Найти в Дзене

Тотьма – метрополия Русской Калифорнии. Часть III

Оглавление

Примем за аксиому, что вы хотя бы бегло ознакомились с двумя предыдущими частями рассказа про этот интереснейший городок, потому без них вникнуть, откуда взялось мореходство в сухопутной Тотьме из Вологодской глубинки, будет весьма затруднительно.

В двух словах: Тотемские купцы снарядили не менее 20 экспедиций на Дальний Восток и дальше, к берегам далекого континента. Влекла их туда добыча ценной пушнины, за счет которой строились храмы, похожие на корабли. И даже родилось свое собственное неповторимое «тотемское барокко». (Об этом архитектурном феномене как раз во второй части). Тотьмичами были открыты Алеутские острова и освоено западное побережье Аляски. Там предки нынешних горожан охотились на черных лис, да так удачно, что с легкой руки Екатерины II этот зверь, в Евразии никогда не водившийся, стал символом Тотьмы. Однако добыча пушнины велась варварскими методами, и государство решило взять ее под свой контроль, способствовав появлению Российско-американской торговой компании. (Вспоминайте бессмертную постановку «Ленкома» «Юнона и авось»!). Славную одиссею местных мореходов великолепно завершил Иван Кусков, основавший Форт-Росс в Калифорнии.

Заметки на полях:
Кажется, в Тотьму (население – чуть более 8 600 жителей) доезжают только отпетые туристы и самые целеустремленные путешественники. От Вологды – 210 километров: вроде недалеко, но на выходные из Москвы или Северной столицы просто так не скатаешься. Железной дороги нет, автобусных рейсов – с десяток в день. Автомобильная – тьфу-тьфу, в приличном состоянии. ...Словом, все хорошо, но далековато для массового турпотока.

МОГИЛА ОСНОВАТЕЛЯ ФОРТА-РОСС ИВАНА КУСКОВА.
РУССКАЯ АМЕРИКА В ТОТЬМЕ

Известный факт: в Спасо-Суморином монастыре был похоронен Иван Александрович Кусков, но, увы, захоронение не сохранилось. То, что мы видим сейчас, воссоздано в достаточно условном месте. И тем не менее…

А вот Дом-музей морехода самый что ни наесть подлинный и находится по адресу: Чкаловский переулок, 10. Здесь он родился и умер в 1823 году после возвращения из Калифорнии.

Уверены, уже только ради знакомства с малой родиной этого выдающегося человека, стоит ехать в Тотьму. Перед нами свидетельства могущества России: Аляска и Калифорния были наши! В памятном для страны 1812 году тотемский мещанин Иван Кусков основал крепость и стал правителем Форта-Росс в Калифорнии, что в 80 км от бухты Сан-Франциско. Это самое южное русское поселение на том континенте.

Авантюра? Да! Но Ивану Кускову его авантюра удалась. Провалилась она лишь в длинной временной перспективе. Девять лет Кусков управлял крепостью-фортом, поставленной им для установления торговых отношений с испанскими колониями. И для того, чтобы кормить русские поселения на Аляске. Фактически Форт-Росс был мощным сельскохозяйственным предприятием, в чью задачу входило снабжение продовольствием русских колонистов и добытчиков пушнины. Вокруг Форта-Росс выросли фермы. Местные индейцы научились у русских моряков земледелию: выращивали пшеницу, картофель, капусту, лук, тыквы, дыни, виноград, разводили скот, экспортировали шерсть и кожу, мебель и деготь, обувь и одежду. Во всяком случае, Русскую Аляску кормили досыта.

Но главной гордостью Ивана Кускова стала верфь, где кроме многочисленных малых судов построили бриг «Булдаков» водоизмещением 200 тонн. Испанцы ходили по рекам Калифорнии на русских кораблях, а Кусков торговал с Китаем! Вот так-то.

Помните слова из рок-оперы «Юнона и Авось» в постановке бессмертного Марка Захарова в «Ленкоме»:
«Он мечтал, закусив удила-с, свесть Америку и Россию. Авантюра не удалась. За попытку – спасибо»? Кстати, замысел создания Форта-Росс принадлежал в том числе и Николаю Резанову, прототипу главного героя рок-оперы. Конечно, на экскурсии в Доме-музее Кускова вам расскажут, что образ Резанова в опере сильно романтизирован и вообще несколько изменен, но…

Размышляя над судьбой Русской Америки, вольно или невольно находишь параллели в судьбах ее основателей, руководства Российско-американской торговой компании: Николая Резанова, Александра Баранова, Ивана Кускова. Вдовец Резанов не успел жениться на Консепсие де Аргуэльо, Кончите, дочери испанского коменданта Калифорнии. Баранов был женат дважды. Русскую жену с дочерью оставил в России, в
Каргополе. С дочерью же индейского вождя (с разницей в возрасте почти в 40 лет) родил еще двух девочек и сына. После смерти Матрены в 1806 году венчался на креолке и включил в завещание детей от обоих браков. Тотемский мещанин Иван Кусков также женился на дочери вождя одного из индейских племен. В православной традиции ее нарекли Екатериной Прохоровной, она открыла школу, где одновременно учились и дети русских поселенцев, и дети индейцев. Составила первый русско-индейский словарь.

Однако православные священнослужители на Аляске отрицательно отнеслись к подобным увлечениям учредителей компании и, порой, даже требовали их отставки. Но уволился Кусков «по болезни». После двухлетнего пути домой здоровье было уже не поправить: он умер в Тотьме через три месяца после возвращения. Николай Петрович Резанов, почетный член Петербургской Академии Наук, еще один из учредителей Российско-американской компании заболел по пути в Петербург, куда отправился из Калифорнии за разрешением на брак с католичкой. Считается, что он простудился в пути и, добравшись до Красноярска, скончался от воспаления легких. Первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке Александр Баранов по решению Правления колонии был отправлен в отставку «по старости» с передачей дел «за 12 часов» в 1818 году, несколько месяцев ждал окончания ревизии и умер в плавании близ острова Ява в апреле 1819-го, захоронен в море.

Участь всех оказалась, увы, печальна – умерли как-то загадочно и скоропостижно, включая семьи руководства Русской Америкой времен Баранова, его коллег и сподвижников. Дети – в раннем возрасте. Почитайте на досуге! В сети предостаточно материалов и конспирологических теорий, каким из них доверять – решайте сами.

Но что же заставило тотемского мещанина Ивана Александровича Кускова пуститься в приключения? Не поверите: долги! Из 100 рублей своего годового дохода ему приходилось отдавать 75. В возрасте 22 лет он, скрываясь от кредиторов, покинул Тотьму и добрался до Иркутска. Там поступил на службу к Александру Баранову, будущему руководителю Российско-американской компании, получившей от императора Павла I мандат на монопольную торговлю и освоение новых российских земель на Американском континенте.

Как мы уже знаем, Кусков стал правой рукой Баранова и в его отсутствие фактически управлял новой территорией, в том числе из ее столицы на Аляске, поселения Новоархангельск (ныне город Ситка). Затем был Форт-Росс… Но отчий дом, где он провел последний год своей жизни вместе с привезенной из Америки супругой, представляет собой просто большую избу. В отличие от других тотемских купцов, ему так и не удалось разбогатеть за годы службы в Америке и скопить даже на скромный каменный особнячок.

Кстати, по словам сотрудников музея, добрая память об Иване Кускове до сих пор жива за океаном. Некоторые из индейских племен, сохраняющих свою этническую идентичность, почитают Кускова как национального героя. Иван Александрович нередко укрывал их предков от воинственно настроенных испанцев в стенах крепости Росс. Индейцы даже несколько раз приезжали в Тотьму с подарками, которые тоже можно увидеть в Доме-музее Кускова.

САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ МУЗЕЙ МОРЕХОДОВ

А мимо этого величественного здания вы точно не пройдете. Церковь Входа Господня в Иерусалим, пожалуй, один из самых запоминающихся памятников «тотемского барокко» и одновременно – пример нецелевого использования здания. Какое-то время Храм Входа Господня в Иерусалим был Музеем мореходов. И, поверьте, это еще лучшее его применение! Строилась церковь на средства купцов-компанейщиков Петра и Григория Пановых в 1774-1791 годах. Более 15 лет!

Входоиерусалимский храм-корабль с колокольней-мачтой, откуда вся Тотьма, как на ладони. Нижний храм (зимний) был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, верхний (летний) – во имя Николая Чудотворца, покровителя путешественников и мореплавателей. Кстати, строительство двух храмов в два этапа на протяжении десятка лет (а то и больше, как видим) – тоже характерная особенность «тотемского барокко».

Согласитесь, глядя на эти фото, внутри предполагаешь увидеть все, что угодно, только не экспозицию с огромным земным шаром, парусниками и старинными портретами флотоводцев. Впрочем, сказать, что музей отобрал церковь у верующих, нельзя: до 1985 года в ней вообще находился ликеро-водочный завод. Говорят, еще недавно внутри стоял станок разливочной линии. Укупоривал до 2000 бутылок за час.

К 300-летию Российского Флота, в 1996 году, на первом этаже здания открыли музей русских Колумбов. А в 2019-м он начал переезд в усадьбу купца Федора Холодилова на Набережной Кускова. В любом случае, где бы Музей мореходов ни базировался, посетить его стоит обязательно! Все три тематических экспозиции. Первая посвящена истории флота, вторая рассказывает о тотемских мореходах, третья представляет ХХ век и Школу путешественников Федора Конюхова.

Часть экспозиции посвящена обычному матросу, уроженцу деревни Скорняково, Сергею Преминину. В 1986-м году он нес срочную службу на подводном атомном крейсере К-219.

3 октября субмарина находилась на боевом патрулировании в Атлантическом океане в 480 милях к востоку от Бермудских островов. При совершении маневра в ракетной шахте № 6 произошел взрыв, была сорвана крышка шахты, и в отсек начала проникать забортная вода. После короткого замыкания возник пожар. Рубка потеряла контроль над ракетными и реакторным отсеками. Перспектива – неуправляемый ядерный взрыв. Единственный выход – заглушить реактор вручную.

В отсек отправились старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин. Работали по очереди, но из-за высокой температуры (около 70 градусов) напарник быстро потерял сознание, и Сергей продолжил в одиночку. Он выполнил задачу, надежно заглушив реактор, и доложил об этом по переговорному устройству. Однако выйти из отсека не смог: возросшим давлением прижало переборку. Снаружи отчаянно пытались ее открыть – безрезультатно.

Атомоход К-219 затонул в Саргассовом море. Спасенный экипаж был доставлен на Кубу, а затем в Москву, Сергей Преминин навечно остался в реакторном отсеке. Конечно, поминают Героя России не только в музейно-храмовом алтаре. Подвигу двадцатилетнего парня, спасшего мир от ядерной катастрофы, посвящены документальные фильмы «Враждебные воды» и «Родословная подвига», книга «Роковые Бермуды». В школе в Красавино (под Тотьмой), где он учился, открыт его музей.

Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас