«Я мыслю, значит существую», — говорил Декарт. «Неважно, сколько вы знаете, важно, насколько вам это небезразлично», — рассуждал Рузвельт, гораздо глубже раскрывая тему понимания мира и места человека в нём. Если интеллект в общем понимании (который определяется коэффициентом IQ) — это способность познавать, осознавать происходящее, адаптироваться к ситуациям и принимать решения, то эмоциональный интеллект (EQ) помогает взаимодействовать с миром, добиваться успехов и стать хозяином своей жизни.
«Когда вы начинаете осознавать эмоции, вы начинаете управлять собственной жизнью» (Тара Мейер Робсон)
Понятие эмоционального интеллекта
Определение эмоционального интеллекта сводится к способности человека понимать свои и чужие эмоции. Этот навык помогает контролировать сиюминутные порывы и желания, улавливать сигналы от собственного организма, выстраивать отношения с окружающими себе во благо, вести максимально комфортную, здоровую, успешную и счастливую жизнь.
Писатель Чарльз Свиндолл говорил: «Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую». А теперь представьте, что человек может реагировать на происходящее осознанно, выбирать более экологичные способы проявления себя и своих эмоций. Не сдерживать их, а проживать, находить источник их возникновения.
В младенчестве дети острее чувствуют свои базовые потребности: я сыт или голоден, мне жарко или холодно, здоров ли я или что-то болит, хочу ли я спать или наоборот намерен поиграть, чувствую ли я, что в безопасности, или мне страшно и одиноко. Реакция на всё это одна — плач. Но когда ребёнок начинает говорить, он уже может оценить своё состояние и сказать о том, что его беспокоит. С развитием потребности ребёнка растут, его поведением управляют эмоции, которые он пока не умеет распознавать самостоятельно. Здесь и нужен эмоциональный интеллект.
Приведу простой пример. Мама с ребёнком пришла в торговый центр. Вокруг — шум, много людей, яркие витрины с соблазнами. Мама переходит из одного магазина в другой в поисках нужного товара, ребёнок покорно ходит за ней. От этих действий устают оба. Ребёнок начинает капризничает и искать способ успокоиться — он просит новую игрушку. Мама начинает нервничать из-за тщетных метаний и злится на ребёнка: он её отвлекает и раздражает. От её замечаний и криков ребёнок вспыхивает в истерике, от чего уже и мама готова рвать и метать. Эмоциональный интеллект позволил бы маме вовремя понять, что ребёнок устал, и предотвратить эту катастрофу.
Уровни эмоционального интеллекта
Считается, что, развивая эмоциональный интеллект, мы лучше справляемся со стрессом и можем выстраивать конструктивные отношения с окружающими. Согласно концепции Мэйера — Сэловея — Карузо, основоположников понятия эмоционального интеллекта 1990-х годов, существует 4 уровня EQ:
- восприятие эмоции — способность эмоцию распознать;
- использование эмоции в повседневной деятельности — способность прислушиваться к себе при жизненном выборе или при анализе внешней информации;
- понимание эмоции —способность строить причинно-следственные связи между эмоциями и реакциями на них;
- управление эмоциями — способность контролировать порывы и желания, «отключать» негативные реакции, принимать и проживать эмоции, использовать их для самоанализа.
Эти же учёные предложили тест для определения уровня эмоционального интеллекта. Это довольно сложный, но точный тест, он состоит из 8 разделов и 144 вопросов. Рекомендуется проходить тест и интерпретировать его результаты вместе с психологом, чтобы понять свои слабые места и как с ними работать. Есть и другие тесты, которые легко найти в интернете.
Что влияет на уровень эмоционального интеллекта?
Если обратиться к анатомии человека и нейробиологии, уровень эмоционального интеллекта зависит от того, насколько хорошо развит рептильный мозг. Рептильный мозг, хоть и довольно примитивный участок мозга, это база для работы высоких уровней мозговой деятельности и старейшее звено в эволюции нервной системы. Благодаря ему мы не просто живём: дышим, перевариваем пищу, гоняем кровь по телу. У нас формируется поведение, реакции на окружающую среду, инстинкты, биологические ритмы и первичные эмоции — то, что позволяет человеку выжить. Например, во время конфликта мы можем ощутить прилив холодного пота или жара на лице — оно становится как помидор. Это значит, что мы чувствуем угрозу, срабатывает инстинкт «бей или беги». Рептильный мозг взаимодействует с более высокими, сформировавшимися в процессе эволюции уровнями мозга: лимбической системой, неокортексом, которые влияют на чувства, поведение, решения. Однако, без рептильной части развить лимбическую — эмоциональную — систему практически невозможно.
Влиять на рептильный мозг можно, развивая имитацию. В процессе имитации включаются зеркальные нейроны — клетки, которые помогают запомнить и повторить действие другого человека, и наиболее активны они как раз в детстве. Вспомните, как младенец отвечает улыбкой на улыбку, а от тревоги и раздражения мамы начинает сильнее плакать и беспокоиться. Подрастая, ребёнок копирует движения взрослых: учится сидеть, ходить, самостоятельно кушать, играть в мяч. Говорить дети тоже начинают, повторяя звуки и буквы за близкими.
Благодаря зеркальным нейронам появляется эмпатия — умение поставить себя на место другого человека и понять, что он чувствует. Это влияет на коммуникацию, на успех интеграции в общество, на личное счастье.
В каких случаях появляется эмоциональная холодность и чем это грозит?
Благодаря зеркальным нейронам ребёнок точно так же считывает и эмоциональную холодность родителей, отстранённость, равнодушие. Я часто вижу ситуации, когда родители стремятся обеспечить детям комфортную жизнь, дать им всё самое лучшее: игрушки, одежду, образование, жильё. Но при этом настолько поглощены своими проблемами, работой, деньгами, что на ребёнка просто не остаётся времени и сил. Ребёнок, которому не хватает любви, тепла, чувства защищённости и привязанности, не будет счастлив, какой бы красивой и благополучной ни была его жизнь. В будущем эмоционально холодные дети будут иметь проблемы в отношениях, станут эгоистичными, могут проявлять агрессию и быть склонным к депрессии, разным зависимостям.
Есть мнение на основе исследований, что эмоциональный интеллект передается генетически. Чтобы это доказать, учёные сопоставили тесты людей на эмпатию с их генетическими данными и выяснили, что эмоциональный интеллект в 10% случаев связан с конкретным сочетанием генетических факторов. Это может означать, что эмоциональный интеллект различается у людей разных этносов, а имеющиеся у каждого этноса культурные традиции формируют свои особенности в выражении, распознавании и интерпретации эмоций.
Есть неврологические состояния здоровья, при которых уровень эмоционального интеллекта низок. Например, при расстройствах аутистического спектра, синдроме Аспергера из-за нарушений сенсорных каналов люди имеют сложности в выражении эмоций, плохо считывают настроение других людей, невербальные сигналы, подтекст, часто говорят то, о чём думают, без мысли ранить собеседника.
Как можно развивать эмоциональный интеллект?
Развивать эмоциональный интеллект можно и начинать это делать нужно в детстве, на пике работы зеркальных нейронов, когда процесс познания проходит через имитацию. Соответственно и считывать эмоции он учится, подражая.
Показывайте деткам дома, как можно радоваться, а как грустить и проговаривайте свои чувства. Пусть даже порой это будет гипертрофированно, слишком выражено. У многих мам это включается автоматически, и они становятся чересчур эмоциональными с ребёнком, громко говорят и активно артикулируют, добиваясь ответной реакции малыша. И действительно, это полезно: так ребёнок быстрее научится понимать, что происходит с ним, и соответственно быстрее и легче их проживать.
Есть специальные игры, где на карточках показаны выражения лиц, отражающие эмоции: улыбка, смех, грусть, злость, испуг, удивление. Придумывайте с ребёнком ситуации, которые бы могли вызвать эти чувства, называйте их, придумывайте действия, которые помогли бы переключить героя с одной эмоции на другую.
Смотрите с ребёнком мультики и детские фильмы, которые вызывают определённые эмоции. Обсуждайте ситуации. Задавайте вопросы: что ты чувствуешь? почему так произошло? а как бы ты поступил? Ребёнок учится анализировать свои переживания и часто через экранные истории сообщает, что волнует его в реальной жизни.
Развивайте сенсорику. Сенсорное развитие даёт возможность ребёнку познавать мир с помощью органов чувств, а также закладывает основу для развития интеллекта, формирует наблюдательность, внимание, воображение, расширяет словарный запас и развивает все виды памяти. Люблю приводить пример с яблоком. Когда мы даём ребёнку фрукт, мы произносим его название — ЯБЛОКО (слух). Показываем его: оно круглое, большое, красное или зелёное (зрение). Даём яблоко в руки: оно твёрдое, гладкое (осязание). Предлагаем понюхать фрукт: яблоко ароматное, свежее, аппетитное (обоняние). И, наконец, просим откусить. Оно кислое, сладкое, вкусное? (вкус). Такой метод сенсорного развития называется 5D-знание о предмете. Мы помогаем детям упорядочить хаотичные представления о реальности, формировать и дополнять на собственном опыте новые смыслы.
Предложите отражать эмоции ребёнка через творчество, например, рисунки. Если он расстроен или зол, но ещё не в состоянии это сформулировать, попросите нарисовать, что он чувствует. Понаблюдайте, какие цвета и технику рисования он использует для каждой эмоции. В будущем можно будет использовать как некий язык для определения состояния ребёнка, например, ты сейчас чёрный (злишься) или оранжевый (весёлый)?
Встречая ребёнка со школы, не мучайте его вопросами об оценках, а лучше спрашивайте, что ему запомнилось больше всего, что обрадовало, что удивило, а что расстроило. Это хорошо вас сблизит и поможет установить высокую степень доверия, что зачастую важнее успеваемости.
Предлагая ребёнку посмотреть в себя, чтобы определить, что он чувствует в данный момент, прекрасно развивает эмоциональный интеллект. В дальнейшем он научится понимать эмоции окружающих его людей и выстраивать коммуникацию с учётом этих знаний.