Некоторые автопроизводители указывают, что их современные модели не нуждаются в прогреве. Это значит, что на машине можно ехать сразу после того, как запустили двигатель. Разбираемся, так ли это и к каким последствиям может привести такая эксплуатация автомобиля.
Что такое прогрев двигателя
У любого двигателя (ДВС) есть рабочая температура. При её достижении зазоры между деталями становятся оптимальными, и агрегат работает максимально эффективно. То есть выдаёт номинальную мощность при минимальном расходе топлива.
Моторное масло, которое должно защищать элементы ДВС от ускоренного износа, имеет определённую вязкость. При отрицательных температурах состав становится более вязким, поэтому хуже защищает компоненты агрегата. Когда двигатель прогрет, масло имеет номинальную вязкость и может обеспечить защиту ДВС.
Прогрев двигателя происходит во время работы агрегата. При сгорании топливно-воздушной смеси вырабатывается не только энергия, но и тепло. Так как ДВС выполнен из металла, он быстро достигает рабочей температуры. Скорость прогрева двигателя зависит как от характеристик агрегата, так и от внешних условий — например, температуры воздуха.
Температурный режим работы двигателя нуждается в контроле, иначе детали нагреются слишком сильно, и произойдёт их деформация. Тогда потребуется капитальный ремонт с заменой элементов. Поэтому предусмотрена жидкостная система охлаждения. Водяной насос подаёт специальный состав из расширительного бачка в магистраль. Жидкость проходит по каналам в двигателе и забирает тепло.
Затем горячий состав попадает в радиатор и отдаёт тепло. В современных двигателях используют антифриз — химический состав с низкой температурой замерзания. В отличие от воды его не нужно сливать зимой, а также он не приводит к появлению коррозии.
Сначала антифриз циркулирует по малому кругу и не попадает в радиатор. Это позволяет ДВС быстро достичь рабочей температуры. Затем специальное устройство — термостат — открывает большой контур. Это даёт возможность не перегреть двигатель.
В зависимости от характеристик двигателя и температуры внешней среды время достижения рабочей температуры может различаться. В среднем для этого требуется 10–15 минут. Бензиновые ДВС с большим объёмом прогреваются быстрее. Некоторые небольшие бензиновые двигатели и многие дизельные агрегаты практически невозможно прогреть на холостых оборотах. Поэтому рабочая температура достигается в процессе движения машины. Это связано с более высокими оборотами ДВС, которые нужны для передвижения автомобиля.
Прогрев двигателя
Прогрев двигателя можно сделать несколькими способами. Самый простой — запустить ДВС и дать ему поработать на холостых оборотах. То есть не нужно нажимать на педаль газа. Температура двигателя будет постепенно повышаться и достигнет рабочих значений. Некоторым типам ДВС такой способ подходит в меньшей степени. Например, дизельные агрегаты и бензиновые малого объёма прогреть до рабочей температуры на холостых оборотах практически невозможно.
Второй способ — это прогрев двигателя на ходу. Эту методику правильно применять не сразу после старта ДВС, а спустя несколько минут работы двигателя на холостых оборотах. Ехать в первые 10–15 минут (в зависимости от температуры воздуха) лучше плавно, без резких ускорений. Также нельзя резко повышать обороты двигателя. Этот способ оптимален для дизельных ДВС.
Третий способ подразумевает наличие дополнительной системы — предпускового подогревателя. Она работает за счёт сжигания топлива и повышает температуру антифриза. Тёплый состав циркулирует по каналам ДВС и постепенно прогревает его. Так не происходит холодного запуска двигателя. Движение можно начать практически сразу после старта двигателя.
В какое время года нужно греть двигатель
Двигатель нужно прогревать вне зависимости от температуры воздуха. Даже если на улице +25 градусов, то это в четыре раза меньше, чем рабочая температура ДВС. Начальный прогрев заложен производителем в блок управления. После старта силового агрегата обороты повышаются примерно до 1000. Затем они постепенно снижаются до холостых — около 600–800 в зависимости от характеристик ДВС.
Поэтому разница заключается только в длительности прогрева — чем холоднее на улице, тем дольше нужно греть двигатель. Например, летом достаточно дождаться, когда обороты упадут до холостых. Если температура воздуха около +10 градусов, то до начала движения нужно подождать две-три минуты. В мороз лучше дать двигателю поработать на холостых пять-семь минут.
Вне зависимости от сезона движение нужно начинать плавно. На ходу постепенно прогревается не только двигатель, но и другие агрегаты и узлы — коробка передач, редукторы, тормозная система.
Особенности холодного запуска
Для запуска двигателя зимой важно наличие заряженного аккумулятора. Если батарея старая или генератор не заряжает её должным образом, то старт ДВС будет осложнён или вовсе невозможен. Если аккумулятор старый, то при запуске двигателя в мороз происходит существенная просадка. Поэтому в первые минуты после старта ДВС не нужно включать электроприборы — чтобы генератор быстро зарядил батарею.
Возможность запустить холодный дизельный двигатель в мороз зависит не только от состояния батареи. Например, такой тип топлива густеет при отрицательной температуре. Поэтому существует специальный зимний дизель, который содержит в составе особые присадки. Если заправлено летнее топливо, то запустить ДВС не получится.
Ещё дизель на морозе может не запуститься из-за свечей накаливания, которые пришли в негодность. Эти элементы прогревают камеры сгорания перед стартом ДВС. Если свечи вышли из строя, то топливо не воспламеняется в цилиндрах, и двигатель не будет работать.
Если машину заправляют низкокачественным топливом, то в фильтре постепенно скапливается вода. На морозе она замерзает, и горючее не может пройти через магистраль. Также эта проблема может возникнуть в случае, когда фильтр давно не меняли.
Длительность прогрева
Длительность прогрева ДВС зависит от типа силовой установки и от температуры окружающей среды. Например, летом он может занимать одну-две минуты. Нужно дождаться, пока обороты опустятся ниже отметки в 1000. Затем можно плавно начинать движение.
Зимой прогрев должен занимать пять-семь минут. Когда двигатель начал разогреваться, можно начать движение. Главное — в первые 10 минут не повышать обороты выше отметки 3000 и избегать резких ускорений.
Прогревать двигатель до рабочей температуры на холостых оборотах не нужно. Это может занимать много времени. К тому же если двигатель полностью прогрели на стоянке, то остальные системы остаются холодными. Давать им высокую нагрузку нельзя, потому что это приведёт к их ускоренному износу.
Плюсы и минусы прогрева автомобиля
Безусловным плюсом грамотного прогрева двигателя является увеличение его ресурса. Так происходит потому, что прогретое масло лучше защищает элементы ДВС. Также холодная силовая установка работает менее эффективно, поскольку между холодными деталями ещё нет правильного зазора.
К минусам прогрева двигателя можно отнести увеличение расхода топлива. Поэтому зимой автомобиль в среднем расходует больше горючего, чем летом. То есть двигатель расходует топливо на холостых оборотах, а автомобиль никуда не движется. Следовательно, при одинаковом пробеге зимой расход будет выше за счёт регулярных прогревов.
Ещё один минус — есть риск получить штраф, потому что стоянка автомобилей с работающим двигателем в жилых зонах запрещена. За это в Москве и Санкт-Петербурге могут оштрафовать на сумму 3000 ₽. На практике за такие нарушения штрафуют очень редко.
Особенности прогрева турбомотора
Турбомотор — это бензиновый или дизельный двигатель, который оснащён нагнетателем — турбиной. Такой механизм увеличивает объём подаваемой во впуск воздушной массы. За счёт этого существенно возрастает мощность силового агрегата.
Особых различий в прогреве турбированных и атмосферных ДВС нет. Их также сначала нужно прогреть на холостых оборотах, а затем — в плавном движении.
Существенное отличие между эксплуатацией атмосферных и турбированных ДВС заключается в охлаждении агрегатов после остановки. Горячая часть нагнетателя работает за счёт отработавших газов, которые имеют высокую температуру. Поэтому механизм нужно плавно остудить. Иначе резкий перепад температуры приведёт к быстрому износу элементов. Особенно актуальна эта проблема для зимнего периода. Поэтому после остановки нужно дать двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах. Тогда элементы турбины постепенно остынут, и резкого перепада температуры удастся избежать.
Для удобства некоторые водители устанавливают турботаймер — систему, которая автоматически глушит двигатель через определённое время. То есть можно закрыть автомобиль с работающим двигателем, и электронный блок сам выключит ДВС.
Исключением могут быть турбины, которые охлаждаются за счёт антифриза. В таком случае элементы быстрее остывают на невысоких оборотах. Поэтому работа двигателя на холостых после остановки требуется только при очень активной езде.
О предпусковых подогревателях
Предпусковой подогреватель — это система, которая прогревает двигатель до его запуска. Такие устройства могут быть заводской опцией, а также их устанавливают в сторонних сервисах. Блок располагается в подкапотном пространстве. Он подключается к топливной системе, к системе охлаждения ДВС и к бортовой сети.
Подогреватель работает на топливе — бензине или дизеле. Оно сгорает, вырабатывает тепло и прогревает антифриз. Тёплый состав поступает в каналы двигателя и прогревает его. Активировать систему можно с помощью пульта, через приложение или по таймеру.
Преимуществом предпускового подогревателя перед автозапуском является отсутствие холодного старта двигателя. Именно при холодном пуске на ДВС ложится повышенная нагрузка. На морозе вязкость масла повышается, и, пока температура не увеличится, оно не может должным образом защищать элементы силовой установки. Ещё один плюс — сразу после запуска ДВС можно включить отопитель салона, поскольку в радиатор системы будет поступать тёплый антифриз.
К минусам предпусковых подогревателей можно отнести высокую стоимость компонентов системы. Они, например, обойдутся существенно дороже, чем автозапуск. Также при неправильной установке предпускового подогревателя возможны утечки топлива, которые приводят к возгоранию автомобиля.
Что говорят о прогреве автопроизводители и автоэксперты
Многие автопроизводители заявляют, что их современные двигатели не нуждаются в прогреве и движение можно начинать уже после того, как обороты опустятся ниже отметки 1000. Однако в первую очередь это связано с жёсткими экологическими требованиями, которые предъявляют концернам государственные органы. Например, во многих странах прогрев двигателя в жилых зонах запрещён. В России запрещена стоянка в жилой зоне с работающим двигателем.
При этом соблюдение экологических норм часто сокращает ресурс элементов двигателя. В отличие от мягкого европейского климата в России вопрос прогрева двигателя более актуален. Если регулярно передвигаться на холодной машине, то происходит ускоренный износ компонентов ДВС.
Автоэксперты рекомендуют зимой прогревать двигатель в течение трёх-пяти минут. Затем нужно плавно начать движение — плавно прогреть силовой агрегат и остальные системы.
Мифы о прогреве
Самое распространённое заблуждение — о том, что двигатель не нужно прогревать. Также некоторые автомобилисты ошибочно считают, что ДВС нужно прогревать до рабочей температуры на холостых оборотах. Во-первых, на это нужно будет потратить много времени и топлива. Во-вторых, дизельные двигатели и бензиновые агрегаты с небольшим объёмом очень сложно прогреть на месте. В-третьих, такой подход не имеет смысла, поскольку остальные системы останутся холодными. Если сразу после начала движения давать машине высокие нагрузки, то будет происходит ускоренный износ, например, компонентов трансмиссии — деталей коробки передач, раздаточной коробки и редукторов.
Ответы на популярные вопросы
Если не прогревать двигатель, он сломается?
Нет, даже если давать повышенные нагрузки холодному двигателю, исправный агрегат не выйдет из строя моментально. Если не прогревать ДВС — это скажется на его ресурсе в перспективе. То есть проблемы возникнут, но спустя некоторое время.
Сколько топлива тратится при прогреве ДВС?
Расход топлива на холостых оборотах зависит от типа двигателя, а также от его объёма. В среднем расход на холостом ходу в час считают как 1/10 от среднего расхода топлива на 100 км пути. Например, если расход ДВС составляет 10 л на 100 км пути, то на холостых он будет расходовать 1 л в час.
Нужно ли греть дизель?
Да. Но в отличие от бензинового ДВС время прогрева можно сократить до двух-трёх минут даже в мороз. Дизельные двигатели нужно прогревать при плавном движении, а на холостых оборотах их прогреть очень сложно.
Если нужно срочно ехать, можно ли не прогревать двигатель?
Если один или несколько раз не прогреть двигатель, то серьёзных последствий для его деталей не будет. Но если так делать постоянно, то ресурс сократится.
Если установить предпусковой подогреватель, то машине сразу можно давать высокие нагрузки?
Нет, потому что остальные механизмы и системы остаются холодными. Поэтому повышенные нагрузки в первые 10–15 минут движения приведут к ускоренному износу их элементов.
Вывод
Прогрев двигателя — это важная процедура при вождении автомобиля. Она помогает продлить срок службы силового агрегата. Особенно это актуально для зимнего сезона в нашей стране. Прогрев ДВС при отрицательной температуре воздуха должен занимать около пять-семь минут. Затем нужно плавно начинать движение — без резких ускорений и повышения оборотов.
При плюсовой температуре всё равно нужно греть двигатель, но время работы агрегата на холостых оборотах можно сократить до двух-трёх минут. Летом просто можно дождаться, когда обороты опустятся ниже 1000.
При прогреве автомобиля расход топлива минимален. Он зависит от типа и объёма ДВС, но в среднем в 10 раз меньше, чем расход на 100 км пути.
Если установить предпусковой подогреватель, то двигатель после запуска можно не греть. Также плюсом наличия такой системы является отсутствие холодного запуска ДВС, при котором происходят повышенные нагрузки на компоненты агрегата. А ещё — сразу после запуска ДВС можно включить отопитель, потому что антифриз прогрет. Но такие системы стоят дорого и требуют грамотной установки. Иначе есть вероятность возгорания автомобиля. При этом, несмотря на то, что двигатель прогрет, элементы остальных систем остаются холодными, поэтому в первые 10–15 минут после начала движения нельзя давать автомобилю высокие нагрузки.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной