Турбореактивный АЛ-41 модернизировался в стационарную версию. Теперь он будет состоять на наземной гражданской службе. Это настоящий прорыв, за которым стоят сотни часов кропотливого инженерного труда.
Приземлился и преобразился
Современные двухконтурные турбовентиляторные двигатели являются вершиной научно-технического прогресса. Их легкий, мощный и при этом компактный вариант для истребителей, способный выдержать критические перегрузки, в принципе считается высшей лигой этого класса силовых установок.
Его выдающиеся качества очень высоко оценили и в нефтегазовом секторе. Там существует колоссальная потребность в энергетическом оборудовании, которое можно без особых логистических проблем доставить в дальние регионы страны, где плохие дороги перемежаются полным бездорожьем. Тут преимущества в виде компактности и высокой мощности раскрываются во всей красе.
В этом свете требовалось лишь дождаться, когда жемчужина российской авиационной промышленности, двигатель АЛ-41, приземлится в виде новой энергетической установки.
Реактивная сила для добычи газа
Основа газоперекачивающего оборудования нового поколения — двигатель АЛ-41СТ-25 уже разработан. До конца года завершатся испытания первого опытного образца. Над ним работают инженеры уфимского предприятия ОДК-УМПО (входит в госкорпорацию «Ростех»).
«Ростех на протяжении многих лет стабильно поставляет надежное и качественное энергетическое и газоперекачивающее оборудование для реализации крупнейших газотранспортных проектов. <…> В разработке находится линейка новых «наземных» силовых установок АЛ-41СТ. До конца года планируется завершить испытания первого 25-мегаваттного двигателя на стенде завода-изготовителя, в феврале 2024 года — начать испытания второго образца», — рассказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.
Опытную эксплуатацию планируют начать в 2024 году на компрессорной станции «Арская».
Что было, что стало
Двигатель АЛ-41 имеет несколько модификаций. Какая точно была использована в качестве базы для установки топливно-энергетического комплекса (ТЭК), не сообщается. Однако самым вероятным кандидатом представляется АЛ-41Ф-1С, устанавливаемый на самолетах Су-35. Его основные характеристики:
· двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель;
· модульная конструкция с управляемым вектором тяги и цифровым комплексным регулятором;
· тяга на особом режиме — 14500-2% кгс;
· тяга на режиме полный форсированный боевой — 14000-2% кгс;
· тяга на максимальном боевом режиме — 8800±2% кгс;
· удельный расход топлива на максимальном боевом режиме — ≤0,77+0,02 кг/кгс*ч;
· длина — 4,942 м;
· диаметр входа в компрессор — 0,932 м;
· масса сухая — ≤1604+2% кг.
Наземный АЛ-41СТ-25 имеет мощность 25 МВт, ресурс до 150 тыс. часов и высокую эффективность:
«Что касается эффективности АЛ-41СТ-25 — его КПД будет 40% и более. У предшественника — двигателя АЛ-31СТ КПД — 35,5%. Таким образом энергоэффективность растет, и мощности компании тоже», — сообщил заместитель генерального директора по производству ООО «Газпром трансгаз Уфа» Павел Романенков.
Кроме того, установка обладает низким уровнем эмиссии вредных веществ и теплового излучения, уменьшенной металлоемкостью и соответствует всем современным требованиям по надежности и экологичности.
Главное же преимущество — потенциальная модернизация с созданием семейства высокоэффективных газотурбинных приводов мощность 32 и 42 МВт. Такая унификация повышает ремонтопригодность оборудования, снижая амортизационные расходы.
В самом ближайшем времени АЛ-41СТ закроет потребности ТЭК в современном и эффективном газоперекачивающем оборудовании. Тем временем на горизонте уже показывается нечто совершенно новое. Это представитель следующего поколения российских двигателей, который пока сохраняет кодовое название «Изделие 30».
Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA