Удивительно, но это факт: сухопутная Тотьма в Вологодской глубинке в свое время была настоящей метрополией Русской Америки. Тотемские купцы снарядили не менее 20 экспедиций на Дальний Восток и дальше, к берегам далекого континента. Влекла их туда добыча ценной пушнины, за счет которой в северном русском городке строились храмы, похожие на корабли. И даже родилось свое собственное неповторимое «тотемское барокко». Тотьмичами были открыты Алеутские острова и освоено западное побережье Аляски. Там предки нынешних горожан охотились на черных лис, да так удачно, что с легкой руки Екатерины II этот зверь, в Евразии никогда не водившийся, стал символом Тотьмы. Славную одиссею местных мореходов великолепно завершил Иван Кусков, основавший Форт-Росс в Калифорнии. Уже только за тем, чтобы поклонится его могиле, и следует сюда ехать.
Городок отнюдь не вылизан как игрушечный Вельск в соседней Архангельской области. Иные домики исторического центра Тотьмы, прямо скажем, уже спасать надо от разрухи. Но что-то в этом городе есть неуловимо восхитительное! Перебирать фотографии, привезенные из Тотьмы (а у нас их получилось много, очень много) – одновременно и грустно, и радостно. Маленький северный городок, расположенный на пологом берегу Сухоны, кстати, на той же 60-й широте, что и Петербург, производит особенное впечатление: тишиной, покоем, частично сохранившимся дореволюционным провинциальным антуражем, и дивным историко-архитектурным наследием. Здесь кожей ощущаешь гордость за ту Великую Россию Эпохи грандиозных географических открытий, проникаешься верой в Россию будущего. Здесь настоящий простор и свобода. Особенно сейчас, когда так остро не хватает и свободы, и простора. Тотьму не зря называют родиной Русской Америки и «солью русской земли».
Кажется, в Тотьму (население – чуть более 8 600 жителей) доезжают только отпетые туристы и самые целеустремленные путешественники. От Вологды – 210 километров: вроде недалеко, но на выходные из Москвы или Северной столицы просто так не скатаешься. Железной дороги нет, автобусных рейсов – с десяток в день. Автомобильная – тьфу-тьфу, в приличном состоянии. ...Словом, все хорошо, но далековато для массового турпотока.
Надеемся, что вы успели рассмотреть все фото в карусельке.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Формальной датой основания города считается 1137 год, когда в одной из новгородских летописей появилось упоминание погоста Тошма. Историки установили – то было совсем другое поселение, ниже по течению Сухоны, разорено в результате набега казанских татар в 1539 году. Однако дата в памяти народной закрепилась.
Современная же Тотьма была срублена на холме в месте впадения речки Песья Деньга в Сухону. Еще в XV столетии в этих местах были обнаружены соляные источники. Добыча соли на многие годы стала одним из главных занятий местных жителей. Говорят, тотьмичи первыми начали на Руси солеварить. На берегах небольших местных речушек устроили варницы. О том, как варили в стародавние времена универсальную белую валюту – соль – можно почитать в нашей статье «Погружение в Средневековье». Вам нужна вторая часть, листайте!
Добыча соли продолжалась в Тотьме вплоть до начала XIX века. Соляные промыслы города потеряли свое значение из-за открытия на юге больших соляных озер Эльтон и Баскунчак. Однако купеческая слава и богатство городка было обусловлено не только солью. Тотьма очень удачно расположилась на Северном речном пути из Вологды в Архангельск, по которому осуществлялась вся внешняя торговля России вплоть до Петровских времен. Каждый год через город проходило от 500 до 1000 судов, обосновались представительства иностранных торговых миссий. А после присоединения к Московскому государству Казанского ханства началось активное освоение Урала и Сибири, и Тотьма снова оказалась востребована: через нее прошел торговый путь на Восток по рекам Сухоне, Вычегде и далее волоком до Камы. Поэтому, когда в начале своего правления Петр I «прикрыл» торговлю через Архангельск, основав столицу-порт на Балтике, тотемские купцы не растерялись и переключились на освоение сибирского и дальневосточного направлений.
То был воистину фантастический период в истории Тотьмы, невиданный взлет! Зажиточные горожане организовывали и финансировали экспедиции на Дальний Восток, Аляску и Алеутские острова – в общей сложности около 20 экспедиций на Тихом океане. Есть даже отправная точка – 1747 год. Купцы братья Холодиловы снарядили на Камчатке судно «Св. Иоанн» для плаванья к Командорским островам. Далее к организации промысловой деятельности присоединились Пановы, Черепановы и другие. Уж не знаем, связаны ли те Черепановы с создателями первого российского паровоза, но почему-то хочется верить в такое родство.
На Алеутских островах тотьмичи не только осваивали новые территории, но и добывали шкурки калана, песца и лисы-чернобурки. Именно они, русские северные люди, первыми добрались до этих земель, периодически вступая в кровопролитные конфликты с местными жителями, алеутами. Пушной промысел велся стихийно и, чего уж, по-варварски. Посему российские власти спешно взяли его под свой контроль. Так родилась Российско-американская компания, а частная инициатива по добыче пушнины была остановлена. Однако часть островов Алеутской гряды и по сей день называется Лисьими островами (Fox Islands).
И черная лисица оставила свой след в Тотьме. Она фигурирует на гербе города, учрежденном Екатериной II в 1785 году. В городе установлены аж два памятника пушной красавице-кормилице. Один – на берегу Сухоны, второй – в центре у Торговой площади.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Тут же, в центре Тотьмы в 2005 году установили и памятник российским мореходам и землепроходцам. Он представляет собой ладью, на парусе которой заметны очертания тотемских храмов. У подножия – якоря, а рядом оборудован уютный сквер со скамейками.
