Найти тему
SFERA — Pro Технологии

«Геофизика» выходит на стратегическую высоту: в РФ вновь подняли в воздух один из самых необычных самолётов современности. Но зачем?

Оглавление

Уникальный самолет M-55 «Геофизика» вновь подняли в воздух. При СССР этот высотный разведчик поражал всех одним своим видом, но, что важнее, он мог выполнять задачи, для которых ничто другое не годилось. Несмотря на это, М-55 не получил широкого распространения. Зато теперь о нем вновь вспомнили и, вероятно, скоро начнут применять. Но как?

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Прошлое «Геофизики»

Необычный самолет появился на излете СССР, в 1988 году, и должен был использоваться для воздушной разведки и целеуказания комплексам «Искандер». «Геофизика» — чуть ли не единственная машина, чья крейсерская высота превышает 20 км, а потому и применение ей искали нетривиальное. В числе прочего самолет должен был стать базой для размещения особого оружия.

Однако судьба сложилась иначе, и М-55 начали использовать в гражданских, главным образом научных целях, причем не только в России, но и на Западе. Самолет оказался удобен для изучения нижних слоев атмосферы, в частности, озонового слоя, из-за чего он и получил свое прозвище.

«Ни один другой летательный аппарат на Земле не был способен осуществлять длительные полеты в стратосфере на высоте более 20 км, принимая при этом на борт до 2 тонн различной научной аппаратуры. Именно уникальные возможности самолета открыли для него долгое научное будущее» — «Военное обозрение».
SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

«Геофизика» принимала участие в международных экспедициях, и еще в 2015 году упоминалась в СМИ в связи с участием в европейском исследовательском проекте. Хоть самолет и не получил большой известности, но в узких кругах был вполне востребован.

Почему «Геофизика» снова в небе

Недавно появилась информация, что Россия вновь откуда-то достала эту реликвию времен СССР и разрабатывает стратосферный разведывательный комплекс для 100% поражения целей в реальном времени. Новая система включает самолет-носитель и контейнеры с радиолокационными и оптико-электронными станциями, а также средствами электронной разведки. «Геофизику», наконец, начнут использовать по прямому назначению.

В новом веке многократно поднималась тема создания некоего беспилотного комплекса, который имел бы небольшие размеры, низкую стоимость эксплуатации, мог бы взбираться на большую высоту и просвечивать воздушное пространство противника на сотни километров. Да, такие комплексы носят название ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения).

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Однако российское военное ведомство в тот момент не придало этому большого значения, за что, к сожалению, в наши дни поплатилось. И за понимание важности подобных систем пришлось заплатить высокую цену. Лишь когда один из таких модернизированных комплексов смог организовать откровенный самолетопад в стане противника, специалисты, видимо, всё же спохватились. И вот тут в небо опять взмывает «Геофизика». Совпадение?

На самом деле, нет. Представить более подходящий самолет для создания беспилотного комплекса ДРЛО практически невозможно, ведь принцип «выше летаешь — дальше видишь» никто не отменял. В нынешнее время для этого используются комплексы на основе Ил-76 под названием А-50У, хотя первый в принципе создавался как тяжелый транспортник. И в таком виде они тоже очень нужны, так что имеет смысл перенести ДРЛО на более дешевую и специализированную платформу.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Возрождение проекта беспилотника ДРЛО

В сети вновь заговорили о замороженном на долгие годы проекте стратегического модульного БПЛА «Зонд-1/2». Его разработка велась с 2011 года:

«”Зонд-1” должен был оснащаться АФАР-РЛС с режимом SAR, а “Зонд-2” — РЛС воздушного обзора и целеуказания (ЦУ)» — «Репортер».

Использование этих аппаратов позволило бы существенно сэкономить даже при том, что они могли бы осуществлять круглосуточный мониторинг.

В 2021 году заговорили о БПЛА ДРЛОиУ на базе Су-34, который, по словам разработчиков, мог бы заменить пилотные аналоги:

«Это не только разведывательный аппарат и не столько разведывательный аппарат, это принципиально новое для нашей страны направление развития крупноразмерных беспилотных комплексов, это самолет радиолокационного дозора и наведения, аналог А-50 и перспективных самолетов этого направления», — рассказал главный конструктор компании «Кронштадт» Николай Долженков в интервью телекомпании «Звезда».
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

На текущий момент больше всего в медийном пространстве мелькает «Геофизика», так что имеет смысл следить за этим самолетом. В ноябре сообщалось, что на М-55 испытывают блок разведки для упомянутого ДРЛОиУ/Су-34.

Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA