"Не судите, да не судимы будете." © Евангелие от Матфея глава 7 стих 1.
«…Сказать что я обалдел, значит не сказать ровным счётом ничего. В голове бешено вертелось: - "Батя же говорил, что за такие речи сразу в рожу бьют, невзирая?.. ". Я быстренько кинул взгляд на закипающего Михалыча, кивнул сразу же радостно исчезнувшему в трюме вахтенному центрального поста, и решил внимательно ещё послушать. Далее разговор вёлся бешено - отрывистыми, рублёными фразами:
-"Вы почините мне сначала левый борт (атомной энергетической установки), а потом уж спрашивайте!".
-"Нееет, Вы меня не поняли, почему Вы последний, крайний раз в море не хотите идти?!! Нам (флоту и науке) осталось одну "галочку" по теме поставить, нужен ещё всего лишь один выход?!!".
-"Почините мне... ПАРО! ПРОИЗВОДЯЩУЮ! УСТАНОВКУ! ЛЕВОГО! ****Ь!! БОРТА!!!".
Тут я произнёс дежурную фразу: - " Прошу разрешения осмотреть отсеки! ", как раз время было 11.45, и, затаившись за переборочной дверью четвёртого отсека, слушал дальше. А поскольку Михалыч был Мужик, и в своё время из-за таких "макак" двенадцать лет отходил командиром турбинной группы (первичная должность после училища), прогибаться под проверяющих он не привык и не собирался:
-"Так вот. Я на одном реакторе сто пятьдесят душ в море не повезу! Вам, ****ь, галочку поставить, а я не возьму грех на душу!! Не выходят подводники последний раз в море, и кому это я должен объяснять?!!".
-"ТАК ВЫ ЧТО, ССЫТЕ ЧТО ЛИ?!!".
Михалыч с трудом сдержался, и всего лишь, по-мужски, послал капитана первого ранга на***, то есть туда, куда он настойчиво и целеустремлённо стремился. Схема "заработал - получи" сработала. Взбешенный капраз пулей выскочил из нашей 149-ой лодки. Но отыграться то надо? Мне нужно всего лишь было пройтись по отсекам и прикрыть кормовой люк девятого. Торопился кто - то на плавказарму на обед из молодых бойцов, бывает. Я и сам сел обедать в кают-компании четвёртого, успокаивая молчаливым выслушиванием взбешенного Михалыча:
-"Женя, ну я, конечно, пил в молодости как лошадь, командиром дивизиона стал только через 12 лет, ноооо! Меня обвинить в трусости?! Жалею, ****ь, что в харю ему не зарядил!!! Нет, ну совсем ***ели ?.. ".
И так далее. А макака со счастливой улыбкой доложила в нашем штабе результаты проверки. Неприкрытый кормовой люк является предпосылкой… Скажу короче - я лодку решил утопить, чтобы не идти в море. Маразм? Да. Но формально макака был прав.
Раздуть из использованного гмм… презерватива слона - ооооооо, это у нас умеют! Поэтому за два с половиной часа до смены с вахты я наблюдал в центральном своего учителя (жизни и устройству лодки) Салихова. Фарит "спрятал глаза" и сказал лишь: -"Женя, сдавай ключи… Ничего не знаю - старпому звони, пожалуйста…". Старпом Иванов, естественно, упёрся рогом. Командир был в отпуске перед увольнением в запас. Пофигу, что отстранять от вахты можно только за четыре часа до смены. Я заступил в тот же день, сменив Габдулхаевича через три часа. Поскольку "сняли" с вахты меня первый раз в жизни, обиделся я зверски…» (Ссылка: (https://dzen.ru/a/YtEOqCsSv1KUt4nU ).
Однажды, после очередной автономки (*), Михалыч поспорил с пультовиками, что за ящик коньяка запросто по швартовым концам сойдёт на пирс. Ну как сойдёт - перелезет. А усталость мышц человеческих после двух месяцев нахождения в прочном корпусе и прочее - это фигня. Сказано - сделано. Установку атомную вывели, прямо на пульте быстренько отметили это дело (традиция), и приступили к натурным испытаниям. Возможностей человеческого организма. А надо сказать, что нашу 149 -ую привязали третьим корпусом.
-"…До соседнего корпуса я добрался, Женя, надо сказать, быстро. А вот на полпути между первым и, собственно говоря, самим пирсом застрял. Ни туда, ни сюда. Чую - ****ец! Вцепился намертво в швартовые, да как заору…"
Пока плотик (поддерживающий (страхующий) кабеля питания с берега отвязывали, пока вцепившегося мёртвой хваткой командира турбинной группы Михалыча отдирали - куча времени прошла. А кто-то, естественно, мимо проходил (**), и заложил. В результате кадровики получили указание из штаба дивизии и очередное представление на командира дивизиона порвали и выбросили в мусорную корзину.
…
Как и все настоящие механики, Михалыч был очень запаслив. Про то, как я сходу обеспечил желающих для чистки самогона фильтрами типа "Родник" (на Северах вода и так чистая - их никто в магазине не покупал, до моего визита туда с группой товарищей - сослуживцев), а затем и мешок активированного серебром угля БАУ для их перезарядки на ПКЗ привёз, я уже рассказывал. Про то, что у меня была чуйка на то, как использовать списанное военное имущество в народном (личном, точнее) хозяйстве - тоже.
Поэтому стоит ли удивляться, что когда нас списали в ОФИ (отдел фондового имущества) и вывели из боевого состава флота, а КДД наш начал планомерно готовиться к пенсии, он буквально мне плешь проел своими вопросами, насчёт моей химической матчасти:
-"А это что?.. Да нет, мне неинтересно (теперь), для чего оно предназначено. Мне интересно, можно ли его списать, а затем употребить в быту! Для личного пользования?"
А началось всё с того, что по моему прибытию на 149 -ую, штатный водоподогреватель на боевом посту химслужбы (КРХП) я не обнаружил. Мой техник-дозиметрист, мичман Егорыч тут же заявил, что "…а его Михалыч себе забрал, в Гремихе ещё! Я говорил начхиму (моему предшественнику - автор), а ему по***!"
Поскольку это устройство давно уже было (оказывается) штатно раскреплено на даче Михалыча, где-то под Санкт-Петербургом, вернуть мне его не удалось. Точнее, разобравшись в ситуации, я даже пытаться не стал. Подумав, что пусть это будет мой аванс за персональные лекции Станислава Михайловича, по устройству и принципу действия нашей паропроизводящей установки, и реакторов ВМ-А, особенно. Кстати, брать шило, мыло и что-либо вообще, за моё обучение, он отказался. Сразу и категорически.
Отголоски одного из уроков приведу ниже:
А вот когда пришла очередь списания водо-химической лаборатории (ВХЛ), по иронии судьбы числящейся и на первом дивизионе (факт проверен мной лично), и на химслужбе, была у нас длительная и обстоятельная беседа. В результате мирового соглашения получил я энное количество литров спирта. Авансом. А Михалыч, тут же, и весьма для него неожиданно - накладную на сдачу.
-"Женя, ну ты… жук! Так ты уже вопрос закрыл?!"
-"Конечно. На прошлой неделе ещё. Вот дата, видите? Вы уйдёте, а списывать всё равно придётся! Так почему, если Вы шило не зажали, я должен держать Вас в режиме горячего резерва? (т.е. ожидания, сленг - автор)"
Он лишь молча, с довольной улыбкой, пожал мне руку. Естественно, был доволен и я.
Замечу, что практически вся лаборатория так на борту и осталась. Сдал я только какие-то там драгметаллы (россыпью), а непонятно зачем нужные Михалычу на гражданке приборы для замера качества воды и куча навесных шкафчиков из АМГ (алюминиевый сплав), покрашенные красивой белой эмалью, вместе с оставшимися реактивами (чего мелочиться-то?) убыли на встречу с водоподогревателем, в окрестности города СПб. Кое-что из ящиков взял, с разрешения нашего КДД, старшина команды спецтрюмных Саша Попович. Но это был уже особо не волнующий меня делёж списанного мной имущества внутри первого дивизиона.
Приспособил, прямо перед дачными воротами, Михалыч и традиционный северный валун, засунутый нами в одну из картонных коробок. Незаметно подсунуть человеку на память кусок гранита северного было традицией, что мы с удовольствием и сделали, загружая ветерану нашему первый дээмбовский контейнер.
По возвращению из Питера счастливый обладатель северного гранитобулыжника только спросил меня:
-"Кто?"
На что я со смехом ответил:
-"Неет, инициатора я Вам не сдам, ну Вы же меня знаете?"
-"Господи, Женя, да нет проблем! Камень так красиво смотрится - я спасибо хотел сказать просто! Тут дело в чём - у меня же всё по списку, ты знаешь? (так оно и было - все загружаемые коробки были пронумерованы и прошнурованы (извините, увлёкся - автор) Так вот, распаковал я коробку №5а, коробку №7г… (к примеру - автор). Смотрю - а дальше лежит коробка неподписанная! Честно - я чуть с ума не сошёл! Сверял при загрузке же!!!"
…
Вернусь к нашей с Михалычем беседе. Сообразили мы немудрёную холостяцкую закуску, выпили, в нарды поиграли. Легендарный КДД (а точнее, командир электромеханической боевой части уже) наш торжественно мне их вручил (эти нарды, покупные и очень красиво оформленные, я потом принесу на нашу 149 -ую пла, как и обещал, и доживут они на борту аж до перебазирования нашей лодки в Видяево, ну а там их местные варяги к рукам быстренько прибрали - т.е. тупо с****или). Сделав, прямо на доске, подарочную надпись: "…на память моему последнему экипажу... ", и много чего ещё там хорошего, дословно не помню уже. Запомнил я (помню, удивился ещё), что писал он обычной шариковой ручкой, но надпись легла с первого раза - ничего обводить не пришлось. Наверное, потому что слова Михалыча были от Души.
Стали мы просто неторопливо выпивать-закусывать, и вспоминать, вспоминать… Беседа наша стала очень доверительно-откровенной. Бывает такое, когда есть что вспомнить, и есть о чём поговорить, а люди чувствуют, что больше уже не встретятся. Поэтому спешат поделиться (спросить) о сокровенном, личном. В том числе и о том, что хотелось узнать давным-давно уже, но просто случая не было. Подходящего.
Я объяснил собеседнику, как обстоят дела в моей семье, а обстояли они уже никак, закурил и спросил:
-"Михалыч! Только, давай так - если не хочешь - не отвечай. И без обид, пожалуйста? Я слышал, ты в Гремихе собаку за нос кусал?.."
Ветеран наш скорчил досадливую гримасу и ответил козырной фразой:
-"Женя, всё было не так!!!"
Меня скрутил приступ дикого хохота. Ну, может знаете, когда смеяться через некоторое время уже не можешь, а только ртом воздух хватаешь, как пойманная рыба на берегу? К тому же, поскольку курить в таком состоянии было невозможно, я резко встал, чтобы погасить сигарету в пепельнице, а затем сел… мимо табуретки! Это мгновенно развеселило меня ещё больше.
Выждав, когда я тихо дохихикаю, уже на полу кухни, и немного успокоюсь, Михалыч сказал:
-"Наливай. Да не по нитке (на палец толщины - сленг - автор), а полный стакан мне!"
-"Станислав Михалыч, может, хватит уже? Выпили ведь мы уже прилично, а у Вас сердце? Было - и было, да и хрен с ним?" - озаботился я.
-"Женя, много текста. Нихера с этим сердцем не будет. Я рассказать хочу, как оно было в действительности, а то будете потом нести ***ню всякую! (***)"
Итак.
После очередной автономки шёл старший лейтенант из одних гостей в другие (****). Дело было летом, а время - как говорится - четыре часа. То ли ночи ещё, то ли утра уже. 04.00 - так будет короче и правильнее. На середине пути человека разморило… и прилёг он отдохнуть. Прямо на обочине дороги. Где его и обнаружил парный наряд местной милиции. Милиционеров сопровождала служебная овчарка. В наморднике, как положено, и при поводке. Хотя была середина августа, а мирно спящий военнослужащий был в шинели, его решили разбудить - Север таких шуток не любит. Я ещё застал настоящие, человеческие отношения, стажируясь в Мурманске-140 в 1989 году. Ну уж а в те времена, полагаю, они были ещё лучше.
Тут я хочу сделать смысловой разрыв и пояснить, что далее Михалыч озвучивал официальную, милицейскую версию. Поскольку своей у него просто не было. Не напивались Вы ни разу в жизни до беспамятства? Знаете, я честно и откровенно Вам завидую - значит всё в Вашей жизни было хорошо! Зная героя рассказа лично, я ни за что не поверю в его резкую неадекватную, ничем не спровоцированную агрессию. Но поскольку Михалыч сказал, что "…заснул, а дальше он ничего не помнит…", продолжу так, как услышал.
Собака подошла ближе и остановилась, принюхиваясь. И тут человек просыпается, становится на четвереньки, затем внезапно гавкает и… хвать собаку за нос! Зубы молодые и крепкие, намордник помог не особо. Кровищща, визг. У млекопитающих нос (напомню)- самое ведь больное место! О***вшие милиционеры помяли старлея немного, да и доставили в комендатуру. А сами сели за составление официальной жалобы в штаб дивизии (сомнений в выборе не было - удостоверение личности было в кармане, как положено). Предварительно оказав несчастному животному врачебную помощь.
Понедельник, общее построение ХХ-ой (*****) дивизии. Комдив рвёт и мечет. Народ в полном а**е, поскольку причина неизвестна. Был командир дивизии всегда очень энергичен, а когда драл кого-либо (за дело, не просто так - автор) перед строем, будучи сам гмм… после вчерашнего - всегда прятал глаза под козырёк фуражки (Мужик потому что - стыдно было перед своими подчинёнными - автор), да и особо тогда разговоры не разговаривал. А тут - фуражка одета по штатно-уставному, странно… да и звездюлины летят во все стороны и раздаются кому попало. Может, с женой на выходные поругался? Ну ничего, бывает, потерпим (очень уважали его).
А знает причину затянувшегося по времени разноса всех и вся на молекулы только командир 149 -ой подводной лодки. И ждёт, неизбежного. Глубоко внутренне вздыхая. Наконец, наступил момент истины:
-"Ну, что, командир, дослужились мы с Вами? Лейтенанты наши ментовским собакам носы откусывают?! (вся дивизия от этих слов просто впадает в ступор - автор). Где он?!"
-"В комендатуре, товарищ комдив!"
-"Так эта ****ь до сих пор ещё не отрезвела?!!"
Про предпринятые командованием оргвыводы долго я рассказывать не буду. Всё стандартно - наказали, очередное представление порвали, по партийной линии фитиль вставили. Отмечу лишь, что некоторым особо активным штабным деятелям (рука не поднимается назвать их офицерами), желающим прогнуться, и выступившим с инициативой, типа: "Уволить его из рядов ВС СССР, немедленно!" командир дивизии ответил просто и жёстко:
-"А вот *** вам! К турбинам в седьмом (отсеке - автор) вместо него вы встанете? Нет? Вот и не ****ите!!!"
Продолжение следует.
21.12.2023
.
Сноски:
(*) - дело было в Гремихе. Ну а я в те времена если не под стол пешком ходил, то в средних классах средней же школы №221 города Баку учился точно.
(**) - каждый делал карьеру по-своему. К счастью, по воспоминаниям тех же мамонтов (ветеранов), стучащих на своих же товарищей было меньшинство. Подавляющее меньшинство.
(***) - именно поэтому, всё обдумав, я и решил предать эту историю гласности.
(****) - чтобы не усложнять рассказ, я поясню здесь. Заснул он, вообще-то, между Гремихой и Островным (названия даю времён офицерской молодости Станислава Михайловича). Для тех, кто совсем не в теме, цитирую фрагмент официального документа от 2009 года (понятная и краткая, на мой взгляд, информация): "5.2 Современная планировочная организация г. Островной... представляет собой структуру, состоящую из двух микрорайонов: Гремиха и Островная, расположенных в 4,5 км друг от друга." ( Источник, ссылка: ( http://www.zato-ostrov.ru/files/plan/justific.pdf ). На названия не обращайте внимания - Гремиха неоднократно переименовывалась!
(*****) - восемнадцатой или семнадцатой - точно я не знаю, а врать не хочу.
.