Здесь проводят народные гуляния, праздники, ярмарки. В Новый год на площади устанавливают огромную новогоднюю елку. Словом, обычная центральная площадь с эстрадой. А за ней – редакция местной газеты «Тотемские вести».
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В БЫВШЕЙ РЫБАЦКОЙ СЛОБОДЕ
Свое знакомство с Тотьмой мы начали с Троицкой церкви в бывшей рыбацкой Зеленской слободе. Годы постройки: 1768-1788. Это одно из архитектурных чудес Тотьмы. Такое впечатление, что храм всегда окажется в кадре, с какого бы ракурса мы ни снимали город. А окружающая частная застройка и есть та самая бывшая рыбацкая слободка Зеленя. Под таким названием она впервые появилась на карте Тотьмы в 1781 году. Домики, деревья и церковь, описанные в начале ХХ века краеведом Григоровым, стоят тут и поныне. В пейзаже мало что изменилось.
И снова много фото слободки!
Каменная Троицкая церковь возведена взамен прежней, порядком обветшавшей деревянной, стоявшей неподалеку от места впадения речушки Песьи Деньги в Сухону. И тут мы вынуждены вас погрузить в одну из забавных городских легенд.
Речка Песья Деньга. Есть и такая. Якобы ехал царь Иван Грозный из Вологды в Тотьму по своим надобностям, но перед самым городом его обоз увяз в мелководной речке. На помощь поспешили мужики и на руках вынесли государев транспорт на берег. Растроганный царь решил лично расплатиться с ними. Достал кошель, протянул монеты, но одна из них выскользнула из рук Ивана Грозного и исчезла в речной воде. «Да и пес с ней, с деньгой-то! – воскликнули мужики. – Главное, с живым царем рядом постояли!».
Кстати, местные жители так тесно связывают свои места с Иваном Васильевичем, что всерьез считают, будто его легендарная библиотека скрыта в подвалах Спасо-Суморина монастыря. Его мы обязательно покажем ниже, дочитайте обязательно.
А Песья Деньга, кстати, раньше была Пес-Еденьгой (вроде «еденьга» на одном из финно-угорских наречий означает реку). Название известно издревле. И, вероятно, получилось от сочетания «еденьги» с производным от русского диалектного «песь» - песок. За точность таких выводов не ручаемся, но легенда про царя и мужиков понравилась.
Разрешение на строительство Троицкой церкви было получено в 1768 году, но, в силу ряда непредвиденных обстоятельств, работы растянулись на два десятилетия. Церковь строилась на частные пожертвования купца-морехода Степана Яковлевича Черепанова, не дожившего до окончания строительства и скончавшегося в 1772 году. При его жизни успели возвести лишь первый этаж, а дальнейшие работы велись уже под наблюдением брата, Василия Яковлевича, а впоследствии жены, Матрены Ивановны.
Инициативной и деятельной Матрене было угодно скорректировать первоначальный проект. 3 января 1781 года в договор с подрядчиком были внесены изменения, согласно которым церковь отныне завершалась пятиглавием.
«Зделать сего лета вышеозначенную холодную [верхнюю] церковь пятиглавой: высоты средний осмерик шести аршин с половиной, свод на нем трех аршин, шея четырех аршин. А протчие по углам четыре осмерика высоты по четыре аршина с половиной. Свод по два аршина, шеи по два тоже аршина, и под четыре осмерика стулья подвести по сажене. А за сию лишнюю работу рядил я, Федор Иванов, сын Титов, взять у тебя, Матроны Черепановы, сверх выписанной работы сто десять рублев [к тому времени, за предыдущие, уже выполненные на тот момент, работы подрядчику было уплачено 800 рублей].
А ежели паче чаяния зделается какое повреждение своду или чему другому до трех лет, то починивать и исправлять мне, Титову, собою, а после трех лет, хотя что учинится, то уже починивать вам, Черепановым».
Как видим, согласно договору, на все строительные работы распространялась трехлетняя гарантия. Но текст интересен еще и реквизитами исполнителя. В этой графе сказано: «Дал сей контракт Устюжской провинции Соли Вычегодской уезду экономической крестьянин деревни Петровского – крестьянин Федор Иванов, сын Титов». То есть, перед нами документальное свидетельство того, что следы «тотемского барокко» ведут в Сольвычегодск.
И это примечательно. На самом деле то наше путешествие было, куда длиннее. Петербург – Вельск – Архангельск – Нёнокса – Северодвинск – Холмогоры – Малые Карелы и Лявля – Верхняя Тойма – Авгюнская УЖД – Перьмогорье – Черевково – Сольвычегодск – Тотьма – Вологда – Петербург. 4 139 км дорог и 12 дней. А еще, Тулгасский погост по пути из Архангельска в Котлас: пыльные дороги и полупустые деревеньки. И Сольвычегодск с Тотьмой перекликнулись в нем не единожды. (Ниже будет история про разделенный меж этими городками мебельный гарнитур). Русский Север – понятие скорее историко-культурное, чем географическое. Это те земли, в которых сохранился свой непохожий на остальную Россию уклад жизни. Они неуловимо связаны меж собой: героями, событиями, материальными памятниками.
Для сравнения – храмы Сольвычегодска, снятые в разное время года:
В следующей части расскажем собственно о тотемском барокко и картушках, покажем «Культурный квартал» на набережной Сухоны и могилку Ивана Кускова в Спасо-Суморином монастыре. А также посоветуем, где перекусить в Тотьме.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас