребителей www.mozp.org. Работаем с 1989 года.